Митрополит Анастасий Грибановский

День памяти:
9/22.05 – день кончины (1965 г.)

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною.
Смерть рано похитила, в детском возрасте, всех братьев и старших сестер Саши, угрожала и ему. Но Господь сохранил ему жизнь среди многих детских болезней, через которые ему пришлось пройти вместе с ними.
О родителях своих позже вспоминал Владыка как о добрых, рассудительных и любящих, ничего не жалевших для его образования.

В ранние годы вразумил Господь Александра познать суету мира сего. Душа его с юности часто тосковала в этом мире, и он нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи пятнадцати лет от роду, он особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что все ничтожно перед вечностью. Он был готов оставить школу и уйти в монастырь. Родителям стоило большого труда убедить его отложить исполнение такого решения до более зрелого возраста.

Александр окончил Тамбовское Духовное училище.
В 1893 году – Тамбовскую Духовную семинарию.

В 1897 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Церкви Заграницей. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита.
23 апреля владыкой Александром рукоположен во иеродиакона.
Вскоре затем – во иеромонаха.

В августе 1898 года ректором Московской Духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии.

С июля 1901 года состоял в должности ректора Московской Духовной семинарии в сане архимандрита, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова).
Свое педагогическое служение в те годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Свято-Данииловом монастыре.
В своем слове при наречении во епископа в порыве прозрения он предрек, что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были, как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».
С 1906 по 1914 год он – настоятель Свято-Даниилова монастыря, следующий после епископа Никона (Рождественского), бывшего даниловским настоятелем в 1904-06 годах.
Долговременное пребывание в Москве (около восьми лет в должности викария Московской епархии и настоятеля обители благоверного и преподобного князя Даниила, а считая годы учения – свыше двадцати) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета (Дроздова).
Он был близок к таким философам как Е.Н. и С.Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов Д.А. Хомякову, Ф.Д. и А.Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий Богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту.
Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

14 мая 1914 года он был переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.
Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда Владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием.
За свои труды Владыка был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

В 1915 году получил необычную для духовного лица награду – орден святого благоверного Великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, – как говорилось в Высочайшем рескрипте, – к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

С 10 декабря 1915 года владыка Анастасий – епископ Кишиневский и Хотинский.

6 мая 1916 года возведен в сан архиепископа.

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твердо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств как на чистоту веры, так и на ее канонический строй.

Участвовал в делах Всероссийского Поместного Собора 1917-18 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха.
Решительно выступил против записки 32-х противников патриаршества. Свое выступление закончил так: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии. А если это так, то Церкви нужен вождь».
После избрания Патриархом святителя Тихона (Белавина) владыка Анастасий как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) Первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.
Он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона.
Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Как член Синода и один из самых доверенных сотрудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест Патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишиневской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло.
22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.
Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до ста семидесяти пяти тысяч, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября – 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Он возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела выступил с докладом по вопросу о восстановлении Монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России Монархии и Царствующего Дома Романовых.

С 13 сентября 1922 года владыка Анастасий вошел в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ.

В 1923 году присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на так называемом «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ мужественно возвысил голос против всех предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе владыки Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию. Там он принял участие в освящении Александро-Невского собора в Софии.

В течение десяти лет пребывал владыка Анастасий в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор.
Привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали Владыку и считались с ним.

Указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов», владыка Анастасий был запрещен в священнослужении.

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов. Под соборным постановлением стоит и подпись владыки Анастасия.

В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой владыка Анастасий был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), владыка Анастасий как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего был единодушно избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.
Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте девятнадцати русских православных храмов в Германии и выделены деньги на сооружение собора в Берлине, был принят закон об имуществе РПЦЗ в Германии.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

В августе 1938 года под председательством владыки Анастасия в Сремских Карловцах прошел II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провел первые годы Второй мировой войны.
Будучи ценителем науки, владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания. При Архиерейском Синоде учредил особый Ученый комитет, возглавленный магистром Богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример Владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы вторглись в страну и вскоре захватили ее. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налета митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь святого Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен.
На второй день, 7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского дома один из священников для множества укрывавшихся там людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней был. Все присутствовавшие,  до трехсот человек, по благословению владыки Митрополита причащались после общей исповеди, ввиду явно грозившей всем смертельной опасности.
Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со своей белградской паствой Владыка благодушно переносил и голод, и холод, и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.

После начала войны Германии с СССР Владыка воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своем пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене митрополит Анастасий возглавил Совещание восьми епископов РПЦЗ, которое свидетельствовало о неканоничности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и невозможности вследствие этого признать митрополита Сергия законным Патриархом.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но, несмотря на явную угрозу жизни, Митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его благословению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.
Будучи непримиримым к иноверческой и инородческой советской власти, владыка Анастасий благословлял тех, кто боролся с нею. Полную поддержку его встретил Русский Охранный Корпус в Югославии. Поддержал Владыка и начинание генерала Власова, с которым лично встречался в Карлбаде (ныне Карловы Вары), где он проживал, когда, вместе с основной массой русских, должен был покинуть Югославию, с приближением красных.

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбежек.
Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад.
Летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.

В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратился к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР.
Собор постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но Владыка категорически отверг эти почести и уклонился от участия в юбилейных празднествах.

С 1948 года шло массовое переселение русских в США, и многие стали упрашивать Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же.
24 ноября 1950 года митрополит Анастасий переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США).
25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы. После того состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие одиннадцать иерархов РПЦЗ.
Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, Владыкой был совершен чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви.
Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукополагать новых архиереев: Антония (Синькевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962).
Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк – в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а немалую часть лета – в полюбившейся Калифорнии. В Америке Митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк.

Думая о приближавшемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения Владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни Митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, когда неразумные из клира и прихожан, вдохновляемые силами зла, воздвигли гонения на руководившего этой постройкой блаженного святителя Иоанна (Максимовича). Но вскоре молитвами и трудами архиепископа Иоанна все трудности постепенно были преодолены.
Митрополит же Анастасий стал все больше недомогать, был помещен в  больницу на обследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Чувствуя свою немощь, владыка Митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника.
27 мая 1964 года на Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.
Большой радостью для Блаженнейшего владыки Анастасия было состоявшееся на этом же Соборе прославление святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. Разрешительную молитву прочел его многолетний духовник архиепископ Аверкий (Таушев). Облачение тела почившего в архиерейские одежды по чину было совершено присутствовавшим при кончине Преосвященным Нектарием (Концевичем), епископом Сеатлийским.
В лице митрополита Анастасия ушел из временной жизни последний в Зарубежье представитель архипастырского сонма дореволюционной Императорской России и в то же время последний остававшийся в живых член Священного Синода Российской Церкви, то есть последний носитель для всех бесспорно законной церковной власти, избранной на последнем свободно созванном Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917 году. Он был последний на то время архиерей, к благословляющей деснице которого припадал смиренно Помазанник Божий Царь-Мученик Император Николай Второй, светлую память о котором он с любовью хранил всю жизнь.
23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило одиннадцать архиереев и шестнадцать священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого).

Литература:
1. Церковные ведомости, 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
2. Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44, 2248.
3. Изв. Каз. еп., 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
4. ЖМП, 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
5. Прав. Собес., 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
6. Кормчий, 1915, № 29, 342.
7. Холмский народный календарь 1917 год, 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
8. Миссионер. Календарь, 1907, 128.
9. Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 166-167. Булгаков, 1406.
10. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
11. Православная Русь, 1963, 15, 5.
12. Православная Русь, 1965, 10, 4.
13. Зернов, Н.М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
14. Шкаровский, М.В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
15. Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, Москва, Московский рабочий; ВПМД, 1994.
16. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, Москва, Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
17. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
18. Аверкий, архиеп., Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия: http://www.holytrinitymission.org
19. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
20. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
21. Завещание Блаженнейшего митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 288-293.


Рецензии