Поэт- фронтовик Семен Гудзенко. глава 1

Автор Доба Каминская
Окончание темы- в главе номер 2.


Венная поэзия Семена Гудзенко вошла в золотой фонд Российской литературы.
Он двадцатилетним студентом, добровольно ушёл на фронт  в начале Великой Отечественной войны. Воевал в мотострелковом батальоне, очутился в самой гуще  кровавых событий начала войны.
Семён Гудзееко первым из плеяды молодых поэтов- фронтовиков шагнул в большую литературу. Уже первые его фронтовые стихи сразу же завоевали особое внимание солдат и офицеров.
В 1942 году появилось стижотворение «Перед атакой”:

Когда на смерть идут- поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою-
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв- и умирает друг
И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,
За меной одним идёт охота.Л
Проклятый сорок первый год
И вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв- и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведёт через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.

Был бой коротким.
А потом глушили водку ледяную
И выковыривал штыком
Из- под ногтей я кровь чужую.

Об этом стихотворении много сказано и много написано, мимо него нельзя пройти.
Илья Эренбург включил стихотворение «Перед атакой» в свою статью о творчестве молодого поэта Гудзенко , опубликованную газетой «Красное знамя»ъ
Эренбург, потрясенный эТИм талантливым стихотворением, всем его читал,  говорил о нем в Клубе писателей и в различных редакциях. В дальнейшем, в посвящённой войне пятой книге своих мемуаров  «Люди, Годы, Жизнь» он посвятил творчеству Семена Гудзенко отдельную (седьмую) главу.
Сохранились армейские дневники поэта. В декабре 1941 года он записывает: «Снег. Снег и бездорожье... Горят деревни...Бой был сильный...Уторм вернулись шесть из тридцати шести...Пули свистят, рвутся мины»:


Шёл строй. Немел. Все тише, тише.
Лежали посреди села
У школы с обожженной крышей
Плусожженные тела.
И трудно было в этих трупах
Узнать друзей-

В январе 1942 года Гудзенкко был тяжело ранен- осколком мины в живот. После лечения был признан невоеннообязанным, но вернулся на фронт, где стал работать корреспондентом армейской газеты:

Я был пехотой в поле чистом,
В грязи окопной и в огне.
Я стал армейским журналистом
В последний год на той войне.

Но если снова воевать,
Таков уже закон:
Пускай меня пошлют опять
В стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин
Хотя бы треть пути,
Потом могу я с тех вершин
В поэзию сойти.

4 марта 1942 года в его дневнике появляется запись: «Пахнет весной. Не заметил ее начала. Завтра мне 20 лет» и он сочиняет стихотворане:

               ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Прожили двадцать лет.
Но, за годы войны,
Мы видели кровь. И видели смерть
Просто, как видят сны.

Я все это в памяти берегу:
И первую смерть на войне,
И первую ночь, когда на снегу
Мы спали спина к спине.

Я сына верно дружить научу-
И пусть не придётся ему воевать,
Он будет с другом, плечо к плечу,
Как и мы, по земле шагать.

Памяти молодых поэтов, которые не вернулись с фронта- Павла Когана, Риколая Майорова, Михаила Кульчицкого, ИОсифа Уткина и многих других,Семен Гудзенко посвятил такие пронзительные строки в стихотворении «Мое поколение»:

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя-
Только сила и зависть.
А когда мы вернёмся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами- солдатами будут гордиться сыны.

Ну, а кто не вернётся?
Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражён?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьётся,-
У погодков моих ни стихов, ни ни покоя, ни жён.

Фронтовые стихи Гудзенко отличались суровой правдой. Именно на фронте под пером молодого поэта рождались бессмертные строки, пропитанные запахом крови и трагизмом войны, но также и высокой романтикой.


Автор текста Доба Каминская


Рецензии
Спасибо за замечательную статью о замечательном поэте-фронтовике. Читаешь его берущие за душу стихи и думаешь, сколько бы потеряла мировая литература, если бы с полей сражений не вернулись Семён Гудзенко, Сергей Орлов, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Юлия Друнина, и другие впоследствии знаменитые поэты и поэтессы. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   05.12.2018 21:22     Заявить о нарушении
Но сколько талантливых поэтов не вернулось!
Среди них хочется вспомнить таких, как Мусса Джалиль, Николай Майоров, Павел
Коган, Михаил Кульчицкий, который написал:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах причитаете как миф
О людях, что ушли недолюблив,
Не докурив последней папиросы.

Уважаемый Петр, я люблю ваше творчество и для меня вегда большая радость встречать вас на моей страничке, а получить вашу рецензию- радость вдвойне . Доба

Доба Каминская   05.12.2018 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.