Всё началось с рисунка. Пушкин конь царской квадри

С чего начался Конёк-Горбунок.

Всё началось с рисунка.




1.Пушкин – конь царской квадриги.

   На этот рисунок впервые обратил внимание в связи с «Коньком-Горбунком» первый исследователь проблемы авторства названной сказки – Александр Александрович Лацис.

  В 1980-е годы данный рисунок разбирала пушкинист Лариса Керцелли. Ей принадлежит атрибуция изображения одной из нарисованных Пушкиным голов коней как пушкинского автопортрета.* А.А. Лацис в 1990-е увидел в этом автопортрете зародыш будущего Конька-Горбунка: «… если это Пушкин, то в виде конька-горбунка!», - пишет Лацис.**

 Мы же думаем следующее. Мы думаем, что исследователи этого пушкинского автографа до сих пор не сочли нужным обратить внимание на весь автограф в его целостности. Если бы это было сделано, то мы бы уже не оспаривали пушкинское авторство сказки «Конёк-Горбунок».

 Удивительно, что никто не обратил внимания на то, что головы коней не просто «артистически разбросаны», как пишет Керцелли, - а вернее, - совсем не разбросаны, - они составляют определённую композицию! И это – композиция царской квадриги с рисунка (литографии) Фресмана, изображающего усмирение холерного бунта на Сенной площади в июле 1831 года. И лошадиные морды на рисунке Пушкина изображены примерно в таком же ракурсе, в таком же оснащении, как у Фресмана. (Подозреваем, что это изображение Николая было в то время чуть ли не лубочным; именно оно, вероятно, использовано и на памятнике царю по проекту О. Монферрана, 1856-59 годов). ***

 Таким образом, Пушкин изобразил здесь себя впряжённым в царскую квадригу, - вместо одной из лошадей. Она изображена вверху, как отпряжённая, незанятая. Её место занял Пушкин. Так, получается, определил поэт своё камер-юнкерство.
 Такому заключению вроде бы противоречит черновик стихотворения «Андрей Шенье» (1825 года), на котором сделан этот рисунок. Но!

 Во-первых, Пушкин мог использовать для рисунка старый черновик.
 Во-вторых, он мог воссоздать черновик заново.

  Потому что здесь играет и само стихотворение «Андрей Шенье», благодаря которому и начались отношения Пушкина с царём, (и отчасти "благодаря" которому за Пушкиным был установлен с 1828 года полицейский надзор). То есть, отношения с царём у Пушкина были в основном обусловлены именно этим стихотворением. Тем более, что черновик с рисунком кончается стихом «И буря мрачная минёт!», - а именно этим стихом заканчивался отрывок, ходивший по рукам после казни декабристов, с надписью «На 14 Декабря»****, из-за которого Пушкин и был вызван на аудиенцию к Николаю в сентябре 1826 года (первую встречу царя и поэта).

  О том, что Пушкин изобразил на данном рисунке себя-женатого говорят и намечающиеся у коня на макушке рожки. Голова поэта при этом обрита, - в точности как у описанных когда-то Пушкиным «… мужей рогатых, обритых и брадатых …».*****
 


 
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/13/1104












*Лариса Керцелли. Удивительный автопортрет.
** А.А. Лацис. Верните лошадь! http://gorbunock.narod.ru/01.htm
***http://www.proza.ru/2018/05/13/1104
**** Отрывок из стихотворения "Андрей Шенье", названный кем-то "На 14 Декабря":

Приветствую тебя, мое светило!
Я славил твой небесный лик,
Когда он искрою возник,
Когда ты в буре восходило;
Я славил твой священный гром,
Когда он разметал позорную твердыню
И власти древнюю гордыню
Рассеял пеплом и стыдом;
Я зрел твоих сынов гражданскую отвагу,
Я слышал братский их обет,
Великодушную присягу
И самовластию бестрепетный ответ;
Я зрел, как их могучи волны
Все ниспровергли, увлекли,
И пламенный трибун предрек, восторга полный,
Перерождение земли.
Уже сиял твой мудрый гений,
Уже в бессмертный пантеон
Святых изгнанников всходили славны тени;
От пелены предубеждений
Разоблачался ветхий трон;
Оковы падали. Закон,
На вольность опершись провозгласил равенство,
И мы воскликнули: “блаженство!”…
О, горе! о, безумный сон!
Где вольность и закон? Над нами
Единый властвует топор.
Мы свергнули царей? Убийцу с палачами
Избрали мы в цари! О, ужас! о, позор!..
 
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая! нет, не виновна ты:
В порывах буйной слепоты.
В презренном бешенстве народа —
Сокрылась ты от нас. Целебный твой сосуд
Завешен пеленой кровавой…
Но ты придешь опять со мщением и славой —
И вновь твои враги падут.
Народ, вкусивший раз твой нектар освященный
Все ищет вновь упиться им;
Как будто Вакхом разъяренный,
Он бредит жаждою томим…
Так! он найдет тебя. Под сению равенства,
В объятиях твоих он сладко отдохнет
И буря мрачная минет…


***** А.С.Пушкин. Мой друг, уже три дня… http://ilibrary.ru/text/427/p.1/index.html


Рецензии
И причём тут 1831-й год, ежели рисунок относится к 1825-му году? А это время первоначального замысла "Конька".

Сергей Ефимович Шубин   11.02.2025 19:44     Заявить о нарушении
Ну потому что это вы считаете, что в 1825, а я считаю, что либо 30-31 декабря 1833, либо в январе 1834.

Елена Шувалова   11.02.2025 19:50   Заявить о нарушении
Я опираюсь на Академическое ПСС Пушкина (том 18, с.36), в котором пушкинский "удивительный автопортрет" УЧЁНЫЕ датируют "маем-июнем 1825-го года". А вот ваша датировка ничем и никем не обосновывается. Читайте ПСС Пушкина.

Сергей Ефимович Шубин   11.02.2025 20:44   Заявить о нарушении
А я опираюсь на собственные выводы.

Елена Шувалова   11.02.2025 20:47   Заявить о нарушении
К сожалению, ваши выводы ничем не обоснованы. А к Пушкину, у которого, кстати, подставных авторов хватает, надо относиться со всем вниманием и всем уважением. Но если у вас цель дискредитировать тему пушкинского авторства "Конька", то тогда вы на верном пути.

Сергей Ефимович Шубин   11.02.2025 21:41   Заявить о нарушении
Ваша УЧЕНЫЕ тупо ставят 1825, поскольку в этом году написан Андрей Шенье. Они не задавались вопросами:1. Почему это черновик только той части стихотворения, которая была исключена цензурой? 2. Зачем Пушкин сохранил этот черновик? "Ученых много, умных мало"...

Елена Шувалова   05.03.2025 14:25   Заявить о нарушении
Во-первых, учёные не "ваша", а "ваши", а, во-вторых, все они НАШИ! Т.е. отечественные. Вы это не заметили? И в отличие от меня и от вас они имели (да и сегодня, думаю, имеют!)доступ к подлинным пушкинским автографам, находящимся в Пушкинском Доме. И поэтому они могли (да и могут сегодня) своими глазами оценивать время пушкинского написания или рисования. Но ежели вы можете опровергнуть официальную датировку, то флаг вам в руки - опровергайте. Я же по данному вопросу опираюсь на то, что доказано профессиональными пушкинистами и что никаких сомнений у меня не вызывает. А вот почему нет сомнений - скажу позже.

Сергей Ефимович Шубин   05.03.2025 17:07   Заявить о нарушении
Пишу с телефона, не всегда отслеживаю его правки. Этот листок выставлялся в Музее Пушкина на Пречистенке. Я более чем уверена, что никакой специальной экспертизы по нему не проводили.

Елена Шувалова   05.03.2025 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.