Всё началось с рисунка. Пушкин конь царской квадри
Всё началось с рисунка.
1.Пушкин – конь царской квадриги.
На этот рисунок впервые обратил внимание в связи с «Коньком-Горбунком» первый исследователь проблемы авторства названной сказки – Александр Александрович Лацис.
В 1980-е годы данный рисунок разбирала пушкинист Лариса Керцелли. Ей принадлежит атрибуция изображения одной из нарисованных Пушкиным голов коней как пушкинского автопортрета.* А.А. Лацис в 1990-е увидел в этом автопортрете зародыш будущего Конька-Горбунка: «… если это Пушкин, то в виде конька-горбунка!», - пишет Лацис.**
Мы же думаем следующее. Мы думаем, что исследователи этого пушкинского автографа до сих пор не сочли нужным обратить внимание на весь автограф в его целостности. Если бы это было сделано, то мы бы уже не оспаривали пушкинское авторство сказки «Конёк-Горбунок».
Удивительно, что никто не обратил внимания на то, что головы коней не просто «артистически разбросаны», как пишет Керцелли, - а вернее, - совсем не разбросаны, - они составляют определённую композицию! И это – композиция царской квадриги с рисунка (литографии) Фресмана, изображающего усмирение холерного бунта на Сенной площади в июле 1831 года. И лошадиные морды на рисунке Пушкина изображены примерно в таком же ракурсе, в таком же оснащении, как у Фресмана. (Подозреваем, что это изображение Николая было в то время чуть ли не лубочным; именно оно, вероятно, использовано и на памятнике царю по проекту О. Монферрана, 1856-59 годов). ***
Таким образом, Пушкин изобразил здесь себя впряжённым в царскую квадригу, - вместо одной из лошадей. Она изображена вверху, как отпряжённая, незанятая. Её место занял Пушкин. Так, получается, определил поэт своё камер-юнкерство.
Такому заключению вроде бы противоречит черновик стихотворения «Андрей Шенье» (1825 года), на котором сделан этот рисунок. Но!
Во-первых, Пушкин мог использовать для рисунка старый черновик.
Во-вторых, он мог воссоздать черновик заново.
Потому что здесь играет и само стихотворение «Андрей Шенье», благодаря которому и начались отношения Пушкина с царём, (и отчасти "благодаря" которому за Пушкиным был установлен с 1828 года полицейский надзор). То есть, отношения с царём у Пушкина были в основном обусловлены именно этим стихотворением. Тем более, что черновик с рисунком кончается стихом «И буря мрачная минёт!», - а именно этим стихом заканчивался отрывок, ходивший по рукам после казни декабристов, с надписью «На 14 Декабря»****, из-за которого Пушкин и был вызван на аудиенцию к Николаю в сентябре 1826 года (первую встречу царя и поэта).
О том, что Пушкин изобразил на данном рисунке себя-женатого говорят и намечающиеся у коня на макушке рожки. Голова поэта при этом обрита, - в точности как у описанных когда-то Пушкиным «… мужей рогатых, обритых и брадатых …».*****
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/13/1104
*Лариса Керцелли. Удивительный автопортрет.
** А.А. Лацис. Верните лошадь! http://gorbunock.narod.ru/01.htm
***http://www.proza.ru/2018/05/13/1104
**** Отрывок из стихотворения "Андрей Шенье", названный кем-то "На 14 Декабря":
Приветствую тебя, мое светило!
Я славил твой небесный лик,
Когда он искрою возник,
Когда ты в буре восходило;
Я славил твой священный гром,
Когда он разметал позорную твердыню
И власти древнюю гордыню
Рассеял пеплом и стыдом;
Я зрел твоих сынов гражданскую отвагу,
Я слышал братский их обет,
Великодушную присягу
И самовластию бестрепетный ответ;
Я зрел, как их могучи волны
Все ниспровергли, увлекли,
И пламенный трибун предрек, восторга полный,
Перерождение земли.
Уже сиял твой мудрый гений,
Уже в бессмертный пантеон
Святых изгнанников всходили славны тени;
От пелены предубеждений
Разоблачался ветхий трон;
Оковы падали. Закон,
На вольность опершись провозгласил равенство,
И мы воскликнули: “блаженство!”…
О, горе! о, безумный сон!
Где вольность и закон? Над нами
Единый властвует топор.
Мы свергнули царей? Убийцу с палачами
Избрали мы в цари! О, ужас! о, позор!..
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая! нет, не виновна ты:
В порывах буйной слепоты.
В презренном бешенстве народа —
Сокрылась ты от нас. Целебный твой сосуд
Завешен пеленой кровавой…
Но ты придешь опять со мщением и славой —
И вновь твои враги падут.
Народ, вкусивший раз твой нектар освященный
Все ищет вновь упиться им;
Как будто Вакхом разъяренный,
Он бредит жаждою томим…
Так! он найдет тебя. Под сению равенства,
В объятиях твоих он сладко отдохнет
И буря мрачная минет…
***** А.С.Пушкин. Мой друг, уже три дня… http://ilibrary.ru/text/427/p.1/index.html
Свидетельство о публикации №218051301099
Сергей Ефимович Шубин 11.02.2025 19:44 Заявить о нарушении
Елена Шувалова 11.02.2025 19:50 Заявить о нарушении
Сергей Ефимович Шубин 11.02.2025 20:44 Заявить о нарушении
Сергей Ефимович Шубин 11.02.2025 21:41 Заявить о нарушении
Елена Шувалова 05.03.2025 14:25 Заявить о нарушении
Сергей Ефимович Шубин 05.03.2025 17:07 Заявить о нарушении
Елена Шувалова 05.03.2025 18:00 Заявить о нарушении