13. Высадка в Мурманске

Когда на борту корабля есть морская пехота, её обязательно хочется куда-нибудь высадить. Особенно велико это искушение у плохозащищенных берегов. До июня 1918 года командование Антанты, открыто выражая недовольство отказом большевиков продолжать войну, ради приличия интересовалось мнением хозяев по поводу тех или иных действий в приморских районах. Сначала спрашивали, а потом что хотели, то и делали.

Непосредственное вторжение на Север России откладывалось из-за сражений во Франции. Но возможная переброска Чехословацкого корпуса на север обнадежила английское командование.

20 мая британский военный кабинет принял решение немедленно начать военную оккупацию Северной России и назначил генерала Ф.Пуля "военным представителем" для создания армии из чехов, рус­ских, сербов и лиц других национальностей. Был выделен экспедиционный отряд в соста­ве 600 человек для "обороны Мурмана и Печенги".

1 июня инициативу англичан поддержал аме­риканский президент В.Вильсон, пообещав послать в Мурманск свои войска из числа соединений, направленных во Францию.

Тогда же Верховный военный совет Антан­ты в Версале принял объединенный меморандум "Союзная интервенция в русских портах Северного Ледовитого океана", предусматривавший направление в этот ре­гион союзных войск для удержания Мурманска и оккупации Архангельска.

Мурманские силы получили кодовое наименование "сирены", командование которыми было поручено генерал-майору Чарльзу Мейнарду. Еще не знавший о планах англичан чрезвычайный комиссар Совнаркома С.П.Нацаренус прибыл 24 мая в Мурманск и провел переговоры с официальными представителями стран Антанты, включая Ф.Пуля.

Комиссар соглашался на взаимодействие с Антантой в охране Мурманской железной дороги от нападений белофиннов, но при условии признания Советской власти. Советский представитель пытался договориться о сотрудничестве и расширении торговых связей, однако его "партнеры" имели совсем другие указания.

После возвращения в Москву, Нацаренус 21 июня доложил правительству о результатах своей поездки. Совнарком поручил ему "направлять политику таким образом, чтобы немцы и англичане ограничивались взаимонаблюдением", и более строго контролировать деятель­ность местных совдепов.

6 июня 1918 г. Ленин и Чичерин напомнили Мурманскому совету: "Ввиду постановлений Брестского договора военные суда англичан и их союзников не должны появляться у наших северных берегов". Но британские войска никакие постановления убедить не могли.

18 июня экспедиционный отряд Мэйнарда, включавший около 600 британских пехотинцев низшей категории физической годности, несколько пулеметчиков и офицеров, а также примерно 560 человек из тренировочного лагеря "беглецов", отправился из порта Ньюкасл на борту судна "Город Марсель". 23 июня отряд Мэйнарда прибыл в Мурманск и начал высадку.

25 июня 1918 года В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий направили Мурманскому краевому совету предписание "об организации обороны Мурманского края от вторжения английских оккупантов", в котором говорилось:

"Английский десант не может рассматриваться иначе как акт, враждебный против Республики. Его прямая цель - пойти на соединение с чехословаками и в случае удачи - с японцами, чтобы низвергнуть Рабоче-Крестьянскую власть и установить диктатуру буржуазии.

Нами предписано выдвинуть для обороны Мурманской дороги от вторжения насильников необходимые войска. На Мурманский краесовдеп возлагается обязанность принять все меры к тому, чтобы вторгающиеся на советскую территорию наемники капитала встретили решительный отпор.

Всякое содействие, прямое или косвенное, вторгшимся насильникам должно рассматриваться как государственная измена и караться по законам военного времени. Обо всех принятых мерах, равно как и обо всем ходе событий, точно и правильно доносить."

Чтобы пресечь любые возражения местных властей, генерал Ф.Пуль заранее предупредил руководство Мурман­ского совета:

"Если вы будете протестовать против пребывания союзников в Мур­манске, то мы будем считать себя свободными принимать все необходимые для защиты меры".

Намек был понят. Мурманский совет предпочел докладывать о своих намерениях не советскому, а британскому командованию, силы которого росли прямо на глазах.

Помимо трех рот морских пехотинцев Генерал Мэйнард включил в состав своих сил группу французских артиллеристов, сербский батальон численностью до 900 человек, отряд финских красногвардейцев и 150 русских, заложивших основу Славяно-Британского Легиона.

В конце июня 1918 года Антанта располагала на Северо-Западе России 2 тысячами солдат и офицеров, располагавшихся в Мурманске, Печенге, Кандалакше и Кеми.

Едва закрепившись на побережье, генерал-майор Мэйнард 27 июня 1918 года отправился в инспекционную поездку по Мурманской железной дороге в сопровождении одного взвода и командующего советскими силами Мурманского края бывшего генерала Звягинцева.

В этот же день военно-политический комиссар Мурманского края Л.Каверин доложил во Всероссийское бюро военных комиссаров о соотношении сил в Мурманске:

"По приезде в Мурманск выяснилось, что там существовал и теперь пока существует вместе с военным комиссариатом военный "союзный" совет, созданный по инициативе Мурманского Совдепа в начале марта, когда Мурманскому краю стала угрожать опасность со стороны финских белогвардейцев с немецкими войсками.

Военный "союзный" совет состоит из трех лиц: один от русских - Гейден, один от англичан - майор Фоссет и один от французов - капитан де Лагатинери.

При Военном совете состоят три комиссара - от Совдепа, Центромура и Совжелдора... Во главе отдела обороны состоял бывший генерал Звегинцев, а теперь он является военным руководителем военного комиссариата Мурманского края и он же начальник штаба военного "союзного" совета.

Силы, которыми они располагают, следующие: наших российских красноармейцев - 48 человек, моряков небоеспособных - до 700 человек, милиции и железнодорожной охраны до 700 человек; из российских красноармейцев 20 человек находятся на охране норвежской границы, а остальные - в Кандалакше.

Затем имеются еще финские красноармейцы до 1500 человек, из них 1000 человек могут быть использованы как боеспособные, а до 500 человек сформировали, но к ним требуется командный состав. Союзников имеется: англичан - 350 человек на крейсере "Кокрен" у Печенги и с этого же крейсера 150 человек находится в Кандалакше.

Остальные силы англичан, французов и американцев находятся в порту: английский броненосец "Глория" - 400 человек, английский пароход "Порто" - 563 человека, французский крейсер "Адмирал Об" - 400 человек, американский крейсер "Олимпия" - 500 человек.

На линии железной дороги от Мурманска до Кеми находится до 1500 человек сербов, которые якобы никому не хотят подчиняться, а хотят ехать домой, но уже находятся там второй месяц.

Вот все то, что в Мурманском крае имеется. Из этих цифровых данных можно думать, что в Мурманском крае наших революционных сил нет."

Не дождавшись от председателя Мурманского Совета А.М.Юрьева активных действий против интервентов, Совнарком 1 июля объявил его вне закона. 2 июля британские войска и их союзники начали разоружение железнодорож­ной охраны и красногвардейцев в Мурманске и Кан­далакше. Началась конфискация оружия у насе­ления.

Прибывший в Кемь англо-сербский отряд разоружил отряд И.Д.Спири­донова, разогнал Кемский уездный совет и расстрелял его руководителей А.А.Каменева, Р.С.Вицупа и П.Н.Малышева.

3 июля чрезвычайный комис­сар Мурманско-Беломорского края С.П.Нацаренус уведомил советское правительство о том, что "англо-французы вышли из состояния внешнего благожелательного отношения и перешли к откры­тым операциям".

4 июля общее руководство боевыми действиями против интервентов на Мурмане было поручено командующему Беломорским военным округом Огородникову. Оборону Мурманской железной дороги возглавил Нацаренус, который 5 июля объявил военное положение в полосе Мурманской железной дороги и к востоку от нее.

7 июля 1918 года В.И.Ленин направил С.П.Нацаренусу телеграмму, в которой говорилось:

"Вам вменяется в обязанность:

1. Принять все меры к радикальному разрушению железнодорожного пути на возможно значительном расстоянии [железная дорога Мурманск - Петроград].

2. Иностранцев, прямо или косвенно содействующих грабительскому походу англо- французских империалистов, арестовывать, при сопротивлении - расстреливать.

3. Граждан Советской республики, оказывающих прямое или косвенное содействие империалистическому грабежу, - расстреливать..."

Тем временем, Мурманский совет объявил о независимости Мурманского района и 8 июля 1918 года заключил договор с британским командованием. Окончательный текст соглашения с представителями Антанты мурманские руководители подписали 17 июля.

В этом документе говорилось о совместных действиях против германской коалиции при сохранении автономии русского военного командования и суверенитета Мурманского совета во внутренних делах области.

Конференция Советов Северной области заявила протест против действий Антанты, но генералов юридические мелочи уже не волновали. Британские войска к 12 июля дошли до станции Сороки в Карелии.

К концу июля общая численность группировки генерала Ф.Пуля достигла 8 тысяч человек. Этим силам Советское командование могло противопоставить 4 тысячи человек, разделенных сотнями километров.

Против немногочисленных интервентов действовали совсем малочисленные отряды. Единственным преимуществом советского командования была медлительность, с которой британцы продвигались на юг.

Это давало время для вывоза военного имущества из Архангельска в Котлас. Но мурманское руководство эти последствия не волновали. В предстоявшей войне Антанты с Советской Россией они прочно заняли место по другую сторону баррикады.


1. В.И.Голдин. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918–1920. М. 1993.

2. Белый Мурман: Сборник статей. Мурманск. 2003.

3. Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: Сборник воспоминаний и документов. Мурманск. 2006.

4. В.В.Тарасов. Борьба с интервентами на Мурмане в 1918-1920. Л. 1948.

5. Интервенция на Мурмане. В помощь агитаторам и пропагандистам. Сборник материалов к 20-летию освобождения Мурмана от интервентов и белогвардейцев. Мурманск. 1940.

6. В.И.Голдин. Контрреволюция на Севере России и ее крушение (1918-1920 гг.). Учебное пособие. Вологда. 1989.

7. С.Maynard. The Murmansk Venture. London. 1928.

8. И.Ф.Ушаков. Белый Мурманск. Становление города в 1918–1919 годах. Наука и бизнес на Мурмане. 2002. № 1.

9. H.А.Корнатовский. Ленин и Троцкий в борьбе с интервентами на Мурмане. Красная летопись. 1930. № 3 (36).

10. A.A.Киселев, Ю.Н.Климов. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск. 1977. 223 с.

11. А.А.Киселев. Родное Заполярье. Мурманск. 1977. 511 с.


Рецензии