Потомки атамана часть 2-2 Кооп-в Скала 1925 год

                ПОТОМКИ АТАМАНА »
                Историко — биографический роман            
               
                *  *  *  *  * 
                Часть вторая
                1917-1941 - РСФСР – СССР      

                *  *  *  *  * 
                - 1925 ГОД  ЖИЛИЩНЫЙ КООПЕРАТИВ « СКАЛА »
               
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1925 ГОД
            По григорианскому календарю 1925 год был не високосный
                и первй его день пришелся на четверг.

             По восточному календарю это был год «Сине-зеленого быка»

                Мои герои стали ещё на год старше
                14 марта 1925 года  Антонине исполнился 26 лет
                5 августа 1925 года Константину исполнился 6 лет
                19 октября 1921 года Михаилу исполнилось 33 года
         
                *   *   *
             Для москвичей 1925 год начался приятными новшествами:
         В Москве впервые в виде обществненного транспорта запущены автобусы.
           Надо понимать, что это были еще не те, многоместные просторные
                автобусы, знакомые нам по 1970-1990 годам.

               А трамвайный маршрут № 1 следовал по маршруту:
                Курский вокзал - Тверская Застава.

                *   *   *
         Это был очень важный год в реализации в СССР идеи НЭПа. 
    После сумасшедшей инфляции денежных банкнот, имевших хождение               
    а стране в годы гражданской войны и первые годы после неё, когда простые
    необходимые в повседневной жизни продукты и вещи стоили миллионы рублей,
    ушло в прошлое. Хотя старые денежные знаки некоторое время присутствовали   
    в обороте.

    Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики,
    обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита,
    увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный
    внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 года осуществить второй этап   
    денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Старые денежные
    знаки подлежали выкупу и изъятию казначейством по фиксированному курсу 
    в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем 
    установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям.

      В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы
    использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 году 
    стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и
    доллару.

      В 1925 году обстоятельства нехватки продуктов питания ушли в прошлое и   
    население Москвы и других городов не выглядело голодающим.

      На это сразу обратил внимание приехавший в СССР в 1925 году хорватский
    писатель, по убеждениям анархист, Мирослав Крлежа. Он, совершая поездку в
    СССР, после голодной послевоенной Европы, в первую очередь был поражен
    продовольственным изобилием в стране Советов. Второе, что он увидел, это
    тот хозяйственный прогресс, особенно на фоне остальных стран Восточной
    Европы.
               
                *   *   *
       « В Вологде (расположенной по северной железной дороге), между Москвой и
    Архангельском, я насчитал в одном меню шестнадцать наименований супов.               
    В далеком краю, к востоку от Вятки, где отбывали ссылку Герцен и Салтыков,
    в доме одного ярого противника большевизма, который не переставая поносил
    существующий режим, нам было подано следующее: приперченная вяленая рыба,
    рыба отварная, рыба соленая, рыба в маринаде, винегрет, моченые яблоки, икра
    и масло, три сорта вина и хрен со сметаной. Эти тринадцать закусок были
    сервированы под сорокоградусную водку, именуемую рыковкой (потому что ее
    якобы пьет сам Рыков), а также плюс портвейн, малага, вишневая настойка и
    зубровка - это превосходный самогон с запахом травы, которую едят дикие
    сибирские буйволы. Это для начала.

      После чего внесли самовар и подали свинину, индюшку, салаты и соусы,
    пироги, варенье, фрукты, торты, кофе и какое-то горькое водянистое пиво.
    При этом хозяева ругательски ругали революцию, которая разрушила их
    блестящую довоенную жизнь.

                А попав в Москву он был удивлен не меньше:
      В Москве мне случалось видеть нищих, которые держат в руке бутерброд,
    намазанный слоем икры толщиной в палец. Не выпуская изо рта папиросы и не
    переставая жевать, они тянут извечный православный, русский, он же цыганский,
    припев: «Подайте, люди добрые!»

      Я всегда был противником фейерверков и бенгальских огней, но если вы
    сегодня путешествуете по России и если у вас, как у гоголевских героев,
    мясной фарш стоит в горле, то вы не сможете согласиться с корреспондентами 
    европейских газет, утверждающими, что Россия умирает от голода. На станциях
    между Ярославлем и Якшангой я видел на огромных серебряных подносах такую
    массу жареных рябчиков, что казалось, будто их кто-то буквально загребал
    лопатой. »
    
           И вот ещё на что обратил внимание писатель хорват,
             то, что для его профессии было особенно важно:

      « В киосках и в залах ожидания на вокзале продаются книги – от сочинений
    энциклопедистов до безбожников-материалистов первой половины девятнадцатого
    века и полные собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Бухарина и т.д.

              Приятный сюрприз после европейской порнографии.
       На пограничных польских, литовских и латвийских станциях у вас в ушах ещё
    звучат сообщения белогвардейской печати об азиатских способах ведения
    хозяйства у московитов.

       Однако станции по ту сторону относительно чистые и аккуратные, с неплохими
    ресторанами и книжными киосками. Итак, первое и главное впечатление – то, что
              страна не голодает и что здесь много читают.».

                *   *   *               
                (ХРОНИКА СОБЫТИЙ ВЕСНЫ – ЛЕТА 1925 года)

   Институт художественной культуры преобразован в Государственный институт 
 художественной культуры – ГИНХУК. Руководство экспериментальными мастерскими
 осуществляли К. С. Малевич, В. Е. Татлин, М. В. Матюшин.
                *   *   *
  П. Н. Филонов в организует из числа занимавшихся у него студентов ВХУТЕИНа 
           группу «Мастеров аналитического искусства».
                *   *   *
  Бывшее училище технического рисования барона А. Л. Штиглица присоединено к 
 Высшему художественно-техническому институту (ВХУТЕИН) при Академии художеств.
               
                *   *   *
    15 января 1925 года был четверг - Лев Троцкий подает в отставку с поста
                наркома по военным и морским делам

               
                *   *   *
    20 января 1925 года был вторник – В СССР была подписана советско-японская
      конвенция. По этому договору к 15 мая японские войска покинули северный
                Сахалин. Эту территорию  заняли советские войска.

                *   *   *
    27 января 1925 года – В СССР в Москве открыт автобусный маршрут № 2:    
                - Курский вокзал - Брянский (Киевский) вокзал.
               
                *    *    *
             8 февраля 1925 года была среда –  В СССР в Москве
       в Музее изобразительных искусств открылась VII выставка картин и
           скульптуры АХРР «Революция, быт и труд».
       Выставка работала с 8 февраля по 15 марта 1925 г. Издан каталог:
         «VII выставка картин и скульптуры «Революция, быт и труд».
             М., Издательство АХРРа, изд. 2, 1925.
   В каталоге была опубликована декларация АХРР; циркулярное письмо Президиума
   и фракции РКП(б) АХРР—«Очередные задачи АХРР»; приветственное слово
   президента Российской Академии художественных наук П. С. Когана.

   В этой выставке участвовало 122 художника, экспонировано 375 произведений.
   Среди картин были произведения Михаила Авилова, Абрама Архипова,
   Михаила Бобышова, Фёдора Богородского, Исаака Бродского,
   Александра Вахрамеева, Митрофана Грекова, Николая Дормидонтова,
   Петра Котова, Бориса Кустодиева, Василия Хвостенко и других художников.

         Михаил Черкашенинов в этой выставке ещё не участвовал.
               
                *   *   *   *   *      
                В Москве наступила долгожданная весна. 
       Это время всегда в России было связано с приходом тепла, солнца,
       оживления во всем,. Население каждый день весны встречало с
                радостными ощущениями.

         Всё это почувствовал, увидел и описал Мирослав Крлежа:
    « В то утро в Москву ворвалась весна, шумная, смешливая, как радостные удары
   металлических дисков праздничного оркестра. Все широкие бульвары и центральные
   улицы были залиты лучами солнечного света и тепла. Во дворах неоштукатуренных
   красных кирпичных небоскребов, в темных дворах-колодцах с высокими мрачными
   обледенелыми стенами — везде рубили топорами смерзшийся снег и грузили его на
   телеги. Огромные толстые льдины трещали под ударами топоров, в то время как
   вдалеке оттуда, на Страстной площади, в воздух взлетали красные воздушные
   шары, женщины с младенцами в колясках прогуливались мимо памятников, было
   множество прохожих, кошек, лошадей — все это шевелилось, бурлило, сверкало в
   радостном возбуждении.

     На площади Смоленского рынка сверкали никелированные самовары, толпились
   простоволосые бабы в пестрых юбках, покупавшие муку, иголки, папиросы, шнурки
   для ботинок и мясо; сапожники ставили подковки на сапоги прохожим прямо на
   ходу, мясные лавки были завалены красными кусками говядины, и тут же трое
   слепых распевали частушки под гармонику. Среди белых пирамидок киевских яиц,
   бочонков с вологодским маслом, ощипанных рябчиков (так называются птички, что
   водятся в северных лесах), крупной волжской рыбы, в пестром нагромождении сала            
   и солонины, мимоз, первых веточек весенней вербы и пачек папирос слышалось
   пение глиняной свирели и звуки арфы.

   Пахло душистыми крымскими яблоками, из кондитерской на первом этаже доносился   
   теплый аромат шоколада, и он смешивался с приторным запахом автомобильного
   бензина, дегтя и свежей черной смолы, дымившейся под руками укладчиков
   асфальта. Над Кремлем сверкала колокольня Ивана Великого; на Смоленском рынке
   в духе скотоводческой идиллии позванивали колокольчики бесконечных возов с
   сеном: дин-динь-динь; солнце золотило шестерку бронзовых коней на Триумфальной
   арке в конце Тверской; во всех больницах открыли окна, и больные в полосатых
   пижамах грелись на солнышке и вдыхали весенний воздух.
   А вот рыжебородый босяк в грязных обмотках объясняет сапожных дел мастеру, как
   надо забивать гвоздь в его ботинок, и всячески выказывает недовольство его
   работой. Сапожник перебирает указательным пальцем содержимое мешочка с
   подковками и, набрав в рот целую горсть гвоздей, что-то мычит вполголоса и
   копается в своей драной замасленной сумке. Слепой нищий с папиросой в зубах
   стоит на коленях в грязи, кланяется прохожим и требует от граждан, чтобы они
   проявили доброту и сжалились над его горестной долей. А вот беременная
   крестьянка запустила не только указательный, но и большой палец правой руки в
   говяжий окорок, а в левой руке у нее большущий кусок хлеба, намазанный слоем
   икры в палец толщиной. Не переставая жевать, она что-то втолковывает
                подручному мясника с еврейским профилем. »
    
                *   *   *
              8 марта 1925 года было воскресенье – В СССР в Москве
      в залах Государственной Третьяковской галереи открылась выставка
                «Женщина в русской живописи». 
     Помимо работ современных художников экспонировались произведения 
     художников XVIII—XX вв. Были представлены работы Абрама Архипова,
     Виктора Васнецова, Александра Головина, Анны Голубкиной,
     Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева, Николая Касаткина,
     Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина,
     Владимира Маковского, Василия Рождественского,
     Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой и других художников.

                *   *   *
            12 марта 1925 года был четверг – В Чехословакии в Праге
        ушел из жизни Аркадий Тимофеевич Аверченко, русский писатель-сатирик
                и юморист (родился в 1881).

                *   *   *
                18 марта 1925 года была среда – в СССР
               был принят закон об обязательной военной службе.
                *   *   *
          24  марта 1925 года был вторник –– в Праге (Чехословакия)         
         —  Марина Цветаева, которая в это время  жила с мужем,
            Сергеем Эфроном, бежавшим от революции, написала
                стихотворение — послание  Б. Пастернаку.

                РАССТОЯНИЕ.
                Рас- стояние: версты, мили...
                Нас рас- ставили, рас- садили,
                Чтобы тихо себя вели
                По двум разным концам земли.
                Рас- стояние: версты, дали...
                Нас- расклеили, распаяли,
                В две руки развели, распяв,
                И не знали, что это- сплав
                Вдохновений и сухожилий...
                Не рассорили- рассорили,
                Расслоили...
                Стена да ров.
                Расселили нас как орлов-
                Заговорщиков: версты, дали...
                Не расстроили- растеряли.
                По трущобам земных широт
                Рассовали нас как сирот.
                Который уж, ну который - март?!
                Разбили нас- как колоду карт!

    У них были  родственные души, было много общего. Они оба были 
    москвичами и почти одногодками. Их отцы были профессорами, а
    матери- талантливыми пианистками, обе- ученицами Антона Рубинштейна.
    Их первые случайные встречи  они вспоминали, как нечто мимолетное               
    и не значительное. Начал общение Пастернак в 1922 году, прочитав               
    " Версты ". Он написал ей об этом в Прагу. Ы 1922 году это ещё можно
    было сделать. Цветаева, которая всегда чувствовала себя одинокой,
    почувствовав в нем родственную душу, ответила. Так началась их
    переписка и настоящая любовь двух прекрасных поэтов. Продолжалась их
    переписка до 1935 года. А за все эти годы они ни разу не встретились.

    Точно так же чувствовали себя очень многие русские люди, разделенные
          в то время границей двух систем, двух мировоззрений.
   
                *   *   *
                7 апреля 1925 года был вторник – в Москве (СССР) 
            – ушел изжизни патриарх Тихон. В своем «завещании» патриарх
            призывает церковь быть лояльной к советской власти.
               
                *   *   *
                10 апреля 1925 года была пятница – СССР
               – город Царицын был переименован в город Сталинград.

                *   *   *
              14 апреля 1925 года было воскресенье –– в Москве (СССР)
            — Православные верующие отмечали праздник Пасхи.
       И вот в связи с этим имеет смысл обратиться снова к воспоминаниям               
                писателя хорвата Клержа:

     Дней за восемь до Пасхи в русских церквях уже начинает чувствоваться
   оживление. С древних кованых дверей снимают висячие замки, вытирают пыль
   с массивных золотых подсвечников, метлы скребут византийскую мозаику, и
   по пустынным помещениям храмов разносится грохот передвигаемых скамеек.   
   Церковный театр готовится к большому воскресному спектаклю. Русские дети   
   сегодня ходят в церкви как в музеи, и они разглядывают все эти святыни с
   ощущением дистанции, с которой мы, будучи детьми, наблюдали божков и прочий
   уклад бронзового века или центральноафриканской культуры.

     Хорошо стоять в московской церкви на Страстной неделе, когда священник
   читает о муках Господних. Пар изо рта певцов курится в полутьме и леденеет в
   густом облаке. Где-то в глубине молятся нищие, в зеленоватом мерцании
   лампадки, вздыхая, вполголоса напевает простуженная старуха. Одновременно
   через этот музей проходит цепочка детей, посмеиваясь над призраками,
   нарисованными на стене церкви. Божество становится смешным в глазах свободных
   детей. Агония, мрак!

     Итак, я стоял в сравнительно недавно отреставрированной барочной церкви с
   белым золоченым иконостасом, освещенным, как сцена в опере Моцарта, и наблюдал
   беспокойную игру лампадок и свечей в рубинах потира и на закованных в серебро 
   огромных церковных книгах. Народ, заполнивший храм, — служанки, чиновники,
   вдовы, девушки из мещанских семей, — пел старинную, старославянскую пасхальную   
   песню «Христос воскресе». В иконостасе были выставлены безвкусные жанровые
   картинки восьмидесятых годов, в золотых рамках, — умильные, розовые,
   одномерные и совершенно плоские. Со сводов, варварски раскрашенных белой
   штукатуркой безвкусными академиками-реставраторами царского времени, свисали
   дорогие люстры в стиле модерн и гирлянды искусственных цветов. А за несколько
   минут до того, как толпа внесла меня в эту недавно оштукатуренную церковь, я
   присутствовал на праздновании «коммунистической Пасхи» в детском пионерском клубе.

     Дети из этого пионерского клуба показывали антирелигиозную композицию
   собственного сочинения — балет в сопровождении хора и оркестра. Около сотни   
   мальчиков и девочек в синих матросских костюмчиках под свист сирен и 
   треньканье балалаек изображали греблю на мейерхольдовской конструкции,
   символизировавшей победоносный адмиральский корабль пионерской «советской
   Пасхи». На носу корабля развевался красный флаг с надписью « VIII
   Коммунистическая Пасха», а ритмическая гребля происходила под пение
   детского хора:

     Никогда, никогда, никогда
     Пионер не поклонится богу!

   Так и плыл этот корабль юных моряков, на котором сидели и очаровательные   
   светловолосые русские девочки, и серьезные пионеры, и смуглые дети из
   Азербайджана и Бухары. Рядом с белокурыми москвичками гребли и юные
   монголы, и татары, и латыши, и немцы Поволжья, и все они пели:

     Никогда, никогда, никогда
     Пионер не поклонится богу!

   По пути своего плавания корабль под названием «VIII Коммунистическая Пасха»
   встречает процессию, состоящую из православных патриархов, толстых   
   монастырских настоятелей, монахов и монашенок, шествующих со святыми мощами и
   иконами в облаках ладана. Действие балета развивается следующим образом:
   матросы с «VIII Коммунистической Пасхи» бросают якорь, высаживаются на берег и
   ведут антирелигиозную пропаганду среди участников православного крестного
   хода. Все кончается тем, что дети, играющие церковников, срывают свои бороды,
   рвут на себе облачение и бросают иконы, монашенки становятся морячками, и все
   вместе они усаживаются на корабль «VIII Коммунистическая Пасха» и отправляются
   в плавание, дружно распевая:

      Никогда, никогда, никогда
      Пионер не поклонится богу!

   Он стоял в недавно побеленной и отреставрированной церкви, слушал пасхальные   
   гимны и размышлял об относительности человеческих ценностей.

      « Сколько сил и энергии должен вложить в борьбу с химерами религии ребенок
   из европейской страны для того, чтобы завоевать право нести во втором классе
   гимназии белое знамя того, что мы называем «свободой совести»! Сколько оплеух,
   побоев, дурацких контраргументов и унижений должен вынести такой сторонник
   Дарвина и Фейербаха, прежде чем он решится выпрямиться и высказать вслух свои
   личные убеждения за столом в родительском доме, перед своим законоучителем, в
   церкви и в школе! А здесь дети сочиняют свои атеистические балеты, пляшут в
   пасхальную ночь и распевают невинные песенки, из-за которых у нас их стерли бы
   в порошок.»

         Сам того не подозревая, писатель - журналист из Югославии почти
    сто лет назад сказал о том, что дала Великая Октябрьская революция русскому
    народу, его детям (его будущему) - это самое важное, чего в то время не было
    у народов Европы - свободу совести. 
               
                *   *   *
    1 мая 1925 года была пятница – в Москве состоялся традиционный парад и
         демонстрация на Красной площади, посвященные Международному дню
         солидарности трудящихся – 1го-мая. Кроме обычной в то время военной
         техники в параде участвовал и непривычный для войск танк - 5 «Рикардо»

                *   *   *
   13 мая 1925 года была среда – В СССР 3-й съезд Советов СССР принял
        постановление о вхождении в состав Союза ССР Туркменской Советской 
   Социалистической Республики и Узбекской Советской Социалистической Республики
               
                *   *   *
                25 мая 1925 года был понедельник – В СССР
                был основан футбольный клуб Зенит (Ленинград).
               
                *   *   *
   В 1925 году  Ленинградский Институт художественной культуры преобразован в
   Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК). Руководство его
   экспериментальными мастерскими осуществляли Казимир Малевич, Владимир
                Татлин, Михаил Матюшин.

                *   *   *
                Летом 1925 года – В  Ленинграде  (СССР)
          художник Филонов Павел Николаевич (1883—1941) организовал группу         
                «Мастеров аналитического искусства».

                *   *   *
                16 июня 1925 года был вторник – В Крыму (СССР)               
                открыт пионерский лагерь - санаторий,
                будущий Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»

                *    *    *
                17 июня 1925 года была среда – В Женеве (Швейцария)
             подписан Протокол о запрещении применения на войне ядовитых,
                удушливых и других подобных газов и биосредств.

                *    *    *
             22 июня 1925 года был понедельник – В Ленинграде (СССР)
        на улице Обуховской Обороны у Володарского моста открыт бронзовый
        памятник В. Володарскому. Авторы: скульпторы Манизер М. Г. и
               Блезе-Манизер Л. В., архитектор Витман В. А.


                *  *  *  *  *
    В середине 1925 года, после того как Михаил благополучно вышел после ареста
  сумского ГПУ, (а выйти от туда «чистым» после обвинения по 58-ой статье, 
  значило очень много), и снова вернулся в Кооперативный банк, продолжал там
  работать. В это время среди работников банка организовалась группа в тридцать
  семь человек, среди которых было семь-восемь членов партии. Эта группа в 
  соответствии с законом о жилкооперации и застройщиках, создала и оформила
  «Жилищный кооператив работников Кооперативного банка». Задача этого
  кооператива была постройка домов (жилья) для личных нужд своих членов.

  Первым условием было: на протяжении года каждый участник должен внести         
  тридцать процентов плановой стоимости своей будущей квартиры. Еще — все    
  члены нового кооператива, каждый по своей специальности и знаниям должны
  активно принимать участие в строительстве, организационной и хозяйственной
  работе. Все они горячо и дружно взялись за дело. Михаил включился в эту группу
  потому, что,  имея свою удобную, в центре квартиру, все же считал, что она - 
  эта квартира должна сослужить службу на первом этапе жизни в Москве, а 
  оставаться в ней надолго было непривлекательно, и не перспективно для
  подрастающего Константина, ибо двор и дома в этом участке были населены весьма
  разнообразной публикой, среди которой постоянно возникало непристойное
  поведение: ругань, пьяные драки и прочее...

  В составе нового коллектива, названного «Скала», был архитектор А.Ю. Зеленко,
                проживавший до этого некоторое время в США.

 Вероятнее всего следует немного отвлечься и рассказать об этом уникальном   
 человеке-архитекторе. Он совмещал в себе несколько интересных функций и
видов деятельности.
                *  *  *   
  Александр Устинович Зеленко родился 11 октября 1871 в Москве. Он был
  инженером, архитектором, педагогом, и не только. Вырос он в семье профессора
  Военно-медицинской академии. В 23 года (1894 г.) закончил учебу в Институте 
  гражданских инженеров, и получив диплом, начал работать в Орловской губернии
  на стекольных заводах Мальцева в Самаре. С 1897 по 1900 год был городским
  архитектором Самары. Строил здания стиле северного модерна в самой Самаре и в 
  Москве. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации детских подростковых клубов.
 
  В 1900 году он переехал в Москву. В сотрудничестве с Ф. О. Шехтелем, как его 
  помощник участвует в строительстве павильонов Международной выставки в Глазго.
  Вместе со своим сверстником И. А. Фоминым организовал Женские архитектурные курсы.
  В 1902—1903 годах совместно с архитектором А. Ф. Мейснером возводит свою
  первую московскую постройку — «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре,
  № 6 (дом утратил первоначальный декор). Участвует в проектировании
  неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА им. Г. В. Плеханова)

  В 1903—1904 годах Зеленко совершил кругосветное путешествие — побывал в
  Великобритании, Индии, Австралии и США. В США в его мировоззрении происходит 
  перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в 
  Россию, он сблизился с кружком педагогов С. Т. Шацкого, участвовал в первом
  летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове в 1905 году.

  В 1906—1907 строит на деньги Н. А. Второва в Вадковском переулке Москвы 
  Детский клуб общества Сетлемент — редкий для Москвы памятник северного модерна.
  Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних
  украшений, сравнивается критиками с работами Гауди и Хундертвассера. Она
  сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную
  отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка.

  Тогдашний Вадковский переулок, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу
           от складывавшегося культурного центра Миусской площади.

  "Сетлемент" совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной
  школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность
  была оформлена лично на «А. У. Зеленко, архитектора». Ученики "Сетлемента"
  были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно);
  каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала
  собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.

  Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, не смотря на это
  1 мая  1908 «Сетлемент» был разгромлен полицией в связи с использованием
  детского соуправления, в чём усмотрели «пропаганду социалистических идей».

  Отсидев два месяца под арестом, Зеленко опять уехал в США, где работал и как
  инженер-архитектор. Среди его работ экспрессионистская вилла в столице
  Калифорнии - Сакраменто.

  Через два года вернувшись в Москву, (в 1910 —1913 г.г.) он продолжает
  заниматься строительством. В Сокольниках  строит красивую дачу «феффер»,
  (она не сохранилась). На Большой Пироговской улице совместно с И.И. Кондаковым,
  строит детский сад. Позже он был перестроен. Проектировал типовые народные 
  дома, доходные дома и дачи.

  В 1900-х годах преподавал на Строительных курсах.
  В 1913—1915 годах работал преподавателем в Народном университете имени А. Л. Шанявского.

  После революции 1917 года и до самой смерти работал в системе Наркомпроса. 
  Большая заслуга А.Я.Зеленко в формулировании необходимых и важных строительных
  стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции,
  инсоляции, пришкольным участкам и т. п.

  В 1919 - 1931 годы был сотрудником музейной комиссии Наркомпроса.
  В 1920-е годы — сотрудник Наркомата здравоохранения.
  В 1933—1934 годах проектировал и строил посёлки в Грузии.
  Разрабатывал обучающие выставки для детей в рамках т. н. «Музейной педагогики»
  Альфреда Лихтварка. Сотрудничал с Н. А. Ладовским в разработке концепции
«линейного города». (взято мною из интернета)

  Строительство жилого комплекса домов для кооператива «Скала» явилось
  единственной его архитектурной постройкой в послереволюционные годы.

  Теперь эта его работа известна как «Дом сотрудников ВЦИК» на Спиридоновке 26.
  Занимаясь строительством этого комплекса, он тем самым строил и жилье для самого себя.

                *  *  *   
  Но вернемся обратно к кооперативу «Скала» в котором он принял деятельное участие.

  Быстро нашли прекрасный участок для застройки на углу Спиридоновки и Большого
  Патриаршего переулка, рядом с особняком Тарасова, в котором тогда находился   
  Верховный Суд. Это соседство и оказалось в результате роковым для них.
  Спланировали корпус, как бы из трех частей на 38 квартир (одна для конторы),
  связанных между собою и поставленных с таким расчетом, чтобы в каждой квартире
  было солнце. На трех плоских крышах должны были разместиться: на средней —
  зимний сад и на боковых — детская площадка и спортивная для взрослых. Квартиры
  со всеми удобствами, на «американский манер того времени»: с лифтами, мусорными
  спускными пневматическими каналами, газом, паркетом, центральным отоплением,
  прачечной и полностью оборудованные мебелью, причем шкафы, диваны, гардеробы —
  в стенах: нажмешь кнопку и из стены выходит диван и прочее.
  Столовые обязательно должны быть по соседству с кухней с общим двухсторонним
  буфетом, с подачей блюд или посуды через застекленное отверстие в буфете.   
  Каждая квартира планировалась (расположение комнат) и отделывалась (мебель, 
  стены, полы и пр.) с учетом личного желания каждого. Словом, эти три корпуса 
                должны быть абсолютной новостью для Москвы.

  Будучи хорошим не только архитектором, но и организатором, А. Зеленко увлек   
  всех к работе! Он требовал, чтобы материалы доставались хоть «из под земли», а
  строительство и рабочую силу обеспечивал сам. Надо учесть, что характер работ
  и методы постройки были настолько новы, что ему, архитектору, пришлось для   
  рабочих строителей на ответственных участках организовать по воскресеньям
  специальные курсы, где он сам преподавал американские строительные приемы.
  Он и в этой ситуации проявил свой талант педагога.
    
                Зеленко заявил членам кооператива:
 — « Если не подведете меня с материалами, я обещаю через полтора года всем вам
   сдать такие квартиры, что и во сне не снились. Бойтесь только одного, что к 
   вам первое время будет ходить много экскурсантов посмотреть на невиданное,
   что придется терпеть, а людей пускать ».

   Но участников кооператива не надо было агитировать: жилищные  условия того 
   времени, клопы, грязь, ¬мыться  не всегда было где,, ветхость  домов и вечные
   склоки между жильцами. Все это так осточертело, что люди готовы были выбраться
   хоть за город, хоть куда угодно. И готовы были ждать это нармальное жильё. 
   Особенно, когда им обещают через полтора года невиданный жилищный рай.
               
   Учитывая, что они все были работниками банка, то сумели найти необходимые 
   кредиты на остальные семьдесят процентов стоимости. А материалы, буквально,
   разыскивались где угодно. Доставали всё, что было запланировано: и чудесные
   «Сущевские» газовые плиты, и паркет, арматуру, стекло, выдержанное дерево   
   (дуб, орех, береза) и прочее,

   Следует признать, что такое строительство в Москве 1925-1926 года было
                настоящим подвигом. Об этом я скажу в дальнейшем.

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ  ЛЕТА – ЗИМЫ 1925 ГОДА 
               
    10 июля 1925 года была пятница – В СССР Создано Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)
                *   *   *
    18 июля 1925 года была суббота – В СССР Ушел из жизни Пётр Петрович Гнедич,
 русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель.
      
                *    *    *
    26 июля 1925 года было воскресенье – В СССР первый полёт отечественного
                пассажирского самолёта К-1 конструкции К. А. Калинина
                *    *    *
    27 июля 1925 года был понедельник – В СССР ЦИК и СНК СССР приняли
      постановление « О признании Российской Академии наук высшим научным
      учреждением Союза ССР » в связи с её 200-летним юбилеем

                *    *    *
    23 сентября 1925 года была среда – В СССР Принят Закон об обязательной двухлетней военной службе.
                *    *    *
     4 октября 1925 года было воскресенье – В СССР в Ленинграде в залах Академии
      художеств открылась VI выставка «Общины художников». Среди 978 работ
      99 авторов экспонировались произведения: Георгия Верейского,
      Всеволода Воинова, Михаила Гужавина, Альфонса Жабы, Марка Кирнарского,   
      Владимира Конашевича, Елизаветы Кругликовой, Дмитрия Митрохина,
      Анны Остроумовой-Лебедевой, Веры Семёновой-Тян-Шанской и других.

                *    *    *
   В залах Академии художеств открылась «Выставка заключительных работ студентов
   ленинградской Академии художеств». Среди 49 участников – Т. И. Купервассер,
   И. Л. Лизак, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, А. Н. Семенов, М. А. Федоричева,
   С. А. Чугунов, Я. М. Шур и другие.

                *    *    *

    31 октября 1925 года была суббота – В СССР Ушел из жизни  Михаил Васильевич
       Фрунзе, полководец Красной Армии времён Гражданской войны (род. 1885).

                *    *    *
    10 ноября – 5 декабря 1925 года  в СССР в Москве прошел международный   
        шахматный турнир. В турнире приняло участие 21 шахматиста:
        10 советских шахматистов (занявшие 1-8-е места в 4-м чемпионате СССР и
        2 персонально приглашённых) и 11 иностранных мастеров, в том числе
        чемпион мира X. Р. Капабланка и экс-чемпион мира Эм. Ласкер. 

                *    *    *

    15 ноября 1925 года было воскресенье – В СССР В Москве автобусный маршрут
               № 2 продлен до Еврейского кладбища (район метро "Кутузовская").

                *    *    *
              6 декабря 1925 года было воскресенье – В СССР
              пуск Шатурской электростанции имени В. И. Ленина.

                *    *    *
                18—31 декабря 1925 года – В СССР
         XIV съезд ВКП(б), на котором был принят курс на индустриализацию.

                *    *    *
                28 декабря 1925 года был понедельник – в Ленинграде (СССР) 
            Ушел из жизни Сергей Александрович Есенин, русский поэт (родился
            в 1895). Произошло это в Ленинграде, в гостинице "Англетер" при
                странных обстоятельствах (самоубийство) 

                *    *    *
  В 1925 году Нобелевская премия по литературе была присуждена английскому   
  писателю – драматургу Джордж Бернард Шоу «За творчество, отмеченное идеализмом
  и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной
                поэтической красотой».
   
                *   *   *   
             Среди литературных произведений увидевших свет в 1925 году были:

  « Бармалей » — стихотворная сказка Корнея Чуковского.
  « Крысолов » — поэма Марины Цветаевой.
  « Мятеж » — произведение Дмитрия Фурманова.
  « Преподобный Сергий Радонежский » — произведение Бориса Зайцева.
  « Американская трагедия » — роман Теодора Драйзера.
  « Дело Артамоновых » — роман Максима Горького.
  « Голова профессора Доуэля » — роман Александра Беляева.
  « Тайна замка Чимниз » — роман Агаты Кристи.
  « Дело корнета Елагина » — повесть Ивана Бунина.
  « Солнечный удар » — рассказ Ивана Бунина.
  « Собачье сердце » — повесть Михаила Булгакова.
  « Дни Турбиных » — пьеса Михаила Булгакова.
  « Зойкина квартира » — пьеса Михаила Булгакова.
  « Праздник с сифилисом » — рассказ Михаила Булгакова.
  « Поезд на юг » — рассказ Александра Малышкина.
  « Штемпель: Москва » — повесть в очерках Сигизмунда Кржижановского.
  « Коллекция секунд » — очерк Сигизмунда Кржижановского.
  « Мандат » — пьеса Николая Эрдмана.

                *   *   *   
                Любители классической музыки имели возможность 
                присутствовать на первом исполнении:
                – « Симфония № 2 » Сергея Прокофьева; 
 
 
     А еще в 1925 году Сергей Прокофьев написал музыку к балету «Трапеция».

                *   *   *   
         А для любителей самого массового зрелища в стране – кино было          
         много интересного.  И не смотря на то, что многие, и в том числе
         В. Маяковский говорили, что кино не является искусством, поклонников
         у него становилось всё больше и больше, намного больше чем у театра... 

           Среди отечественных фильмов вышедших на экраны в 1925 году были:
  « Броненосец Потёмкин », (реж. Сергей Эйзенштейн)
  « Еврейское счастье » (реж. Алексей Грановский)
  « Коммунит (Русский газ) » (реж. Я. Морин)
  « Луч смерти » (реж. Лев Кулешов и Всеволод Пудовкин)
  « Мишки против Юденича » (реж. Леонид Трауберг и Григорий Козинцев)
  « Наполеон-газ » (реж. Семён Тимошенко)
  « Степан Халтурин », (реж. Александр Ивановский)
  « Укразия », (реж. Пётр Чардынин)
  « Шахматная горячка » (р/п. Всеволод Пудовкин и Николай Шпиковский).

                А на Западе были сняты:               
  « Большой парад »/The Big Parade, США (реж. Кинг Видор)
  « Воображаемое путешествие »/Le voyage imaginaire, Франция (реж. Рене Клер)
  « Затерянный мир » / Lost World, США (сценарий — Артур Конан Дойл)
  « Золотая лихорадка »/The Gold Rush, США (реж. Чарли Чаплин)

     Интересно, что в 1925 году на экраны мира вышел первый полноценный
     анимационный фильм с совмещением живых и анимационных персонажей
     — «Затерянный мир» / Lost World, США (сценарий — Артур Конан Дойл)

    Именно посещение кинотеатров было в канун Нового 1926 года самым
                массовым мероприятием для населения.
               Такое развлечение могли себе позволить все.
               
                *  *  *  *  *


Рецензии