Добро и зло

Добро и зло по жизни неразлучны.
Идут, как близнецы, на вид не отличить.

Мы приехали в Сибирь в конце августа. Поселились в новой избе, которою построил старый дедушка, проработавший лесником всю свою долгую жизнь. Изба стояла на опушке, окруженная с трех сторон тайгой и только с южной стороны была огромная поляна, с которой открывался вид на редкие избы поселка. Поселок назывался «Маклаково» по имени речки Маклаковки, что впадала в Енисей. А в Маклаковку впадал ручей, возле которого, и стояла наша изба. А еще возле ручья росло огромное дерево боярышника, его спелые ягоды постоянно звали к себе: «Сорви нас, попробуй, какие мы вкусные». Но рвать их было лень,- дерево было высоким, а ягод вокруг – навалом: душистая смородина, лесная малина, черника и костяника…, все это начиналось от порога и тянулось в тайгу; чем дальше, тем больше.  Дедушка ставил на плиту чайник, брал большую эмалированную кружку и «с порога» собирал ягоды. А ягоды боярышника смотрели на него сверху и ждали, когда же о них вспомнят.

Но однажды, в тихий теплый полдень, к дереву подошли две девочки и как «лисички», стали кружить вокруг и подпрыгивать, пытаясь достать ягоды. Я вышел из избы «важным хозяином» и строгим голосом спросил: «И что вы здесь крутитесь возле моего дерева?» Девочки испугались и собрались убегать, но посмотрев на «сурового хозяина», остановились и жалобным голосом объявили: «Мы только хотели боярышника попробовать, а ягоды высоко, Ты нам не поможешь».  Я тут же почувствовал себя героем, вскарабкался на дерево, стал рвать спелые ягоды и бросать их девчонкам, которые в благодарность восхищались моей ловкостью и смелостью. Особенно радовалась беленькая, которая, не умолкая, говорила, что за всю свою жизнь ни разу не встречала, такого смелого и ловкого мальчика. Черненькая напротив, была немногословна, не улыбалась, не восхищалась и, казалось, была не рада встрече. Как только я спрыгнул с дерева «Беленькая» подбежала ко мне и спросила: «Тебя как зовут?» я назвал свое имя.

- А меня зовут Яна, а это моя подруга Маша. Мы перешли во второй класс. А ты, в какой класс пойдешь?
Я ответил, что тоже пойду во второй класс.
- Вот как хорошо, значит, мы вместе будем ходить в школу. Мы с Машей соседи и живем от тебя недалеко. Ты будешь заходить за нами?
Я пообещал, что буду.
- А почему, мы раньше тебя не видели в школе?
Я рассказал, что приехал с Кубани совсем недавно. Они, конечно, не знали что такое Кубань, так как родились и выросли в поселке «Маклаково», а из городов знали только Енисейск и Красноярск.

Но скоро наступил сентябрь. Мы, как и договаривались, вместе стали ходить в школу.Ходили по главной дороге поселка,по которой нескончаемым потоком мчались лесовозы "неся дурман тайги и белый цвет берез".Только что спиленные сосны насыщали воздух таким ароматом,что он становился "густым":им не дышали,его пили.И долгий путь в школу не был для нас утомительным. Поведение девочек не изменилось. «Беленькая» всегда была приветлива, улыбалась и восхищалась мной как «мужчиной» поэтому я нес её портфель и исполнял все капризы. «Черненькая» напротив, никогда не улыбалась,  хотя мы сидели с ней за одной партой. Но радовалась она по другому поводу, когда делала мне какую-нибудь пакость. Но особый восторг и неподдельное наслаждение испытывала, когда несла «послание» моим родителям о плохом поведении или не выученном уроке (дневников тогда не было, и учительница писала записки). По пути домой, я уговаривал её, чтобы она отдала записку мне, даже обещал носить её портфель. Но она только приговаривала: «Ничего, пусть родители поколотят тебя, как следует, а мне будет весело». Я искренне не понимал, почему ей будет весело, когда мне будет больно, ведь я ей ничего плохого не делал. Почему ЗЛО поселилось именно в ней? Ведь две девочки жили по соседству, в одинаковых избах, дружили,ходили в одну школу.

Родители Яны, были литовцами, их сослали в Сибирь сразу после войны, но они не озлобились и воспитывали своего ребенка так, как воспитывали их: радоваться жизни, любить ближнего и дарить ему красоту и внимание. Поэтому «Беленькая» была опрятно одета, в чистой и поглаженной одежде, с приветливой улыбкой, и живым интересом к себе подобным.

 У Маши отца не было. Мама воспитывала её одна, да и как она могла воспитывать, если сама сидела в тюрьме за воровство. Родила поздно, то ли в тюрьме, то ли после тюрьмы, да и так ли это важно, если жизнь на свободе мало чем отличалась от жизни лагерной. Вокруг тайга и бывшие заключенные, которые после освобождения получили пожизненную ссылку, работали также:  валили вековые сосны двуручной пилой по 8 часов каждый день. Поэтому жили и воспитывали детей по лагерной морали, в которой самым большим грехом считалось воровство и стукачество. Оно и понятно, ведь каждый судил по себе: вот если бы не украл, то и не сидел, а если украл,но  стукач не настучал, то тоже бы не сидел. Но как прожить, не воруя: с постоянным чувством голода и непосильным трудом. Поэтому и поговорка была в народе: «Не украдешь – не проживешь, а украдешь – в тюрьму попадешь». И в утешение добавляли: «Сажают не тех, кто ворует, а тех, кто не умеет воровать».

Но мы – дети не ведали нужд взрослых и жили своими радостями и огорчениями, которые сыпались как снежинки: то мягкие и пушистые, то жесткие и колючие. Так и я ожидал и радовался встречи с «Беленькой», огорчался и избегал встречи с «Черненькой».  Но в школу и со школы, мы ходили вместе и учились в одном классе. Добро и зло, красота и уродство, шипы и розы! Для матери Природы они едины и неразделимы. И только человек, постоянно пытается «искоренить» то, что ему не нравится и своим жалким умом поправить Божий Промысел.

Я вспомнил эти картины из далекого детства, ровно через 55 лет, когда в передаче А.Пиманова «Закон и Человек» увидел родные места, теперь уже не «Маклаково», а Лесосибирска. История, рассказанная в этой передаче, потрясла меня своей жестокостью. Тем, кто не видел или забыл этот сюжет, я напомню: женщина, на заимке под Лесосибирском, посадила на цепь свою трехлетнюю дочь за то, что голодный ребенок взял без спроса кусочек хлеба. Экзекуция продолжалась до холодов, а когда ребенок обморозил конечности, их ампутировали, а девочку вернули «маме». Мама продолжала воспитывать её в том же духе, а когда девочка-инвалид подросла и забеременела, её забрала к себе бабушка. Трудно поверить в такое, и я бы не поверил, если бы не узнал в бабушке свою одноклассницу. Да, это была она – «Черненькая», сходилось все: и год рождения, и место проживания, и методы воспитания. Но главное – ЗЛО, которое не просто зарождается в человек, но и передается из поколения в поколение, при этом усиливается, принимая все более изощренные формы.

Как сложилась судьба «Беленькой» я не знаю. После амнистии, она уехала с родителями в Литву, а мы вернулись на Кубань, где мягкий климат и «мягкие» люди. Но ДОБРО и ЗЛО одинаковы везде, всегда идут под руку и не расстаются с нами ни на минуту.


Рецензии
Спасибо Вам за рассказ. Здорово иногда работает закон причин и следствий. Всего Вам доброго!

Галина Ларская   01.11.2018 01:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.