Смута 1609г. оборона троице сергеевой лавры

  Меня часто спрашивают  - почему я пишу и выставляю свои рассказы на проза. Ру. Я понимаю, за моей спиной большой отрезок прожитой жизни с незнакомым для вас, мои читатели, поколением людей. Я родился после войны. Но я помню, мои родственники жили в землянке, немцы, отступая, сожгли деревню. Всей деревней, помогая друг другу, они отстроились. Слова – голод, холод, мне знакомы не по рассказам очевидцев, я сам их испытал на себе. Все лишения, что произошли с нами,  я связывал только с войной. А все хорошее, что сделали наши родственники – отстроились, подняли с руин заводы – связываю с ПОБЕДОЙ нашего народа в той войне. Пока мы все это помним, мы должны как живые свидетели рассказывать своим внукам. Это моя страстная общечеловеческая позиция.
Сейчас наступило другое время. Молодое поколение смотрит на запад, они не понимают, почему мы так живем? Наши политики многое замалчивают. Наши соседи, переписывают историю каждый на свой лад.
Как говорят умные люди: за 100 лет в жизни государств может поменяться многое, а за 500 лет ничего. Нам всем надо помнить предупреждение ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ:
- Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет. (Мф. 12. 25.)
Прошлое – это урок, настоящее – это возможность молодым сделать лучше.
ПОСЛЕДНИЙ  БОЙ. 
В начале 1608 года Лжедмитрий – 2 и его сподвижники подошли к Москве.
 В тылу его войска находился Троице – Сергеев монастырь. Религиозный центр России. Мощная каменная крепость состояла из 12 башен, соединенных стенами 1250 метров. Высотой 8 -12 метров. Толщиной до метра. В башнях стояли 90 пушек. На стенах широкие галереи, на них были установлены еще 20 пушек для отражения врага. Осенью 1608 года обстановка у Троице – Сергеевой лавры обострилась. Царь Василий Шуйский понимал значение лавры и послал в лавру воевод с стрельцами и казаками. Усилив гарнизон до 2.5 тысяч воинов. В крепость с окрестных деревень пришли еще тысяча стариков, женщин и детей.
Лжедмитрий – 2 послал к лавре гетмана Яна Сапегу с 10 тысячным войском.
25 сентября 1608 года в день преподобного Сергея Радонежского, после службы в храме монахи обратились к защитникам монастыря:
- Верно служить государю, который на Москве будет.
Прошел год, бои у Троицы шли с переменным успехом. Силы защитников монастыря таяли.
В конце июля 1609 года началась подготовка к последнему, решающему штурму Троице – Сергиева монастыря.
Гетман Сапега узнал от изменников, что в монастыре осталось всего 102 дворянина, около 20 стрельцов, около 40 казаков. 40 старых монахов. Старики, женщины и дети. Ему казалось, что в случае штурма осажденные будут обречены.
Ночью 28 июля за три часа до рассвета войско гетмана заняли исходные позиции.  Приготовились и защитники монастыря – воины, старики, монахи. Все молились. Смотри фотографию картины. Я хочу вместе свами, мой читатель, посмотреть на картину С. Д. Милорадовича. Оборона Троице – Сергиевой лавры 1609 год, чтобы смотреть чувствовать, понимать людей. Художник написал ее в 1893 году. Довольно взгляда в их лица и понятно – для таких возраста нет. Такие не ждут пощады. Как обнаженный нерв, они дышат правдой. На заднем плане картины Архимандрит Дионисий с молитвой на устах просит у Сергия Радонежского о помощи защитникам монастыря. Мы всматриваемся в лица защитников монастыря, освещенные внутренним огнем, который вспыхивает на последок, чтобы погибнуть вместе со всеми.  Руки крепко держат оружие. Глаза – «молниеносные». Художник в этих лицах не искал сходства – кто его может подтвердить? Он показал единство человеческой породы – неукротимой.  Картина создает свою ауру. Смотрим и понимаем, сама русская история, словно холстина, сплошь сплетенная из человеческих бедствий, память людей хранит, в самую страшную минуту жизни человека они верили:  « На миру – то и смерть красна».
Проходили столетия, я пишу о картине, понимая, что картины тоже стареют, а людей волнует один и тот же вопрос:
- Как они выстояли? Кто им помогал?
Ибо только чудо могло спасти их от неминуемой гибели. И оно совершилось. Штурмующие колонны смешались. Завязалась кровавая схватка, в которой войско гетмана Сапеги едва не перебили друг друга. Участник штурма атаман Андрей Болдырь, сторонник Сапеги,  впоследствии вспоминал, что во время штурма Троицкие воины выстрелили всего два – три раза, а на утро он был поражен, увидев сотни убитых наемников и русских тушинцев, сторонников Сапеги. Утром из уст в уста русские, сторонники гетмана, передавали, друг другу рассказ о видении Сергея Радонежского накануне штурма, который якобы предупредил казаков о том, что они участвуют в богопротивном деле, и пригрозил жестокой расплатой за это. Гибель товарищей в ночном бою явилось наказанием божьим за их грехи.          
Некоторые атаманы, такие как Болдырь, Пантелеймон Матерый, решили внять внушению чудотворца и тайно увели свои отряды из лагеря у Троицы.
Защитники монастыря так – же были уверены, что спасение пришло к ним не без помощи Сергия Радонежского и божественных сил. Они верили в скорую окончательную победу.   
Я думаю, такое важное событие, даже если бы и не Милорадович, так другой великий художник все равно написал бы такую картину, таких людей, в их порыве защитить Россию, их характер и судьбы.   


Рецензии