Нужно согласие

«Мы живем в буре политических эмоций, в хаосе борьбы за власть. Политика – это почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважение к личности. Перечислите все дурное, что есть в человеке, - все это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы».
Так писал о политике Максим Горький. Много лет прошло с той поры, но как созвучны эти слова с сегодняшним днем!
Невольно вспоминаются старые добрые времена: мы – могучее государство, имя которому СССР. И партия у нас в стране только одна – «наш рулевой» КПСС. И никакой борьбы, полный штиль. А с кем бороться-то? Партия ведь одна! Иногда, правда, на фоне великого благоденствия раздавались робкие голоса инакомыслящих. Так с ними разговор был короткий: либо за границу, либо в тюрьму. Вот так и жили мы многие десятилетия: тишь да гладь, да божья благодать.
Но тут стали замечать, что в доме нашем не все ладно. Оказалось, что в странах «загнивающего» капитализма производительность труда выше, люди живут лучше. А у нас в стране – топтание на месте, застой, спад производства. Дальше так продолжаться не могло, надо было что-то предпринимать.
И вот тогда-то, на апрельском пленуме 1985 года, всему миру было громогласно объявлено: «В нашей стране – перестройка, демократия и гласность!» Делай что хочешь. Говори что угодно. Никто теперь тебе не указ.
Цель этой перестройки высказал М.С. Горбачев: «Замысел перестройки ясен и недвусмыслен. Мы хотим через перестройку дать новое дыхание социализму, раскрыть во всей полноте огромный потенциал социалистического строя». На сомнения скептиков в осуществлении этого замысла Михаил Сергеевич отвечал: «Эти политики не верят в наш народ… Они утверждают, видите ли, что демократия будет использована, чтобы подорвать крепость строя. Думаю, что с этим мы не можем согласиться. У нас зрелое общество и сильная партия».
«Эти политики», к сожалению, оказались правы.
В ходе перестройки начали выявляться глобальные проблемы, о которых перестройщики даже представления не имели. Демократия и гласность подняли на поверхность общественной жизни страны пену демагогии, национализма, антикоммунизма. Начали создаваться партии, блоки, союзы. Появилась и оппозиция центру в лице демократов, которую возглавил тогда еще сравнительно молодой и не в меру энергичный Борис Ельцин. А перестройка, реформы продолжали буксовать, административно-командный способ хозяйствования был разрушен, однако созданный рынок не стал двигателем экономики. Во всех этих грехах демократы обвинили центр, КПСС. Не забыли при этом заявить, что все в стране наладится лишь тогда, когда к власти придут демократы.
Люди поверили. Не стало ни КПСС, ни СССР.
У многих республиканских лидеров, в том числе и у Б.Н. Ельцина, затосковали руки по штурвалу. Многим захотелось стать рулевыми своих вновь созданных государств. Во время борьбы за власть Борис Николаевич обещал народу российскому хорошую жизнь.
Смена власти не только не оживила экономику, но гораздо ухудшила её положение. Теперь уже коммунисты, оказавшиеся в оппозиции, во всех неполадках обвинили демократов, главу государства Б.Н. Ельцина и потребовали его отставки.
В нашей стране только что закончились выборы президента, убедительную победу на которых одержал молодой, энергичный Владимир Путин. На него россияне возлагают большие надежды. Но ни одна власть не в силах решить сложные российские проблемы, если она будет иметь такую яростную в своей враждебности оппозицию, как у нас. И которая занимается в основном критикой власти, ставит ей палки в колеса, а оружием борьбы предпочитает иметь ложь, клевету, провокации, одновременно с этим не уставая раздавать популистские обещания народу. И чувствует себя наша оппозиция тем лучше, чем хуже идут дела в стране. Именно так демократ Б. Ельцин в своё время победил коммуниста М. Горбачева. То же оружие в борьбе за власть использует и Г. Зюганов.
Чтобы поднять Россию с колен, сделать её великой и процветающей, а жизнь людей достойной, надо прекратить яростную политическую борьбу за власть, надо сделать так, чтобы и правительство, и оппозиция были в этом заинтересованы. Очень хочется верить, что так оно и будет. И победа Владимира Путина на выборах является этому залогом.
Пятнадцать лет назад мы начали перестройку в нашей стране от развитого социализма. А где мы сейчас, на каком историческом этапе находимся? На этот вопрос, очевидно, не сможет ответить никто.
Свои размышления хочется закончить словами писателя Юрия Бондарева: «Нашу перестройку можно сравнить с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка…. Только согласие построит в пункте назначения посадочную площадку. Только согласие».
Лишь совместными усилиями можно сделать так, чтобы самолет перестройки, летающий в воздухе вот уже пятнадцать лет, смог приземлиться.

 02.05.2000.


Рецензии