Мысли о кинофильме Собибор

Режиссер: Константин Хабенский
Продюсеры: Эльмира Айнулова, Глеб Фетисов, Мария Журомская
Авторы сценария: Константин Хабенский, Александр Адабашьян, Андрей Назаров, Анна Чернакова
В главных ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Михалина Ольшанская, Вольфганг Черны, Филипп Рейнхардт, Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр и другие
Композитор: Кузьма Бодров
Страна: Россия
Кинокомпания: Синема Продакшн, Фетисов Иллюзион
Жанр: военный фильм, драма
Год: 2018

Если вам понравился обзор, расскажите о нем друзьям - вам не сложно, а автору приятно.

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света и Силами Тьмы, а также двадцатью минутами.



Я вас решительно приветствую! Константин Хабенский - личность, которую просто невозможно не уважать. Он и актер шикарный, и человек хороший. Действительно хороший. Короче говоря, Хабенский - один из тех немногих, про которых хочется что-либо знать и который может служить примером для людей. В фильмографии Константина много заметных и достойных ролей, а вот теперь он решил попробовать себя в качестве режиссера. Совсем недавно, кстати, на этом же поприще дебютировал другой отличный русский актер - Данила Козловский со своим "Тренером". Тенденция, что ли, намечается? Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Давайте проверим - так ли это в случае Хабенского и его фильма "Собибор".

В основе фильма лежит реальная история, случившаяся в 1943 году в нацистском лагере смерти Собибор на территории Польши. Главный герой фильма — советский еврей Александр Печёрский, интендант, армейский снабженец, дослужившийся до звания лейтенанта. В октябре 1943 года он попадает в плен и оказывается в концлагере Собибор, куда евреев свозили уже не на работы, а в последний путь — до газовых камер. Ему, Александру, сильному духом и крепкому морально, удастся всего за 3 недели спланировать интернациональное восстание силами заключённых из стран Западной Европы и Польши. Это восстание станет единственным успешным за всё время войны, оно завершится массовым побегом узников из нацистского лагеря смерти.

Повторюсь, Константина Хабенского я очень уважаю. И как актера, и как человека. Но вот с режиссерским дебютом что-то не заладилось. То ли опыта не хватило, то ли что, я не знаю, но с точки режиссуры "Собибор" получился какой-то бессвязной кашей, сюжет в которой... Да нет его практически. Точнее, за ним очень сложно следить. Я недаром упомянул "Тренера" Козловского. Данила как поступил - собрал работающие клише и штампы и снял типичный такой, но крепкий и понятный спортивный фильм. Можно сколько угодно ругать его за вторичность, но "Тренера" интересно смотреть, там все ясно и прозрачно.

Хабенский же пошел другим путем. В "Собиборе" много странных, нетипичный и даже оригинальных решений, но в единую картину они складываются с очень большим трудом. И возникает закономерный вопрос - может, путь Козловского как-то правильнее для первых шагов? Если говорить совсем уж простым языком - не надо выпендриваться. Хотя про Хабенского так говорить очень не хочется, ведь как раз таки выпендрежа в его жизни и нет. Ладно, не будем об этом, что там с фильмом-то?

Да, в общем-то, ничего, слишком уж он невнятный. Да, ужасы лагеря смерти показаны впечатляюще. Но, знаете, если я захочу посмотреть на это, гляну кадры хроники, там все равно страшнее подобное показано. А сюжет, сюжет-то где? Нет его. Все очень медленно, тягуче. А самое главное - фильм абсолютно не раскрывает нам персонажей. При чем, доходит до того, что главный герой, например, в диалоге с некоторыми персонажами упоминает какие-то события в Минске. Что за события, почему они важны? Ответов в ленте вы не узнаете, лезьте на Википедию! Вообще, характеры героев не раскрыты. Почему персонаж Кристофера Ламберта выделяет Печерского? Да хрен его разберет! почему сам Печерский то показывается человеком с сильным характером, то вдруг начинает хандрить, мямлить и раскисать? Вообще - какой у него бэкграунд, как он попал в лагерь, что стоит за этим персонажем? Мы не узнаем. И вот так со всем в "Собиборе". Герои не раскрыты, события тянутся слишком медленно и часто сюжетно-важные вещи отходят на второй план в пользу сцен совершенно не нужных и очень сильно тормозящих действие.

Актерская игра хороша, но что с нее толку при столь плохо прописанных персонажах? Вообще, надо отдать должное, когда начинает план побега, фильм становится интересен. Минут на двадцать. Тут и события динамичны, и даже герои хоть как-то себя проявляют и можно хоть какой-то их характер обрисовать для себя. Соответственно, и актерская игра начинает работать. Но потом все скатывается в очень долгую, нелепую и претенциозную сцену.

В общем, я не знаю, кому можно порекомендовать "Собибор" к просмотру. Только, наверное, самым ярым фанатам Константина Хабенского. Слишком невнятный, затянутый фильм получился. Его очень сложно смотреть. Не тяжело, не страшно, а именно сложно. Картиной не проникаешься. Серьезно, я после просмотра на Википедии почитал о Собиборе, о Печерском, о событиях фильма и это было намного интереснее. Так что режиссерский дебют у Хабенского, к большому сожалению, не удался. Пять минных полей из десяти.

На этом у меня все, спасибо за прочтение! Подпишитесь на группу ВКонтакте - https://vk.com/neskromnye_mysli, если еще этого не сделали, и тогда следующая лента Хабенского выйдет в разы лучше. Всем пока, смотрите хорошие фильмы! ;)


Рецензии