Патриарх космополитов

                ЭРЕНБУРГ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ
                (1891-1967)
                Писатель, публицист
000
Сухой, холодный, никого не любящий.
(Л.Е. Белозерская-Булгакова)
000
Я не могу себе представить Монпарнас времен войны без фигуры Эренбурга. Его внешний облик как нельзя более подходит к общему характеру духовного запустения. С болезненным, плохо выбритым лицом, с большими, нависшими, неуловимо косящими глазами, отяжелелыми семитскими губами, с очень длинными и очень прямыми волосами, свисающими несуразными космами, в широкой фетровой шляпе, стоящей торчком, как средневековый колпак, сгорбленный, с плечами и ногами, ввернутыми внутрь, в синей куртке, посыпанной пылью, перхотью и табачным пеплом, имеющий вид человека, «которым только что вымыли пол».
(М.А. Волошин)
000
Сталинский придворный лакей.
(А. Гитлер)
000
Пенкосниматель.
(М. Горький)
000
Илья Эренбург так любит Париж, потому что там – голые женщины.
(З.С. Жданова)
000
Крещатицкий парижанин.
(Е.А. Евтушенко)
000
Считая себя поэтом, он разменял – ибо считал это своим гражданским долгом – золотые цимбалы на пращу, которой разил филистимлян, как внешних врагов своей родины, так и внутренних.
(Я. Ивашкевич)
000
На весь мир раздавался стук его пишущей машинки.
(В.А. Каверин)
000
У него был острый политический ум, редкая способность к предвидению, меткость в схватывании алгебраических формул истории. Тупицы не прощали ему остроумия, политиканы – искренности, литературные дельцы – бескорыстия. Мне случалось встречать людей, которые считали его человеком желчным, эгоистическим, колючим. Между тем самое понятие эгоизма выглядит смешным по отношению к человеку, который жил и работал без оглядки, не щадя себя, ежедневно помогая другим, глубоко равнодушный к своему здоровью, отдыху, развлечениям.
(В.А. Каверин)
000
Вы редчайшая разновидность нашей фауны –  нестреляный воробей».
(М.Е. Кольцов)
000
В отношении литературы он был абсолютно честен.
(Н.М. Коржавин)
000
Испуганный интеллигент.
(В.В. Маяковский)
000
Патриарх космополитов.
(Один из критиков)
000
Эренбург видит мир в контрастах. Это свойство его глаза.
(Один из критиков)
000
Поскребите хорошенько Эренбурга, и вы увидите анархиста.
(Один из современников)
000
Снайпер пера.
(Прозвище)
000
Кавалер с жужелиным хоботком.
(А.М. Ремизов)
000
Запутанная лояльность.
(Д. Рубинштейн)
000
Как поэт он беспомощен, случаен и в конечном счете незначителен.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Подлинно талантливый и умный, но лишенный всякого «внутреннего содержания», журналист, к тому же «раб перед властью» и, что хуже, перед потребителем.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Он был почти счастливый человек. Он жил, как хотел «почти». Делал, что хотел (почти). Писал, что хотел (почти). Говорил – это уже без «почти», – что хотел. Сделал и написал очень много. КПД его, по нынешним литературным временам, очень велик.
(Б.А. Слуцкий)
000
Мексиканский каторжник.
(А.Н. Толстой)
000
Тухлый дьявол.
(А.Н. Толстой)
000
Жулик.
(Н.С. Хрущев)
000
Его дар: жить искренне, жить теми интересами, что выдвинуты сегодняшним днем, и писать о них приемами искусства сегодняшнего дня.
(Е.Л. Шварц)
000
Мерзавец, который в продолжение десятилетия обманывал и соблазнял французских интеллектуалов, рассказывая им про сталинский рай, хотя сам валялся в истерике, когда его вызвали на очередную побывку в Москву.
(В.С. Яновский)
000
Подловатый.
(В.С. Яновский)
000
Вера других не зажигала мое сердце, но порой она меня подавляла, не давала всерьез призадуматься над происходящим.
000
В одежде гордого сеньора
На сцену выхода я ждал,
Но по ошибке режиссера,
На пять столетий опоздал.
Влача тяжелые доспехи,
И замедляя ровный шаг,
Я прохожу при громком смехе
Забавы жаждущих зевак...
000
Все нарушал, искусства не нарушу.
000
Еще подростком меня привлекала справедливость.
000
Ложь меня обступала со всех сторон.
000
Мне смертельно хотелось расшвырять побольше камней.
000
Мои годы напоминают водевиль с переодеваниями.
000
Молчание было для меня не культом, а проклятием.
000
Не был я учеником примерным
И не стал с годами безупречным.
Из апостолов Фома Неверный
Кажется мне самым человечным.
000
Никогда в своей жизни я не считал молчание добродетелью.
000
По своей природе я принадлежу к людям, которых называют «Фома неверный».
000
По своему складу я вижу не только хорошее, но и дурное.
000
По своему характеру, да и по воспитанию я человек XIX века, я был склонен скорее к спорам, чем к оружию. Ненависть мне далась нелегко. Это чувство не красит человека, и гордиться им не приходится.
000
Рожденный вчера, люблю я вчерашнюю мудрость.
000
С детских лет я жил сомнениями в абсолютности тех истин, которые слышал от родителей, преподавателей, взрослых.
000
Слепая вера мне казалась иногда прекрасной, иногда отвратительной, но неизменно чужой.
000
Только случайно я не стал малолетним преступником.
000
Я вырос в городе, но с отроческих лет всегда томился в лабиринте улиц, чувствовал себя свободным только с глазу на глаз с природой.
000
Я – еврей, пока будет существовать на свете хотя бы один антисемит.
000
Я принадлежу к тем, кого положено обижать.
000
Я смутно жил и неуверенно,
И говорил я о другом…
000
Я – человек узкий.


Рецензии