Словено-Русия

Сказание.
    
     В этом повествовании о происхождении словен и руси смешались мифы византийских историков, легенды и притчи русских православных перехожих монахов и, конечно, сказочные вставки дедков с девятого кирпича печки муромки.
===========================

   Поели, попили, все улиглися, теперь слушайте...
      Во второе лето после потопа, по преданиям староисчесления в лето 2244 праотец Ной разделил всю вселенную на три части между своими отроками Симом, Хамом и Иафетом.
      Хам же, получив сие благословение по нерадению своему упился от вина. По отрезвлении его Ной сказал:
      -- Проклят будет Хам, отрок мой, пусть он будет рабом братиев своих.
      После чего расселил Ной Сифа в пределех Ханаановых. Иафету же указал излиться на западные и на северные страны до самого полунощия.
      Через оное время правнуки Иафетовы Скиф и Зардан отлучились от братовей своих и от рода своего в западных странах, ушли в полуденные страны, поселившись в Ексинопонте. Там прожив многие лета, от сих родов породились многие сыны и их внуки, и были такие, которые прозвались Скифия Великая по имени деда своего Скифа.
      Однако по тесноте земельной среди них пошла распря, крамола и межусобица. Тогда княжичи и родители начальные той земли поделили землю среди кровных пятичисленных сыновей по их именам: Словен, Рус, Болгар, Савир, Истер.
      От сих же болгар и савир во время позднее изскочил и сыроядец каган, о котором много изъяняет греческая история императора Константина.
      Князья скифские Словен и Рус мудростию и храбростию всех превозошли в роде своём. Много они размышляли с ближними своими о судьбе своей и какова есть мудрость мировая.
      Так размышляя, стали думать они, только ли земля кончается там, где она была Ноем завещана прародителю их Иафету? Есть ли другие части земли угодные и благие ко человеческому вселению?
      Решили они оставить вражду и несогласие, которые тесноты ради творятся среди них, подвигнуться и уйти от земли своей и от рода своего, пойти дальше по вселенной, которую жребием прадеду нашему Иафету указана была. Сказали они так:
      -- Благословенный завет отцов наших подаст нам землю доброплодную в обитание нам и родам нашим.
      Любы были сии мудрости Словена и Руса всем людям и на вече сказали они единым духом:
      -- Благой совет князей наших и премудрых держателей и добрая их речь угодна нам. Пойдёмте же вместе.
      В лето от сотворения света 3099 Словен и Рус отлучилися от Ексинопонта, отошли от рода своего и от братиев своих. Так пошли они за пределы страны своей по другим странам восточной вселенной. Словно орлы острокрылатые пролетали они сквозь язви и пустыни, ища себе на поселение места благопотребные.
      Много мест они прошли, во многих краях почивали, но не могли они обрести вселения по душе, телу и сердцу своему.
      Только после четырнадцати лет скитания дошли они до озера одного, великого по размерам, зовимого Моикса, Словен же назвал его Ильмер-озеро во имя сестры его Илмеры. Волхвы, бывшие при том озере, повелели Словену и его людям быть насельниками этого места.
      Словен с родом своим и другими, кто пришёл под его руку, встал на реке, зовимой тогда Мутная, которая потом проименовалась именем старшего сына Словена Волхова.
      Там же Словен положил начало граду именем Словенск Великий. Град поставлен был в устье на полтора поприща вверх Великой реки Волохова.
      С этого времени скифские новопришельцы стали себя называть словенами. Именем жены Словена Шелони названа была река в Ильмер-озеро впадшую. Именем младшего сына Словена Волховца названа была протока от реки Волхова.
      Больший сын князя Словена Волхов был чародей, ухищрялся разными мечтами о многих богах, главный из которых был Перун. Вот он стоял на реке Волхове, преобразуясь в образ коркодила или другого лютого зверя. Так он залегался в реке Волхове, преграждал всем путь водный, и не поклоняющихся ему и почитаемым им богам всех пожирал, других испроверзая и утопляя.
      Этот чародей Волхов поставил небольшой градок, зовимый Перыня, и посреди градка этого стоял идол Перуна. Там совершались нощные мечтания и людские собирания, коим кумиром был Перун.
      Стали баснословить о сем волхве невегласи и суеверные, его в боги претворяющие.
      Враги же его стали его бояться и звали его окаянным, задумали они его извести хитростями своими. Глаголили повсюду, что он яко зло разбиен бысть должен. Так однажды они его удавили и в реке Волхове бросили, откуда тело его несено было вверх по оной реке Волхове и брошено на берег противу его градка, который и по сию пору зовётся Перыня.
      Со многим плачем тут погребён был Волхов чародей и с великою тризною. Здесь над ним могилу ссыпали очень высокую, как обычай словенский полагает.
      Рассказывают старцы, что после трёх дней тризнища по нём, земля под могилой разверзлась и недра земные поглотили тело Волхова-чародея вместе с его могилою. А над этим местом всегда знак стоит, издалека видимый, а вблизи неведом.
      Малый сын Словена Волховец продолжал жить с отцом своим во граде Великом Словене.
      Через время родился у Волховца сын, коего назвали Жилотуг, так же и протока проименовалася его именем. В этой протоке делали древесные дубовые утопы, из которых потом составляли прочные терема, не поддающиеся огням, водам и ветрам злобным.
      Рус, второй брат Словена, шедший на Великий Восток вместе со Словеном, чтобы не быть в споре с ним за земли, ушёл на юг от Илмер-озера и вселился на четыре по десять вёрст от Словенска Великого, у солёного Студенца, создав там град свой, который встал между реками, кои Рус назвал по имени жены своей Порусия и дщери своей Полиста. Нарекли же град сей его же именем Рус. Тот град сейчас зовётся Руса Старая.
      Кроме этих больших градов Рус и Словен поставили инные малые многие градки.
      С того самого времени по именам князей своих и градов их начали зваться и люди, с ним шедшие: словене и руси.
      Русо-словенские волхвы сосчитали, что от создания мира до Великого потопа бысть прошло 2242 лет, от Великого потопа до разделения народов и языков вышло 530 лет, от разделения народов по языкам до вствания градов Словенска и Руса вышло 327 лет.
      Словен и Рус завладели потом совместно многими землями тамошних краёв. Следом за ними внуки их сложили по себе славы вечные и богатства многие ни сколько мечом своим и луком, а и словом, ибо вмести с ними ходили и мудроокие волхвы.
      Они овладели северными странами, всем Поморьем, дошли до пределов Северного моря, окрест Желтовидных вод, расселились по великим рекам Печёре и Выми. Они прошли высокие и непроходимые каменные горы в стране, зовимой Скир, прошли по великой реке Обве, дойдя до устия Беловодной реки, чья вода была бела, как молоко.
      Египетовские страны также познали силу Словенов и Русей. Они и там воевали, многое храбровство показали в эллинских и варварских странах, кои и по сию пору помнят силу и мощь этих народов.
      Когда над остальней южной вселенной воцарился Александр Македонский, сын Филиппа, начальницами во Словянах и Русах были тогда князи Великосан, Асан и Авесхасан. Эти князи храбровством и мудростию многих других превзошли.
      Александру Македонскому рассказали о вышереченных словенах и русах, о которых шёл со всех стран стран жалостный слух, так что у самодержца Александра в ушах провозгремело от них.
      Премудрый сей самодержец и всесветлый царь начал размышлять с подданными своими:
      -- Что же нам сотворить подобает с сыроядцами сими? Ратями ли многими ополчиться на них, разбить их и этих словенов и русев взять в вечную работу? Но трудно бысть это свершить из-за дальнего расстояния, где на пути будут многие пустые земли, неудобопроходные морские воды и превысокие горы.
      Тогда решает он послать словенам и русям дары многие, а с ними своё златопернатое царское писание, высокодержавною десницею подписанное.
      В этом послании Александр, царь Македонский заручил храброственного Великосана, мудрого Асана, счастного Авехасана, чтобы они жили в пределах своих и не ходили в пределы греческие. Пределы же Великосана, Асана и Авехасана царь греческий определил от моря Варяжского на севере до моря Хвалимского на юге, от Дуная на западе и до гор непроходимых на востоке.
      Сии три князья словено-русие, высокой чести сподобившиеся от державного самодержца, прияли сию пречестнейшую епистолию, и почитали её очень. Так что заложили её в божницы свои по правую сторону от главного идола своего Велеса, и поклонялись ей честно. И даже состворили праздник в начальный день примоса месяца, ныне первое марта.
      По прошествии многого времени от сих лет, выстали от родов словенских два князя именами Лалох и Лахерн. Эти князья начали походы на земли скипетра греческого царя, где придя под самый царствующий град, много зла и кровопролития совершили противу скипетра царствия греческого.
      Князь Лахерн, храбрый воин, был, однако, под царствующим градом греческим близ моря греческого стал убиен. Теперь это место зовётся Лахерново, и там был возведён монастырь во имя Пречистой Богородицы. С князем Лахерном пало множество русских вой.
      Лалох же, тоже храбрый князь, был очень язвен ранами. Не могши больше воевать, он, вместе с оставшимися, возвратился назад со многой добычей, где он жил по скотски, не имея божественного закона.
      О Лалохе  свидетельствовал апостол Андрей Первозванный, именуя его и его людей невегласями и погаными.
      После некоторого времени, когда в Синдерах Славенской земли князьями правили братья Диюлел и Дидиядакх, нехристианской веры, и которые во пчелиных бортиях жилища себе устраивали, на землю словено-русию был послан гнев божий.
      Тогда изморило тем гневом людей бесчисленно. Во градах и весях некому было погребать мёртвых.
      Оставшиеся люди избегали из градов в самые дальние страны. Так прижились оне на озере Белой воды, ныне зовущееся Бело озеро, такоже на озере Тинном. Стали оне зваться весями и другими, инные по иным странам разбежалися, где потеряли свои роды и звались разными чужими именами.
      Какие-то из словен дошли, убегая от гнева господнего, на Дунай к своим прежним родам на старожитные земли.
      Так случилось первое запустение Словенска и Руса на многие лета. Эти земли заселили дивии люди, звериного жительства и стали плодиться в них.
      По прошествии некоих времён стали приходить словены с Дуная, приводя с собою болгар и других инородцев. Так начали они заново населять грады Словенеск и Русу.
      Через малое время пришли из степей травных белые угры. Они побили болгар и словенцев дунайских, грады все опустошили, порушили, приведя Словенскую землю в полное запустение.
      Так случилось второе запустение Словенска и Русы.
      В опустении прошли многие лета. Но в скифских народах словенские беглецы много рассказывали о землях своих праотцов. Что где-то на севере лежит пустая их земля, никем не оберегаемая. Стали они мыслить, что следует вернуть эти земли себе и изгнать оттуда поганых.
      Так однажды собрались они и повели снова с реки Дуная множество народов с собою. То были и скифы, и болгары, и другие. Так пришли все эти народы на землю словен-русию. Снова они сели близ Ильмер-озера, где они обновили град свой на новом месте вниз по реке Волхове на несколько поприщ от Словенска, нареча этот град Новград Великий.
      Старейшиной и князем стал Гостомысл. Русу же восстановили на старом месте. Многие другие грады поставили внове, не найдя старых.
      Так снова разошлось племя словено-русие по разным широтам и полям той земли. Одни стали зваться словенами или русями, инные вошли под кров словено-русий.
      То были поляне, мазовшане, жмутяне, бужане, дреговичи, кривичи, чюдь, меря, древляне, моравы, сербы, болгары, северы, лопи, мордва, мурама, и многие другие.
      Словен, младший сын Гостомысла, отошёл от отца своего в Чюдь и там поставил град, назвав его Словенском над рекою в Ходницах. Там он прокняжил только три лета.
      Избор, сын Словена, преименовал его град Словенск в Изборск. Умер Избор, изъяденный змеёй.
      Как раз в то время земля Русия свергла с себя ризы бесовские, облеклась в порфиру и виссон золотистый и уже не вдовствовала, на многие лета опочивая и пребывая в возглавии над собой с премудрым Гостомыслом.
      Когда же Гостомысл вошёл во глубокую старость, не мог уже здраво рассуждать, и не мог владеть народами многими словено-русими, отводя их от многомятежных межусобных кровопролитий, тогда он призвал к себе всех властителей словено-русих.
      Сказал им Гостомысл:
      -- В земле Прусской есть потомок кесаря Августа, в кровницкой связи состоящий с родами словенскими и русскими. Нужно идти туда и молить его взойти к нам княжить и владеть вами, а вам следует ему покориться и в подданство к нему встать. Иначе в межусобицах страна наше растащится сыснова.
      Похоронили Гостомысла в месте, нарицаемым Волотово. По его смерти были посланы послы знатные в землю Прусскую.
      Там они нашли курфюрста именем Рюрик, рода сущего Августова и обликом словено-русева, молили его, чтобы шёл он к ним княжить. И так умолен был Рюрик, пошёл на Русь с двумя братами своими, Трувором и Синеусом. Придя на Русь, Рюрик принял великокняжество над Русью.
      Сел Рюрик в Новграде, Синеус на Белозере, Струвор в Зборице. Через два года Синеус умер, через малое время умер Струвор. Так Рюрик стал единодержавен над всею Рускою землёю, над коей державствовал семнадцать лет.
      Но не все приняли Рюриково главенство над собою. Старые Новградцы стали пророчествовать:
      -- Братие, не надо нам быть под единым игом державного обладателя. Мы по родам нашим всегда были самовластны. Рюрик же не токмо упразднит самовластие наше, но и рабами сделает нас.
      Рюрик тогда казнил самого храброго новградца, глаголившего сии вольные речи, именем Вадим, также следом за ним казнил Рюрик и других многих вольных новградцев.
      Однако же дух самовластия сохранился в родах словено-русих и среди народов, нашедших свой кров под словено-русей дланью.
      Так самовластие народов Словено-Русии и державность единоверной власти стали краеугольным камнем, всех их сплотивших для совместного жития на единой земле.
      Те же словены, кои хотели сохранить собственное самовластие, вернулись на Истр и там расселились как чехи, словенцы, сербы и другие.
      Оставшиеся словены в новых землях, вокруг Новграда, стали называть себя русями.
      Так Словено-Русия стала Киевской Русью, потом Русью и, наконец, Россией.
      Правнук же Рюрика блаженный князь Владимир, сподобился к познанию сущего Бога. Он был просвящён святым крещением.
      И по сию пору сияет Русь благочестием, держа неподвижно и неотступно христову веру по родам своим и народам.
+++++++++++++++++++   


Рецензии
== Там же Словен положил начало граду именем Словенск Великий. Град поставлен был в устье на полтора поприща вверх Великой реки Волохова...

Один из вариантов поприща - день пути. И это очень похоже: стража в устье, обнаружив врага, могла успеть предупредить горожан о необходимости обороны. А полтора стадия от устья - просто смешно: город возьмут ночным набегом за полчаса.
А вот от устья старого, пересохшего левого рукава Великой до Словенска-Изборска 45 км, полтора дневных перехода на драккарах или чайках против течения - по 30 км.
Там по ходу и Печоры, и Оръсава, и еще много интересного.

А если измерять по Волхову - там в 50 км от Ладоги есть селение Прусыня.

Владимир Репин   16.05.2018 20:01     Заявить о нарушении
Ну я это не от себя. Хотя расстояния мерил по карте и давал свои, уточнённые, не по источникам. А вот эти полтора стадия я пропустил, не проверил, хотя тоже, всё по источникам.

Олег Данкир   18.05.2018 02:12   Заявить о нарушении