Сравнение Ми-28Н и Ка-52

На вооружении армейской авиации ВКС России стоят два специализированных ударных вертолета: Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной Охотник». Вертолеты схожи по назначению: нанесение ракетных ударов по бронетехнике и ДОТам и артиллерийских обстрел живой силы и легкобронированный и небронированной техники противника.
Краткое описание Ка-52 «Аллигатор»
Вертолет является модернизированной версии широко известного вертолета Ка-50 «Чёрная Акула». Одноместный ударный вертолёт совершил первый полет в 1982 году. После многих лет опытной эксплуатации совершено нового типа вертолета, летательный аппарат был принят на вооружение в 1995 году. Несмотря на мощное вооружение и современную авионику, лётчик вертолета едва справлялся с поставленными задачами: управление вертолетом, наведение управляемых ракет «Атака» по лазерному лучу, требовавшему от летчика постоянной коррекции во время полёта, не позволяли раскрыть весь потенциал машины. Требовался оператор вооружения, способный выполнять задачи по наведению ракеты до цели. В начале 1990-х годов началась разработка двухместной версии вертолета. В 1997 году совершил первый полет двухместный прототип, получивший название Ка-52. Изначально планировалось что Ка-52 будет командирской версией для управления ударных эскадриль Ка-50. Однако позже было решено прекратить производство Ка-50 и оставить производство только Ка-52 как штатного и командирского вертолета. В 2008 году вертолёт был принят на вооружение.
Вертолет Ка-52 имеет имеет два турбовальных двигателя ВК-2500 развивающих мощность 1750 л. с. на крейсерском режиме (каждый двигатель) и  2700 на чрезвычайном. Двигатели позволяют развивать максимальную скорость 350 км/ч. Крейсерская скорость составляет 260 км/ч. Динамический потолок вертолета составляет 5 км. Такая большая высота позволяет вертолету подыматься на недоступные для огня мелкокалиберных зенитных пушек и ПЗРК. Скороподъёмностью вертолета 15 м/с. Большая скороподъёмность достигается за счёт двух пропеллеров, расположенных друг над другом. Данная конструкция также позволяет двигаться вертолёту вправо-влево и назад почти с такой же  скоростью как вперёд. Также такая конструкция позволяет зависать вертолету при сильном боковом ветре.
Длина вертолета 16 метров, ширина фюзеляжа 14, длина несущего винта 14,5 метра.
Вооружение вертолета состоит из управляемых противотанковых ракет с наведением по лазерному лучу. Дальность противотанковой ракеты «Штурм-В» до 5 км. Дальность ее улучшенной версии ПТУР «Атака» до 6 км. Ракета «Атака» имеет несколько вариантов. Бронепробиваемость варианта 9М120-1 более 850 мм за счёт тандемо-кумулятивной части. Существует ракета 9М120Ф-1 с фугасной боевой частью. Ракеты 9М120-1/9М120Ф-1 имеют лазерную систему наведения, в отличие от 9М120/9М120Ф с радиокомандной, которыми вооружены Ми-28Н. Ракеты имеют максимальную скорость 550 м/с. Средняя скорость полёта около 400 м/с. Масса ракеты с транспортно-пучковым контейнером около 50 кг, масса ракеты без контейнера 42 кг. Калибр ракеты 130-мм, длина в транспортно-пучковом контейнере 1,8 метра, в полёте более 2 метров. Вертолёт несет до 12 ракет.
Вертолет способен нести противотанковые ракеты «Вихрь-1» с дальностью полёта 10 км. Данные ракеты существенно повышают боевые возможности Ка-52 за счёт большой дальности.
Вертолет имеет 30-мм автоматическую пушку 2А42 с боекомплектом 460 снарядов. Пушка использует снаряд 30/165 мм, начальная скорость снаряда более 550 м/с. Дульная энергия около 180 кДж. Максимальная дальность стрельбы до 4 км. Используется бронебойный-подкалиберный снаряд «Кернер» с начальной скоростью полёта 1120 м/с и бронепробиваемостью до 27 мм на дистанции 1 км по нормали. Используется также бронебойно-трассирующий снаряд с начальной скоростью 970 м/с и бронепробиваемостью 20 мм по нормали с дистанции 700 метров.
Вертолет использует НАР (неуправляемая авиационная ракета) калибра 80 мм. Вертолёт способен нести подвесное пушечное вооружение.
Для целеуказания используется радиолокационная станция «Арбалет», для ракет также предусмотрена станция лазерного наведения. РЛС обнаруживае крупные наземные цели типа «железнодорожный мост» на дистанции до 30 км, цель типа «танк» обнаруживается на дистанции до 12 км. Возможности по обнаружению целей в воздухе позволяют обнаруживать Вертолет на дальностях до 15 км (используется ракета комплекса «Игла-В»).
Краткое описание Ми-28Н «Ночной Охотник»
В ходе эксплуатации транспортно-боевых вертолетов Ми-24 были выявлены их недостатки: несмотря на то, что вертолёт способен выполнять и функцию ударного вертолета, и транспортного постоянно приходилось выбирать что-то одно из-за ограничений по массе. Так же по мере совершенствования авионики и вооружения среди мировых ударных вертолетов, вертолеты Ми-24 так же стали уступать иностранным аналогам. Только с модификации Ми-24В стало возможно использовать управляемое вооружение (ПТУР «Штурм»). Однако чрезмерная универсализация не позволяла Ми-24В конкурировать со специализированными ударными вертолетами по причине грузового отсека, создающую ограничения по массе вооружения. Несмотря на то, что Масса пустого Ми-24В около 7600 кг, а Ми-28Н около 8100 кг, грузовой отсек, составляющий значимую часть вертолета, затрудняет маневренность и уменьшает бомбовую нагрузку.
Было принято решение разрабатывать специализированный ударный вертолёт.
В 1982 году совершил первый полет Ми-28А. Вертолёт не имел грузовой кабины, в отличии от Ми-24В. Вертолёт все же имел серьезный недостаток: так же как и Ми-24В, вертолёт не имел аппаратуры позволяющей вести огонь в ночное время. Позже была разработана версия Ми-28Н, получившая прозвище «Ночной Охотник» за счёт наличия комплекса «Тор», отвечающего за наведение ракет в ночное время. В 1996 году состоялся первый полет ударного вертолёта модификации Ми-28Н.
Вооружение «Ночного Охотника» состоит из противотанковых управляемых ракет комплекса «Атака». В отличии от Ка-52, вертолёт использует ракеты 9М120 и 9М120Ф с радиокомандной системой наведения. Вертолёт несет до 16 ракет.
Вертолет также несет пушку 2А42. Однако боекомплект составляет только 250 снарядов. Пушка расположена под кабиной летчиков.
Летные характеристики вертолета отличаются от Ка-52 за счёт классического подхода к расположению пропеллеров вертолета: один основной пропеллер и один на хвосте.
Первые Ми-28Н оснащались двигателями ТБ-117ВМА, однако данные двигатели делались на Украине, из-за чего вертолеты позже перешли на ВК-2500-02, модификацию двигателей Ка-52.
Вертолет не может зависать в воздухе при сильном боковом ветре, в отличии от Ка-52, из-за классического расположения пропеллеров, не позволяющих выполнять данную задачу. Мощность двух двигателей по 2200 л/с, что на 1000 л/с (суммарно) меньше чем у Ка-52. Масса Ми-28Н на 300 кг больше (1800 у Ка-52 против 2100 у Ми-28Н). Максимальная боевая нагрузка 2300 у Ми-28Н против 2800 у Ка-52. Очевидно, что по данным факторам преимущество за Ка-52. Ми-28Н несет для самообороны от вертолетов ракеты комплекса «Игла-В». Недостаток Ми-28Н заключается в том, что большинство серийных версий Ми-28Н не имеют радара «Арбалет», в отличии от Ка-52. Экспортные версии Ми-28НЭ для Ирака и Алжира имеют РЛС «Арбалет». Также РЛС имеет учебно-боевая версия Ми-28УБ и перспективная модернизация вертолета Ми-28НМ.
Итог
Вертолеты имеют мощное вооружение вполне достойное для своего класса. Между тем, по совокупным качествам преимущество за Ка-52. Между тем Ми-28Н сильно унифицирован в пилотировании и деталях (так модернизированная версия Ми-24ВМ имеет пропеллеры от Ми-28Н, также фактически по конструкции «Ночной Охотник» является «Ми-24 без грузовой кабины»). Высокая степень унификации является преимуществом Ми-28Н. Ка-52 послужил базовым вариантом для Ка-52К «Катран» - палубной версии Ка-52. Очевидная причина выбора флота в пользу вертолетов «Камова»: большая скороподъёмность и зависание при сильном боковом ветре, что крайне необходимо при посадке на маленькую взлетно-посадочную палубу движущегося корабля.
Лично я больший сторонник Камовских вертолетов.


Рецензии