У каждого своё предназначение

   
Сны  бывают у всех…
   Бабушка всё шептала молитву, от нечисти и от хвори, изредка вставала с колен брызгала по всей избе святой водой , снова припадала ниц и  сыпала-сыпала поклоны, не разгибая спины.
  Я лежал тихо на печи  зная , что коли она  меня заметит , то, не ровен час, усадит  на колени рядом , да заставит кланяться  и креститься , повторяя за ней никак  не понятные слова. Можно было противиться, но за то, бабушка ловко  стегала  осиновыми прутьями , спрятанными в темной глубине под печью , вместе с ухватами . Стегала не больно , так - для острастки ; «Осина , осина , возьми дурь с детины - дай ума набраться , как бью , так и прощаю!»-приговаривала… Всё сказанное, наверняка  было напрасно, потому как  я впитывал лишь то , что мне  приносило какую-то пользу –выгоду. А  вера в Господа , не приносила мне, никакого проку -пустые слова , да ноющие колени… Бабушка особо не настаивала, потому  как понимала , что времена  давно сменились  и народ Бога забыл , а поминает , так в суе , а то и вовсе чертыхается. Можно было  скоро подняться и стремглав  выбежать   из избы , получив  свою порцию святой воды  вслед , да может и крестное знамение. После  чего смело дожидаться бабушку в летней кухне, чтобы покушать , прежде чем сбежать со двора от восхода , до заката !
Бабушка имела   много  своих детей , потому  внуков часто не то , что не помнила , а запросто путала , называя кого как; то Ванькой , то Колькой , то Витькой , а то плюнет  «Тебе щерти –парнишка , поди сюда , я тебе  молочка парного сготовила…» С детства , преданный самому себе , я был глух ко всем наставлениям и просьбам , то делался вдруг задумчивым , будто вовсе глухим , то отбрехивался срочными делами. Жил сам по себе. Бабушка старалась  меня никуда одного не пускать , потому всяко прикрепляла ко мне какого старшего и строго наказывала , не сводить с меня глаз , особенно если уходили  на озера ; «Утонешь –лучше домой не появляйся!»-настрого наказывала она вслед!
   В избе, дедуля , по всем комнатам  вешал двери , постоянно закрывал , чтобы  ребятня  не  шаркала  по комнатям  без толку , а кладовую , которая служила и  амбаром , где хранились не только его инструменты топоры , пилы , различные долото и  стамески , стоял ларь под муку и шкаф, в котором бабушка  прятала с глаз копчености  или соленья, закрывал на ключ. С улицы , для вентиляции   дед сделал небольшое окошко , которое на лето закрывал решеткой , а  в зиму и вовсе забивал  соломой , чтобы не померзло добро.
  Я единственный в то время был настолько мал , что  старшие , отворив решетку , запросто толкали меня в кладовую , чтобы я мог в потемках  нащупать что-нибудь вкусненькое и передать наружу. О том , чтобы меня вызволить никто не заботился , и меня тут –же и забывали , убегали на утек в стога , а я  оставался один …Так в скорости , кладовая , стало  мне служить тайным пристанищем , в котором  в избытке и молоко  , и домашняя колбаска , а то и  горсть другая конфет .
В кладовой , не так уже и  темно , глаза привыкали  и можно было  разглядывать дедовы столярные инструменты .Пахло  не только продуктами , но и какими то травами , сушеными грибами  и  деревом .
 Дед делал не только мебель , но и телеги ,  и сани, а то плел из ивовых прутьев корзины. Так  в уединении, я научился различать  звуки   и даже  отличать шаги, которые  могли иметь для меня неприятные последствия . Со временем , я научился самостоятельно вылизать в вентиляционное отверстие, оставаясь не замеченным. У деда  во дворе стоял огромный , крытый соломой  сарай , в который можно было проникнуть с огорода , поддев жердочкой клок  свисающей соломы, продеть бечеву , зацепить за стропило влезть внутрь и стихнуть. Сеновал , мягкий и  пахнущий полем  убаюкивает своим  теплом , пряча тело , под душистой соломой. Даже в дождливую погоду , здесь всегда и сухо, и тепло , уютно …Можно тихо дремать , и слушать , как на улице , с крыши катились и катились капли дождя. Сытый, я засыпал , под тихое журчание, и думал , как хорошо , когда  тебя никто уже не ищет , не кричит , и можно вот так  лежать  и наслаждаться жизнью.
  В особо жаркие дни , когда на сеновале становилось душно , я спускался в огород , по-пластунски между рядками  картошки, пробирался  за баню, за которой росла огромным бурьяном, крапива. Ребята боялись быть ужаленными , и никто никогда не решался посмотреть , что находится между баней и крапивой….Там-то , я и соорудил себе лёжку , прямо с  огорода. Настелил лопухов , сверху спрятанный под стеблями крапивы , и защищенный от посторонних , я мог часами  отдыхать в прохладе. Можно было запастись молоком и хлебом,   стать  «разведчиком» , прутом разбирая крапиву , наблюдать за происходящим вокруг!
Иной раз бабушка недоумевала «Куда ето ты проподашь ?». Я торопливо прятал  взгляд и  старался  быстрее скрыться с глаз, чтобы  не возникали новые вопросы.
Часами  я смотрел на  пустую дорогу , на нетронутый  огород , в котором  лишь с утра или  к вечеру появлялись люди , чтобы полить , либо прополоть посадки.
 Днем  деревня будто вымирала , люди закрывали ставни , и прятались в  созданном сумраке, прохладе.
 Однако , не всё проходило так гладко ,  иногда увлекшись , я  был обожжен крапивой , так , что рыдал и бежал к бабушке , со слезами на глазах.
   -Баба , меня крапива укусила , вон смотри как больно !-жаловался я .Бабушка шла со мной в моё укрытие , которое  так меня наказало :
   -Так вот где  ты себе местечко соорудил окоянный !Вот тебя щерти и покусали ! Ты чтож не вишь , что ребяты тутычки не бывають ? Чего тебя щерти сюды понесли ?-Бабушка склонялась к крапиве  и мне казалась , что вот она сейчас сорвет куст , да и  настигает ею голую задницу. Не чуя боли , я занимался прочь , так , что пятки  сверкали !Я понимал , что теперь , нужно искать новое место , и больше никому о нем  не говорить , чтобы не случилось .Уж больно хорошо было укрытие в крапиве! Обидно делалось , я снова забирался на сеновал, боль шла на убыль и я уже был готов , выбежать на улицу и играть с ребятами , хотя и  во многом  превышающими меня и в  росте, и сноровке.
   К вечеру ворочался и дед с покоса, с большой корзиной клубники. Уйдет чуть свет , и возвертается  когда солнце на закат клонится. Бабушка любила , когда дед с покоса что-нибудь да приносил ;То вот  ягоду , а то травки душистые , которые тут же и  теребили ; какие вешали сушить , а какие тот час-же и заваривали . «Кто ест дар, что дает луг , того и господь  схоронит от мук!»-говаривала бабуля , что-то нашептывая , заклиная   наговоры , чтобы трава силу не теряла!
  А луг и околки  чего только не давали , задумаешь залезть в корзину  за ягодой , а  в ней  грибы; рыжики , подосиновики, маслята и конечно, как без сыроежек…Натаскает дед  корыто воды , да и отмачивает добытое им в лугах  богатство. Так глядишь  сковорода наполняется вкусностью и гурьба ,  ребят  тут же её опорожняет , остается  только кусочком хлеба собрать последние шкварки , и сковорода  аж блестит , что облизанная.
  Однажды ,бабушка принесла в летник   корзинку яиц , да и  развалила их на тряпицу у топленой печи. Я осторожно хотел взять одно из них , но тут  скорлупа с одного яйца отщелкнулась  и я ошарашенный  увиденным , от неожиданности отпрянул прочь , прижался к бабушке. «Чего напужался? Это-ж цыплятки  вылупляются !»-шутливо и нежно  сказала бабушка. Из образовавшегося отверстия , показалось лысое , страшное существо , всё мокрое , с закрытыми глазами , неприятно ворочалось и пыталось освободиться от своей скорлупы. Упало, несколько минут не издавало ни звука , казалось  сдохло . Но вот согревшись , существо высохло и превратилось в пушистый комочек , который открыл глаза и смотрел немым взглядом , куда-то мимо нас , сквозь стену  кухни , в поля , устремившиеся далеко за горизонт…
   Бабушка постелила в корзину тряпицу , и положила в неё, живой комочек .
   -Ну вот ,- сказала бабушка , принимая  вылупившихся и обсохших цыплят в корзину,- глядишь , и курочки с вас вырастут. -и опять она  что-то едва слышно запричитала , зашептала , кой каких брала в руки , подносила ко рту и  как бы вдыхала в них жизнь  отпускала в корзину , где они присоединялись к веселой  гурьбе собратьев .Комочки крепли прямо на глазах, наступали друг на друга , выправляя каждый свое место - чтобы понимали , шумные , заявляющие о себе, будущие  куры и петухи !
 Я видел , как в бабушкиных глазах  что-то жило , искрилось , она вся наполнялась силою , в которую невозможно было не верить .Её руки , словно чудо , поднимали и ставили на ноги, ослабших  или  вылупившихся без сил , цыплят . И как только бабушка садилась довольная и счастливая , я подсаживался к ней и выспрашивал , приставал:
   - Баба , а как у тебя так получается ? А я так смогу ?
   -Чяво  смогёшь ?
   -Ну, немощных на ноги ставить , как ты ?
    Бабушка смеялась и  отвечала ;
    -Пошто тебе знать , кто  немощный ? Всё от Бога , он один знат , кому  жить , а кто и вовсе не вылупится…
    -А, у нас  ведь все вылупились !Выходит всем жить ?-не унимался  я .
     - Не всё сразу  знается , всяк своё время  находит !-отвечала бабуля.- Не всем птичкам летать , да птенцов  высиживать , каким яйца нести , а каким и на еду пойтить ! Всяк тварь своё предназначение знает ! И рыбы , и звери , и солнышко, и озеро , и поле, и  мы с тобой –каждому из всех свой век отмерян , каждому своя дорога .Подишь ты , всех Господь направит …Ты воно , почикай  мал  ещё , говорить толком не можешь , а в скорости  в рост войдешь , что и меня, и дедушку  , всех пересилишь .
   Тепло у печи , бабушка ещё  что-то говорила и говорила, перебирая  свои скрюченные не то от тяжелой жизни , не то от какой болезни,  руки. Я же спал , убаюканный её негромкими словами  и  живым дыханием. Мне  снилось огромное небо , с проплывающими облаками , где далеко-далеко за ним , наверное и живет тот , кого бабушка ласково называла Господь.


Рецензии