338. Школа даосов о судьбе и предопределении

338.

О СУДЬБЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Как-то мы заговорили со стариком Накамура о судьбе и о предопределении, и старик сказал мне довольно странные вещи. Он говорил: «Хотя и в мире ничего не предопределено, но существует определённых порядок, который можно ещё назвать законом. Когда кто-то неожиданно погибает, мы видим всего лишь конечный результат и никак не можем понять, почему это произошло: судьба это или случайность? И почему это произошло именно так, а не иначе? Ведь всё могло случиться иначе, и человек мог выжить. Но случилось то, что случилось. Так есть ли судьба, которая уже предопределила заранее, что так должно было случиться? И тут же возникают другие вопросы: безграничен ли мир или имеет границы, которые человека загоняют в ловушку смерти? Прост ли мир или он настолько сложен, что человеческая жизнь определена пространством и временем? Есть ли в мире свобода, ли её вообще не существует, если человек бывает вынужденным прекратить свою жизнь, не выходя за определённые рамки? И, наконец, в ряду причин мира есть ли некая необходимая сущность, или нет ничего необходимого, а всё случайно? Чтобы хоть как-то разобраться в этих сложных вопросах, человеку, вероятно, надо понять, что такое закон, и что такое принцип воли. Закон – это определённый порядок: когда происходит то, то получается от того-то. А принцип воли – это то, что необходимо сделать для того, чтобы добиться цели, что само по себе рассматривается как случайное, а значит раздвигает границы определённости, и закон уже может не действовать, ибо определённость уже разрушается, это уже лазейка уклонения от судьбы. Человек, согласно закону судьбы, должен был бы погибнуть, но он выжил, ангел в последний момент спас его от грозящей опасности. А это значит, как считают даосы, что мир имеющий свои границы, безграничен. Принцип воли, поставивший цель спасения, нашёл в монолитной системе закона щёлку – «сукима» по-японски, и проскользнул сквозь неё от грозящего уничтожения. Почему это произошло? Потому что в сложном мире, отыскалось простое решение, ибо всё сложное просто, так же, как в самой простоте есть очень много сложностей. «Сукима» – это щель, которая в пространстве и времени всегда находит выход и делает человека свободным даже в роковых моментах его жизни, даже в предопределении. Но эта «сукима» всегда заставляет человека быть на чеку, на стороже, как только она закрывается, человек теряет бдительность и гибнет. Судьба и предопределение всегда стараются человека поймать в ловушку, и для того, чтобы избежать, ему нужно постоянно видеть эту щель перед собой. В необходимости и неизбежности всегда нужно находить случайность и использовать её в своих целях. «Сукима» - это пустота. Принцип воли и состоит в том, чтобы схватывать пустоту - овладевать судьбой и уходить от предопределённости. Даос, овладевший пустотой, стоит над судьбой и ему не грозит никакая предопределённость, что и дарует ему бессмертие. К сожалению люди не понимаю этой простой истины. Уходя от одно опасности, они попадают в другую, избежав смерти в одном мести, они находят её в другом. Ведь даже очень густые волосы можно раздвинуть на голове и найти просвет».

И в доказательство своих слов старик Накамура дал мне один древний текст из цикла «О чём не говорил Конфуций», который я перевёл так:
 

КОМУ СУЖДЕНО СГОРЕТЬ, НЕ УТОНЕТ
 
В Аньцин поехал торговать Е некий из Цзинсина
С людьми другими. Сильный ветер на реке поднялся
И опрокинул джонку, утопила всех стремнина,
Лишь Е, в воду упав, не потонул и удержался,

Увидел человека в красном, тот поднял на руки
Его и спас, как будто было ангела явленье,
Решил Е, что бессмертный дух помог ему в спасенье,
Что с ним он избежит впредь все несчастия и муки,

Что ничего уже опасное его не тронет.
Но вскоре после этого пожар у Е случился,
Весь дом сгорел, а он погиб, и ангел не явился.
Кому сгореть судьбою суждено, тот не утонет.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии