Раиса Коротких. Галина Щекина. Речь о реке
«О чем я пишу? – говорит сама Галина Щекина. - Кроме тех книг, которые я писала раньше – «Графоманка», «Чудовищный цветок» (стихи), «Бася», «Мелисса», «Ария» - у меня в работе около 4-х сборников статей под общим заголовком «Крупным планом». Это тоже для вечности. Там разные люди – Тайганова, Архипов, Сопин, Щекина, Жаравин, Сучкова. Поскольку были всякие мероприятия и, в том числе, литературные чтения, статей накопилось много».
Не ставя своей задачей рассказать подробно о творчестве Галины Щекиной, ограничусь только высказыванием Евгения Попова - прозаика, лауреата многочисленных премий. «То, что она лидер, для меня так же несомненно, как и то, что она — талантливая писательница, знающая, как и куда поставить слово в прозе. Именно такие личности, как Галина Щекина, не дают нашей литературе заснуть и свалиться с лавки».
Мне хочется хотя бы немного рассказать о ее книге «Речь о реке». Необычность этой публикации состоит в том, что авторский сборник, посвященный поэту Михаилу Сопину, включает в себя поэму о поэте, записи его воспоминаний и размышлений, статьи-эссе о его жизни и творчестве, материалы обсуждения первой книги о нем.
Читая эту книгу, я была заворожена и перечитывала вновь и вновь те страницы, которые открывают тайну поэтического влияния Михаила Сопина на Галину Щекину. Влияния необычного, сродни иронии, подчас едкой насмешки, редкого одобрения ее стихов. И как она, горячая и одновременно суровая по натуре, воспринимала то, что говорил Михаил Сопин. Но лучше читать у самого автора.
Как она пишет, что после прослушивания одного из его стихотворений, «я закоченела, застыла, но самое главное – позвоночником поняла, с кем меня судьба столкнула. Человек слишком большого масштаба, мыслитель и бунтарь, он был вровень со страной, он мог себе позволить говорить с ней на «ты» Поэтому все время была нестыковка. Мы на одном уровне, он на другом, выше»…
«Начала я носить поэту все, что появлялось у меня нового. Я почувствовала в нем честность, правду, умение просечь явление до сердцевины. Я боялась его, но поле, которое вокруг него держалось, электрическое, мощное, меня питало»…
О многом заставляет задуматься эта книга. «Речь о реке, - пишет Галина Щекина, - прародине отцов Свернувшейся в холодное кольцо Не на руке, на шее у страны Под плач и вой, горячечные сны. Речь о реке из берегов - навзрыд Катящийся в столбцы и строки взрыв. И о тоске по той реке уплывшим Живым теперь - и прежде жившим. В поток чужих страданий - взгляд с моста И боль от попаданий тысяч ста, Казненного пророка слово лишь - Любви навек, как тюрем - не простишь. Изгиб реки, что стылой бездной дышит - В ней облака и сорванные крыши - Изгиб руки у лба бессонной ночью Мольба за жизнь, которая клокочет».
Если бы я писала подробно об этой книге, то не совсем бы согласилась. В моем понимании – река – это и источник жизни, а не только смерти. Но право автора толковать по своему. К тому же текст стихов Михаила Сопина таков, что он уносит и в реку, и в космос все, что касается человека, которого жизнь беспощадно давит.
Можно порадоваться, читая Галину Щекину, как жизнь подарила ей целый ряд лет совместной работы с поэтом. Она необычно для современного мира откровенна, когда рассказывает, что поэт заставлял ее искать главное. Он воспитывал чутье к "золотым строчкам". Будил жажду творческой свободы, но в то же время не давал этой свободе воли, потому что «при каждом удобном случае унижал меня. И я не могла за себя постоять, я молчала. Ведь он – великий поэт, это было очевидно, бесспорно. Но определенное сопротивление внутри меня возникло и в дальнейшем помогло мне выстоять и писать».
Многие ли из нас могут говорить так? У меня в жизни (да простит меня читатель за этот переход) было много замечательных учителей. Они очень многое дали мне по жизни. Ведь творческая работа – это особое состояние души, содружество, если не больше. При всем везении на учителей в одном случае мне очень не повезло. Я так и не смогла учиться так, как хотелось, у Михайлова Феликса Трофимовича. Почувствовав в нем нечто такое, что мне, второкурснице медицинского института, показалось «искрой божьей», я стала тянуться к нему, пытаясь хотя бы поначалу понять смысл того, о чем он говорил нам на занятиях по философии. Но его скоро «ушли» с кафедры. Я всегда следила за его работой, книгами, но единение мне так и не было ниспослано. Я до сих пор жалею об этом.
Поэтому могу понять и порадоваться словам Галины Щекиной, которая так хорошо сказала: «Вы знаете, я часто и взахлеб читаю "модное", но всегда вспоминаю - а что бы поэт Сопин сказал? Это своего рода мерило. И когда свое пишу – тоже».
Спасибо, уважаемая Галина Александровна, это «мерило» большого писателя многого стоит. И поэтому нарушу взятое на себя обязательство не приводить стихов поэта, и закончу его словами:
Присматриваясь к власти и судьбе,
Так часто я отказывал себе
В любви и дружбе, капельке тепла.
Земная жизнь сквозь пальцы протекла.
В замершее окно гляжу. Молчу.
Глаза туманит
Тусклый свет былого.
Как мало вас, кого обнять хочу.
Без слез. За все.
Не обронив ни слова.
Гале и Сереже Щекиным.
Свидетельство о публикации №218051401459