Далекие и близкие воспоминания

      На задворках огорода  Константиновых, среди травянистого поля, прямо на грунт была уложена километровая полоса из шарнирно скрепленных между собой штампованных металлических листов, для взлета и посадки  самолетов. Поговаривали , что аэродром хоть и действующий , для гражданских легких транспортных самолетов «Аннушек» и «Кукурузников», мог быть использован и для   реактивных самолетов  МиГ-15, 808-го учебного полка. Посреди огорода  старый колодец , ветхий опоясок   сгнил , потому  колодцем никто не пользуется , но и  убирать не  спешат .Вдоль дороги  на аэродром , выросли огромные тополя, так , что пух от них , застилает  огород ,  словно  снегом , перекрывая месячные нормы.
  Старый и добрый Ан-2, который сядет и взлетит с любой поляны. К нему стекались люди со всего села , кто в надежде , что привезли  какой  инвентарь , кто  за семенами из общественного фонда. В то время , если  и был совсем не урожайным год , люди жили , потому что знали , что привезут семена, а значит  распашут пашню, в которую можно  их бросить и вырастить хлеб, а хлеб для крестьянина –это жизнь , всему голова!
   Дом  у деда с бабушкой , новый , не так давно срубленный из гладких бревен .Старые ветхие глинобитки , народ  потихоньку сносит , и строит новые добротные, потому как жизнь налаживается  с каждым годом .Вот уже и Константиновы поговаривают , о новом доме. Род большой , потому Майская улица , прямо преображается , саманки уходят в прошлое, сообща дело спорится.
 В кухне два окна, оба  выходят на улицу , так , что аэродром , как на ладони. Круг дома , дед разбил полисадник , в котором посадил  к улице  раскидистые клены , а к огородам  полукультурки ;Яблони , сливы , груши . Крыжовник , смородина , кое-где виктория . Жили  дед и бабуля , с двумя сыновьями , старшие  трое  разъехались , кто по  службе , кто по направлению –по работе .Дед , хоть и является инвалидом  войны, продолжает  плотничать и столярить , чем  заслужил и почет и уважение селян .Коммунист , он вызывает пугливую учтивость  у каждого , с кем вступает в разговор. Жили  они с бабулей тихо и мирно, добрейшей души люди. Бабуля может когда и  сходит  в гости , по-соседски или к родне , а  дед , занимается хозяйством , редко когда выйдет , да и к нему не часто кто наведывается –лишь по необходимости какой. Прохожий , заглянет в окно украдкой , но  коли встретились взглядом с дедом , поспешно удалялись прочь. Уже  очень дед не любил , непорядок и пустые разговоры.
    Ребятня , никогда не выводилась в их дворе , толкались постоянно, двор  большой , есть где в прятки поиграть  или  посидеть на крепкой , порой заменяющей верстак лавке. Сарай служил надежным укрытием , чтобы схорониться  под его сводом,  рубиться  в кости  или  чику , кто по наглее  раскидывали и в картишки. Я  с малых лет , рос  среди  родни , и был приобщен к более  старшему кругу с малолетства. В  деревне  было налажено производство  сыра , и меня , как самого маленького , подсаживали то в форточки , то опускали в  вытяжки подвальных помещений , в которые другие не пролазили. Внутри завода, я находил творог ,а когда и незрелый  едва сформованный сыр , потому как созревший , всегда был заперт. Мы с пацанами, довольствовались тем , что я мог добыть и  вытолкать наружу. Дед догадывался   о том , чем занимаются  его сыновья , но «не пойман , не вор« -потому  терпел и не подавал виду! Меня и впрямь редко , правда , очень редко , кто наказывал .Колька постоянно  находился в  интернате , и я с ним общался лишь в выходные , а  Витька уже  учился в Чистюньке , потому в Парфеново , домой, приезжал ещё реже –на каникулы. Так я прибился , к  своим троюродным братьям, Генке и Сане  Константиновым .Генка был намного старше меня , потому  не вступал со мной ни в какие разговоры , в отличии от Сани , который  то и дело  меня  брал с собой –то на озеро , то на поля , то за яблоками в Комариху. То, что со мной происходило  , осталось в моей памяти навсегда. Мне хоть и полагалось быть среди ровесников, но за неимением таковых я знал обо всем , что делается  в юношеских кругах!
   Помню , привел меня Саня к Воронковым , Петьке и Ваське , а те уже армейского возраста , здоровенные лбы , в карты мечут .Саня сел с ними  играть , а  мне сунули колоду , с  голыми тетками .Черные , засаленные , фотографии , перефотканные на сотню раз , не вызывали у меня никакого интереса , потому меня привлекли шахматы , большие резные  фигуры из дерева , которые можно расставлять  в  черные и белые клетки .Как-то само собой получилось , что  передо мной сложилось  целое боевое поле , с королями , их офицерами и конечно с конями и ладьями !Пешие , одетые  в старинные мундиры , выступали единым строем , и с их помощью, можно было, как начать атаку  , так и подготовить защиту. Занятие столь увлекло меня , что я с трудом оторвался  на обед , который  дожидался всю собравшуюся компанию .Ели  молчком , я  не любил суп , который нужно хлебать ложкой ,как и второе  с вилки , потому стакан молока и краюха хлеба , меня вполне устраивало , чтобы  быстренько выйти из-за стола.
  Помню мамаша Воронкова кручинилась; «Господи, да чего  тебе постреленышу за столом со всеми не сидится ?»
    Вечером , я услышал  новость , которая запомнилась на всю жизнь –Витьку  призвали в армию! Май выдался на редкость  теплым , даже жарким. Двери в дом бабули  и дедули распахнуты настежь , на улице стоит огромный стол , сколоченные лавки , посланные половиками . Народ собирался скоро , кто откуда нес  соленья , забитых наскоро кур , кто  туши поросенка . Тут же на улице разжигали  костер  , катили  уличные казаны , которые  использовали повсеместно на массовых гулянках или поминках. Народ пьянел на глазах, гремели телеги , подвозя всё новые яства,а то и людей с пашни. Проводы шли несколько дней, ясное небо , сменялось яркими  звездами , зажигали  лампы и фонари . Пели  и плясали , до Зари одни наедались , и за стол садились следующие.Дядя Миша , ложкарь по жизни   выделывал такие перестуки , что гармонисты останавливались , чтобы послушать и  посмотреть на непревзойденного  артиста ! Ложкари Парфенихи , славились на всю округу .
 Как-то внезапно , вся  улица встала и тронулась к центру села , такое впечатление , что всё , что оставалось на столах , сделало ноги и крылья и поднялось  вместе с народом –исчезло в толпе ! Массовое помешательство , наверное сейчас это лучшее , чем можно назвать подобное шествие , в котором  пьянство  не останавливалось  и с песнями , в плясовой  рассказ гармони  выплеснулось на  центральную площадь , где сошлось и слилось , с другими улицами , которые  праздновали свои проводы в армию ! Всё смешалось , в ещё большем угаре , потому как давние соперники , которые не встречались по трезвости , здесь сошлись !Драка ,буйство , было столь массовым , что придали ещё большее увеселение толпе. Я уже ничего не видел и не понимал, сделалось вдруг так страшно и одиноко, что я скрылся в  зелени  центрального сада, слился с распустившейся листвою, сжался всем телом , чтобы не попасться на глаза  , не отсвечивать своим присутствием .Я так боялся , что кто-то в отчаянии  залетит  на меня сбитый кулаком  и размахивая  огромным ключом бросится на меня .В толпе кто-то истошно орал , женщины пищали и кричали - положение  не иначе как кого-то убили  …Я боялся громко дышать , слезы застили лицо , отчаяние  захватило  рассудок. Загрохотали выстрелы , застучали каблуки военных , прибывших за призывниками.И гармонь налилась новой силой, новые голоса , перевели  бойню  опять во всенародное ликование , теперь праздновали  перемирие , пили за мировую , обнимались  , смеялись окровавленными ртами , в которых у многих явно не хватало  зубов , выбитых в бессознательной  драке! Я так и не смог вылезти  из обретенного укрытия , парализованный страхом , втянув голову в плечи , не унимаясь плакал . Кто-то искал кого-то , выкрикивал имена , кто-то кого-то ласково уговаривал, а кто-то  ещё кого-то ругал последними словами…Опять  спустились  к Земле звезды , немая луна , такая же как я бледная , грустно смотрела  на мир , осознавая происходящее.Автобусы , полные пьяной молодежью , мычали , гаркали какое то подобие песен. Военные,  с золотыми звездами на погонах , отдавали последние  распоряжения. Беснующяя деревня , казалось поднимет  автобусы на руки  и понесет , в непонятные дали . Но вот  зажегся  свет фар , и  процессия тронулась , одни  поехали на колесах , другие  удерживаемые более трезвыми  соседями , ещё долго  не расходились , уничтожая последние яства и пойло !
    Сделалось ещё страшнее, рядом со мной  уже не в силах  никуда идти , лежали  бездыханные пьяные тела. Страшные , окровавленные , издающие омерзительный смрад , они казалось,  тянули ко мне  свои   натруженные руки …Кто-то  подхватил меня  и я замер ! Бабушка , маленькая добрая старушка, несла меня, до самых ворот , приговаривая ; « Ничего !Не бойся! И бояться нечего! И совсем нет ничего жуткого! Жуткое всё  впереди , то-ли тебе  ещё предстоит пережить ? Война –это жутко , а дерутся , так это ничего , это не война …» Голос её всё тише , нежный , родной  и страх меня покидает .Будто камень  сошел с груди .А бабушка всё чего-то говорит , словно не может выговориться, так иссохло  от горя её сердце, так многое хочет поведать , открыть…Конечно , как понять малышу , играющему в войну , что это горе ?Что в войну погибает  человек! Зачем ? Почему война? Даже собаки  грызутся , но не устраивают массовое побоище. Каждая  понимает  своё место , в отличие от человека! Толпы людей, это не табун лошадей , который можно и направить, и остановить, и даже  запрячь –люди , для достижения  своей цели , убивают друг друга !Как это понять ?Как принять  мертвое , замытое кровью , родное  тело - матери, жене , бабушке? Как утешить их , рвущих на голове свои волосья?
   Призыв .Призыв , добровольная обязанность …Обязанность –умереть ?Проводы в армию , в которых радость , сменяется  горечью и печалью, разрывает целое, рожденное чтобы жить .Я помню и другое, когда я перестал слышать, и думал , что навсегда стану глухим. Я видел как люди кричат  и не слышал их крика!
  Я  видел то , чего нет , светил  фонарем  по углам , под печью , под кроватью , искал  нечто в шкафу. Бабушка жалела меня , говорила , что никого нет, но, люди умеют лгать , как  и дети , которые людям верят !Кто-то сказал , что покойник обязательно явится и вот уже и ждешь его , веришь , что он уже в доме , где-то прячется. И образ обязательно возникает , стоит только в это поверить !
    Образ , созданный детским страхом , он идет куда-то , манит  в сумрачные поля , накрывает  морозным туманом , так , что волосы становятся  дыбом и  тело покрывается гусиной кожей ! Одинокий, пустой , с неподвижным взглядом, в темным , в черном , силуэте!
   Не знаю , как  у бабушки хватало сил и терпения, но страха  как-то вдруг не стало, даже не помню когда это произошло , зимой или летом, снова  я  увидел то , что страха нет , шагнул ему навстречу, искал , но страх ушел. Тот , который еще так недавно, забрал жизнь ,запер  на ключ в своем пространстве, хлестал своим  грозным  потоком  моё сознание, ломал волю, выворачивал нервы на изнанку, не давал  сделать ни шагу , без того , чтобы не оглянуться - не убояться  .Казалось , ничем не унять такую силу .»Да где он твой страх? Покажи  или опиши , как он выглядит? Нарисуй ? Почему   никто его не видит , не слышит , не чувствует?»-не унималась бабушка. –Это твоя судьба ,она с тобой шутит , играет , с тобой , ищет твои слабости! Страх любит людей , которые с ним дружат , которые страхом дорожат. Он их не покидает , неотступно следует , куда бы люди не пошли .
   Но ты смог отвернуться от страха , показать ему , что  он  тебе не нужен , и страх  ушел , а может умер или сгорел, мир не  рухнул , жизнь продолжается! Солнце , луна , Звезды –всё на своих местах.
 Послушай своё сердце , как оно бьется от восторга, как оно встрепенулось , подпрыгнуло с радостью, освобожденное от страха!
 Я вспоминаю , как помимо страха , в моей душе появилось иное чувство, которое звало, манило с замирающей болью, куда-то в поднебесье! Оно возникло совершенно неожиданно, точно кто-то спустил его сверху и  дал  мне ; « На, возьми , пользуйся , оно твоё !» Я долго сидел в своих укромных местах , обдумывая новое чувство-интерес, фантазии, поиск нового…Не хватало одного , смелости , чтобы подняться и  уйти. А так хотелось уже тогда, в тихом месте, возле привычных запахов, уйти , чтобы не быть всеми заброшенным и забытым .
   Стало совсем темно ,свет едва пробивался  от ночника бабушкиной кровати, никого не было слышно . « Неужели опять обо мне забыли ?» -подумал я  и осторожно  пробрался на печь. Теплая , с утра протопленная печь , напомнила мне о моем теле, холодном ,  местами в совсем промокшей одежде. Над головой зашелестели приятно пахнувшие травяные  сборы ; «Бабуля, опять понавешала зелья»  -подумал я .
Судя по  дыханию , бабушка не спала. Она  лежала на спине, прикрыв глаза рукой, в которой  зажала  лапки своих очков. Она тихонько  приподняла руку и взглянула на меня. Взгляд бабушки , выдавал её обеспокоенность , несмотря на внешнее спокойствие, она смотрела на меня , не отрываясь:
   - Что, небось  скоро и вовсе домой не явишься ?-Я опешил , бабуля словно прочла  мои переживания, -что тебе неймется?
По голосу я угадал, что бабушка довольна моим появлением ! Я лежал, совсем не хотелось ничего говорить . Я хотел  тотчас –же уснуть , потому не шевелился. Бабушка щелкнула выключатель  и наступила мгла!
   Прошло немало времени , прежде чем я осознал , что в такие моменты переживают взрослые…Но, вот –осознал ли ?Сидя на пороге , просматривая пожелтевшие от времени фотографии, можно лишь угадывать , исходя из своего  опыта , своих знаний , что происходило тогда , когда происходили  описанные  события,  перед четырехлетним  мальцом .
   Что же  можно найти сейчас , когда нет уже очевидцев , когда всякий  рассказывает свои истории детства , которые наверняка ему  помогли вспомнить взрослые , обеляя черные дни , оправдывая просчеты , неудачи –никому не хочется вспоминать собственное невежество!?
  Уже нет той  Майской улицы , никто даже из стариков  не помнит ни аэродрома , ни того , что жили  в наскоро слепленных саманухах , в которых  был один вход и для скота  , и для постояльцев .Земляные полы , только что  появившиеся на свет телята и овцы , рой мух на липких лентах  и печь , как корабль ,  на котором умещалась вся детвора …Только по особенному говору , можно понять , что не ошибся , что попал в место своего детства. Сидя на берегу Прохоровского озера , едва угадываю очертания  глинки - название места , где разрешали купаться  совсем  маленьким , потому как это место  не глубокое , намытое из огромного яра , который образовала природа , с каждым годом  увеличивающая его площадь за счет  сходящего с полей снега . Помню , скелеты  огромных зеркальных карпов , которые  валялись  по всему яру, принесенными  из  озера поднятой  весной водой. По мере приближения к  водной глади , скелеты  приобретали очертания рыбы , Остатки головы , брюха или хвоста , вызывали  жалость и недоумение  от того , что  здесь произошло…Какая стихия уничтожила  эти  сияющие на солнце  тлеющие зеркала? От увиденного ужаса, я становился мягче и добрее , ко всему живому ;тревога и боль  проявлялись с  большей остротой , если  передо мной угадывались черты нездорового или раненого живого существа. Природа в таком случае , не стонала, душа её не сочилась кровью, не бушевал огонь страстей и  не рушились камни от негодования. Природа умирала молча , стараясь не затронуть ни коей мере чувства человека , не вызвать сожаления , за то , что человек сам –же и творит , создавая артели для разведения Зеркального карпа и нисколько не заботясь о том , что из этого выйдет , как жить огромной рыбе  в созданном когда-то не ими, пруду ?   Огромные рыбы , выжившие в  образованных природой промоинах, метались в агонии, задыхаясь от  обилия воздуха , не напоив  ссыхающиеся жабры - умирали . Те  рыбы, что ещё были  живы , ребятишки постарше , обмазывали глиной и  забрасывали в наскоро разведенный тут-же костер. Чистые, полные водой впадины , согретые  жарким майским солнцем, детвора использовала как ванны. Сооружали из глины горки  и катались с них, расплескивая  жижу , по сторонам. Чумазые и счастливые, разгребали  оставшиеся от костра угли , находили  кирпичные блины , разбивали  лепешка о лепешку  и ели  белое запеченное  мясо !Ничего не ел вкуснее  , чем то , что было сготовлено наскоро , без лишней суеты , которую устраивают взрослые , хвастаясь своим поварским  умением .
 Я радовался , что мог быть вместе  с Саней , который помогал  мне разобраться  с приготовленным блюдом , потому как у меня не было никаких знаний , как справиться  с глиняной выпечкой .Он разламывал кирпич , освобождал  рыбу от костей , мне лишь оставалось прожевать  и проглотить .Счастье , что тебе помогают , а то и кормят, и защищают , всегда переполняло  моё детское сердце , воспоминания о  том времени , вызывают и улыбку, и слезы радости, и сожаления –что с ними сталось ? Я боялся воды , ужас охватывал уже от того , что старшие , брали всех , кто не умел плавать , сажали в лодку и вывозили к середине озера , под отчаянные крики , ломая всяческое сопротивление  детей сбрасывали  и отгоняли от лодки веслами .Я был поражен , что  находили эти изверги смешного , в такой потехе , ведь  ребятки  могли запросто утонуть …Убегал в яры , прятался  за обрывы , чтобы не нашли , не поймали , не утопили ! Но любопытство одерживало верх и я выбирался из укрытия  и смотрел , что дети , которых бил озноб , сидели у костра на берегу, с посиневшими губами , радостно наперебой  делились своими впечатлениями , как они смогли , как они преодолели , доплыли –сами …Столько  эмоций , восторга  может  испытать , лишь человек выживший , увидевший  смерть и ускользнувший из её объятий ! Мне хотелось  то-же быть с ними , я уже был готов  сам попробовать прыгнуть с лодки , но Саня меня останавливал и  уговаривал , что вот на следующий год , тебя обязательно возьмут , и обязательно  научат вот так плавать , но не сейчас , потому как ты ещё слишком мал .Ходи по берегу , плескайся на глинке  , лежи  на мелководье и представляй , что ты плывешь .Что мне оставалось ? Конечно плескаться , в теплой  мутной  от глины воде.
   Ребята  копали  ямы , делали запруды , кто-то приносил мелкую рыбу и  её выпускали , в эти  огромные  вырытые ямы , под всеобщее ликование .Вода прибывала , и вот уже вырытые на берегу ,ямы были скрыты  озерной гладью. Я  бегал , не замечая той опасности , которая меня подстерегла .Внезапно  земля  из под ног выскользнула и я  провалился в бездну , в которой  не было дна , изрядно хлебнув , я  потерял способность к сопротивлению и стал опускаться на  дно , мыслей о том , что я тону , наверное не было ,  было страшно  только за то, что я скажу бабушке ?Как приду домой , ведь если утону , домой лучше не возвращаться , помнил я наставление бабули . Но какая –то неведомая сила , выхватила меня из воды и  вытащила на берег , открыла рот  и  стала больно давить на грудь .Я открыл глаза и Саня , в ужасе смотрел на меня и кричал «Дыши! Дыши ! Не смей умирать !Дыши!» -я наконец пришел в себя , убрал его руку с груди, и выдохнул тот вдох , который удерживал во мне воду. Меня тошнило и мутило , слезы подкрались на глаза , и было нестерпимо обидно , за то , что другие стояли , смотрели на меня и веселились , ржали  , хохотали над моей слабостью .Я полз , не в состоянии убежать , на четвереньках , полз в яр , чтобы там скрыть свой позор  от того, что я даже не смог плыть  у берега , что говорить о лодке и середине озера –конечно , конечно я утону , не было никаких сомнений , я  сидел и плакал от своего бессилия , от того , что я маленький , а они здоровые , умеющие плавать –другие  и от того чужие !
   Я стоял у порога и смотрел на бабушку , она  уже наверняка знала  о случившимся и  от этого осознания я находился в замешательстве ;как войти , как сказать , что теперь со мной будет , ведь случилось то , о чем  предупреждала строго –настрого бабушка…
   Я шевельнулся  и растерянно промямлил :
    -Вот …-я не знаю , что было делать , но я выскочил из избы , растроганный , в отчаянии я спрятался в своем  укрытии на сеновале, и как бы бабушка не звала , не откликался. Плакал , о чем-то сожалел  и в конце - концов устал и окунулся в мир своих сновидений.Я не почувствовал , как ко мне прижалась теплая , родная бабушка , согрела своим теплом, чем наверняка озарила  мои сны , ночное село, спящие за ним  околки , названые кем-то Корабли ,я успокоился  и не было в эти часы вокруг меня зла. Мир  вдруг стал добр ко мне, наверняка ночь проведенная с бабушкой на сеновале , стала последней для  одиночества , с которым я успел познакомиться.
   Доверяясь доброте, разлитой самым  лучшим  небесным созданием -бабушкой , я смог рассказать ей то , что со мной произошло. Она обнимала и изредка  прижимая целовала  меня в лоб , в затылок, я точно заново знакомился с ней :
   -Милый , милый ребенок , ты ещё такой маленький , куда  ужо  тебе угнаться за  этими окаянными ?... Я же тебя упряжала , не водись ты с ними , им что , они вона какие , а ты , чего ты за ними увязался ?
       - Студеный-то какой! И ноги мокрущие! Опять болеть будут. - Бабушка подоткнула под меня принесенное одеяло, погладила по голове.- Вон  ужо  водился бы  , да хоть с немцами . Не смотри, что отец и мать у них конвоированные , то не их грех , то старики их  фашисту были в услужении. Они хоть и говорят не по нашему , не по нашему молются , а всёж люди . Не их вина , что фашист направил их на нас. Небось то-же  смертушки натерпелись … Спишь ?
     - Не-е.
     -  Спал бы. Мне ведь вставать с петухами. -Бабушка, чуть слышно рассказала, что немцы , которые шли на нас войной ,  потерпели сокрушительное поражение, а пленных и сочувствующих фашистов, кого в лагеря направили , а кого  к нам, в Сибирь, сослали. Родители Бауман и Дорбан, тоже были сюда пригнаны.Тетя Магда, мать троих детей , которые были мне по возрасту , сказывала , что родилась на этапе, под тулупом конвоира. Не умерли  родители, не сгинули. Помаялись, конечно не без этого , но за своё трудолюбие  вон и ордена получили,  и машину приобрели первыми на селе. О Господи, прости, что  мы не способные!...
     Бабушка говорила все тише, невнятней и отошла ко сну со вздохом. Я не тревожил ее. Лежал, думал, пытаясь постигнугь человеческую жизнь, но у меня ничего из этой затеи не получалось.
   Я прижимался к её теплой  груди , обнимал  что было сил  маленькими руками , не хотел никогда отпускать, бабушка не противилась .Молчала. Тихо было и во дворе. Маленькие цыпушки шелестели в  бумажной коробке , выклевывали  варенное пшено …Странное утро , даже у соседей  не слышно привычной суеты. Не было даже ветра , который обычно трогал листву , наполняя пространство и время  своим шелестом. Березы  уже распустили   свои пряди, до самой земли . Всё было тихо. Я спустился  с сеновала , чтобы сходить по нужде и привести себя в порядок. Роса проступила  на траве, прохлада обдала  мои босые ноги. Откуда-то с огорода , потянуло холодом, так , что я почувствовал озноб. Мне хотелось домой , в тепло , на свою печь. Тревога , которая была во мне  с вечера рассеялась , как туман , едва прикасаясь и не нанося никакого  вреда. Но чувствовалось , какое-то новое беспокойство, какое-то предчувствие беды, неизбежности …Эта  созданная тишина, возбуждала, рушила привычные утренние картины естества. Происходило нечто , похожее на   дурман, тишина  трещала в ушах , закладывала неприятности в сознание , в мысли . Бабушка , наверное  не спавшая всю ночь , так и не спустилась с сеновала –спала ли ?...Где то в темноте проснулся , застрекотал сверчок. Заголосил не выведенный на  пастбище бык. Наконец  кто-то зашумел  пустыми ведрами , собравшись по воду .Жизнь продолжалась . Всё вокруг вновь стало привычным , родным , близким  !
   Деда я встретил, прямо на пороге, должно быть по моему лицу он угадал, что в душе моей  что-то  случилось , но по обыкновению  расспрашивать не стал.
   -Ты  бабушку встрел где , али как ? Завтрик на столе , покушай , да ложись , печь,чай  не совсем остыла!
  -Бабба , она  там …-я показал рукой на сеновал, а сам опустив  головы бочком  втиснулся в избу.
  -А-ааа…-также протяжно отозвался дед, -коли  встрелись тоды  ладно , тогда чего уж тут …
   Он бы то-же  спал , но корове нужно провести утреннюю дойку , да отправить с пастухом  за село , пастись .Дед жалел бабулю  и зачастую сам , управлялся  с коровой , успевал даже сепарировать  молоко , на сливки и  для питья.
   Бабушка пришла озабоченная , выставила  ведро картошки и начала чистить. Сидит  вздыхает , а то вдруг и нож бросит , станет к образам  и молится , падет на колени  и на тебе - поклоны отбивает .
 Зашли люди , я не видел , но слушал  замерев, происходящее.Они говорили неспешно , сдержанно, приглушенными голосами , будто не день на дворе , а ночь и домашние  спят .До меня  доносились раз –другой слова «Горе то какое , горе …». Я сполз с печи ,  женщины  в черном , затихли , провожая меня  заплаканными глазами на улицу. У Арестовых  толпился народ .Мужчины ходили  без головных уборов , женщины подвязаны  темными платками , а то и вовсе черными. Неспешно входили  , так –же  и выходили вздыхали , кручинились , с опечаленными лицами .Понимающе кивали , хлопали  друг друга по плечу , прижимали к  груди женщин , выражали свои соболезнования.
   Военные  вынесли  большой железный гроб , с маленьким  стеклянным окошечком .Меня пустили  посмотреть , но я так и не разглядел в стекло  лица покойного , да и как тут разглядишь , коли тебя едва держат чьи то ослабленные руки , а другие  толкают , силясь самим взглянуть , кто там за круглым  окном гроба. Кругом  были расставлены венки  из еловых листьев , скрученные красными лентами   с золоченном обрамлением и  надписями .Никто не голосил .Загорелый , высокий  отличный  выправкой и большими звездами на погонах, офицер, что-то говорил , читал какой-то приказ . Несли гроб по очереди , до самого кладбища - несли и  прибывшие с гробом военные и жители села. Процессия  несколько раз останавливалась , чтобы  снова ставить  гроб на табуреты , говорить речь и давать возможность всем деревенским , с других улиц посмотреть на покойника.
 Мужики , женщины , старики и старухи , ватага ребят , казалось вся округа  шла на кладбище, расположенному не далеко от центра , на пологом месте, окопанном  траншеей, от весеннего  половодья.
   Бабушка всяко тянула меня за рукав , стоило  мне выказать желание , сбежать  от этой церемонии. Она строго хмурила брови, с укором смотрела на меня. Когда едва не  сдерживала, наклонялась и тихо произносила :
   -Чего тебе неймется, не стыдно , у людей горе , а тебе хыть бы что !...
   Я уже умел различать , когда с бабушкой лучше не спорить, и догадывался , что лучше  не дергаться, чтобы не получить выволочку! Я уцепился за бабушкину руку и  лукаво спросил :
   -Что , вот так  и идти ?А коли устану , тода чё ?
Бабушка отвела от меня глаза и перевела внимание   на шедшую рядом с ней  какую-то старуху.
   -Вот окаянный!Приедет мать , отдам и больше не оставлю !Совсем от  рук отбился несмышленыш!
  -Да ладно ть , небось сама и не пускашь  мальца к матери , чего зря  греха таить ! Вон какой славный , поглядь каки ямочки …у голубоглазенький !-старуха  поймала мою  пухлую щеку и больно потрепала , при этом  ехидно улыбаясь ! Я не произнес больше ни слова!
   Перед тем , как опустить гроб с телом в могилу , военный опять много и громко говорил , о международном положении  о подвиге пограничника , павшего смертью храбрых , о горе , о родителях , которые воспитали такого достойного Родины и Славы –сына ! Затем  строй автоматчиков  сделал несколько залпов из  автоматов , так, что вороны на миг оглушили собравшихся своим  отчаянным карканьем , взмыли в высь ! Старушки  бросали горсть земли , в могилу , приговаривая «Господи !Прости и помилуй, душу погибшего раба твоего, прости  ему его прегрешения вольные и невольные !» Мужики  бросали пригоршни молчком , бросил  и я. Зарыли быстро , что-то ещё говорили , снова стреляли , теперь уже несколько раз .Мужики разобрали свои лопаты, полотенца, чтобы дать побыть на могиле родным и близким .Дедушка неожиданно отряхнул  мне  подошвы и посадил на шею , вышел в числе первых с кладбища. Бабушка , так и осталась  с родней. За оградой были и многочисленные Горловы и Константиновы , у многих я видел комочки  земли , которые они разминали в руках , словно пластилин .Да тут –же намяв и бросали - очищали землей руки , как пояснила в последствии  бабушка! За это лето , покинутый дом Арестовых, вдруг сгорбился , словно потерявший силу  человек, крыша накренилась  , и  брошенный и не нужный он был готов уже и упасть , под  несносной судьбой. Обвалился потолок, двери едва держались  и я  увлеченный другими мальчишками , решил с ними  забраться  на крышу дома, чтобы скатиться и  гордиться своим геройством и отвагой . Пробрался  по образованной в бурьяне тропинке, вбежал  в сени по сгнившим бревнышкам и оказался у  наклоненной раскрытой двери , по которой и можно было забраться  на крышу дома . Я уцепился за ручку двери , но росту не хвалило , чтобы ухватиться за верх .Сполз , нашел  какую-то  чурку и решил , что встав на неё , я обязательно  заберусь на дверь , а по ней и на верх. Но чурка оказалась не устойчивой и я уже ухватившись за верх , подскользнулся , и срывая ногти  грохнулся вниз .Половицы , сломались и  моё  тело полетело в  глубокое подполье !Падая , я заорал от боли , оторвались ногти , хрустнула  половица ,  а мне показалось , что спина , и  не осознавая случившегося , я истошно выл , звал на помощь , кричал  что было сил !На зов сбежались люди , наскоро меня вытащили с окровавленными руками , грязного , с разбитым коленом и вывихом ноги , потащили к бабушке. Та , так и обомлела от увиденного , дед схватил  телегу , в которой обычно возил дрова и землю , бросил солому , сверху тулуп , на него  ревущего меня…Бабушка  выскочила из избы , с  одеялом , укрыла  и так скоренько  , меня доставили в больницу .Врач осмотрел меня , смыл шипящей жидкостью пальцы , намазал белой мазью и забинтовал .Ногу  несколько раз повертели в руках , потом дернули и боль прошла .Наложили  шину , тугую повязку и сказали  две недели лежать и никуда не вставать .
   Но  разве  могут  бинты и повязки  остановить  мальца ? Жизнь на этом не остановилась  и я уже  утром , едва забрезжил рассвет , сполз с печи и был таков! В деревне конечно , ко мне относились по разному , но стоило лишь упомянуть , чей я внук , как люди расплывались в улыбке и показывали своё доброе  гостеприимство. Даже не знакомые ребята , которые замечали «смельчака»  бегающего по их улице, останавливали меня , как чужого , лишнего  им  мальца. Иные  дразнились , и то и  откровенно начинали пугать , какими ни будь страшилками  или  убогими людьми , жившими в деревне ! То дурачками , то неуклюжими толстяками , был у нас в селе такой Монин , огромный живот  его уже внушал страх –ветеринар , которым  пугала меня даже бабушка ; «Вот будешь озоровать , отдам тебя Монину !» Сразу меня одолевала какая-то виноватость , будто  уже сделал что то не то ! Но , не было в  деревне ни одного дома , ни одной семьи , где бы не помянули моего деда добрым словом! Помогал дед всем искренне , не имея никакой направленной корысти .Отличался  смиренностью  и почтительностью  нрава. С добром относился как к своей семье , так и другим людям !
  Война не прошла , для деда бесследно , снесла ему , чуть не пол головы , осколком снаряда , так что трогая голову , можно было ощутить сам мозг , как он пульсирует  в руку. Врачи прочили  ему скорую смерть или  помешательство , судя  уже по одному ранению .Деревенские качали головами , сочувствуя  ему вслед !А дед словно и не замечал своего положения , инвалид –не  мертвец же ! До войны  они с бабулей родили троих , да  и после , получилась  такая же славная троица ! Пять сыновей и дочь , вот оно счастье , а то –инвалид !...
   Войну  дед встретил , на Кавказе , куда прибыл со своим  орудийным расчетом , какой никакой , а  командир ! Сам никогда не любил вспоминать  о своей армейской жизни , но в последствии ,  мне попались  характеристики  с фронта и от партийной  организации .Надо сказать , что несмотря на свою молчаливость , храбростью дед отличался  неимоверной ! Мог  вести не только огонь из орудий , но и  пойти  с фашистом в  рукопашную ! За что  имел  боевые  награды , медали и  ордена!
   Кавказ , говорил он , это не только курорты и здравницы , это и разбитые города , и поселки –хутора и  станицы , поправлялся   дед , говоря  о своем боевом  пути ! Да , чарующий запах фруктов ,  цветов  и Южных растений , сменялся  и запахом гари, смрадом   разорванных войной трупов, воронками от бомб и  заваленными горными породами  домами . Да , некогда цветущие дома , окутанные виноградом , стали изуродованными, многочисленные пожары , которые то и дело вспыхивали  , да и как не вспыхнуть  , когда  сплошная  сушь , жара  … Грохот  тяжелой  морской  артиллерии , с фашистских крейсеров, создавал мрачную , гнетущую  атмосферу- безысходности  .Бесчисленные ночные  атаки с воздуха , глухие взрывы , подбрасывали к небу  не только  людей , но и  остатки  домов и машин , а то и  артиллерийских орудий ! На многие километры вокруг, зарево пожара озаряло своим светом, окрестности . На утро картина повторялась с новой силой , на уже  охваченные огнем  развалины то и дело  обрушивался  шквал орудийного и минометного огня, самолеты , как озверевшая саранча уничтожали
с воем то , что сумело уцелеть , выжить   в этом чудовищном огненном котле! Дед  рассказывал , как озираясь вокруг , он чувствовал, что ничего живого не осталось !Это ощущение усиливалось всякий раз, при виде разорванной  людской плоти , смерти . Лишь то, что  есть фронт , что фашисты не пересекли решающую черту, что позади , где то в горах  или  на равнине   есть мирная жизнь , которую не должна  уничтожить война , успокаивала , давала  уверенность в том , что жертвы  , которые происходят ежечасно , не напрасны !
   Ещё вчера , они  строили оборонительные рубежи , люди с узлами  и чемоданами, кто на тележках , а кто на руках с детьми , плакали  и уходили  со своих мест, а сегодня  нет ни домов , ни бездомных- война  накрыла всех  горем  и страданием !
   Неожиданно , совсем близко от деда , разорвалась очередная посланная  фашистом мина  и он , потеряв сознание , с вытекающими мозгами , был  отправлен в тыловой госпиталь !На этом война для деда закончилась и начался  восстановительный период !Отсутствовала речь , слух , была полностью нарушена координация движений !Медицина разводила руками  , и не давала ни каких шансов на выздоровление! Сколько проходило лиц вокруг , дед не помнил , говорил о каких то  мадоннах , спустившихся  словно с икон! Святые, светлые  с огромными,   глубоко посаженными глазами ,они смотрели на деда  своим скорбным взглядом. Наверное  я был болен рассудком , соглашался дед , но то , что я их явно видел –факт ! Конечно , нелепо было слушать  деда , который  был передо мной  абсолютно здоровый, прекрасно работающий топором плотник , способный  создать  шкаф , смело причисленный к  произведению искусства! Неловко  было мне  за себя –коммуниста, говорящего о каких то святых , вспоминал дед .
   В такие минуты , я любил забираться к деду на колени , перебирать  награды и  стать в центре внимания , ведь это был  мой дед ! Война   была напоминанием и  в  фотографии , где дед в  буденновке , со шпалой в петлицах , которая  висела  в  резной раме над кроватью .Военный китель , галифе , ремни  и головные  уборы , которые носил дед, служили ему и  рабочей, и выходной   формой ! Сын Василий , окончивший танковое училище , снабжал деда  формой , за что дед ,ему был очень благодарен ! Да , многое , из того , что мог рассказать  мне дед , прошло  мимо , не коснулось моего внимания .Я был глуп! Конечно , можно списать   глупость на  то , что малой был , -но это никак не служит оправданием  моего невежества! Я так много  мог сделать  впоследствии , для того , чтобы облегчить им жизнь , но был уверен , в том , что они  и дед, и бабуля , сами справляются и не нуждаются в излишнем моем внимании. Внимание , которое было оказано мне в детстве этими  людьми , было как награда , посыл в будущее , чтобы стать таким же , достойным и уважаемым …
    Да , жизнь всё та же , и я всё тот же , но вот  пишу , а горло  сдавило, дыхание стиснуло -раскаяние , заглушает  весть тот  пережитый детский восторг и ужас, и нет в нем  восторга сегодняшнего , как нет  этих чистых и  светлых людей ! Память –бередит душу, разжигает  огонь войны, разочарования…Что остается , увидеть  святых , как когда-то видел их дед , но ведь их нет –это всего лишь  сестры милосердия , в белых как у ангела  одеждах! Что я вижу перед собой ?Убогое жилище , нищих , о которых  принято не говорить –скрытое от людских глаз сознание выбранного пути !Сегодня всё обнажилось , то , что было свято , облито грязью, подвергнуто унижению, всё вывернуто   наизнанку…Видно плохо  мы слушали рассказы  деда , не обратили внимание  на молитвы бабушек –то , за что  гибли  люди , повернулось  иной страною , без войны –повернулось ! Когда же люди поймут , не станут  жаться к  развалинам войны , в поисках пристанища. Бередить прошлое , это ворошить покойников , с их пониманием  ценностей , за которые они положили жизнь ! Кто  заставляет людей это делать , помимо дня усопших  и родительского дня ? Только-только утихли пожары  от войны , затянулись раны на сердце,  и снова я слышу боевой клич, который  вновь  куда-то зовет , заставляет людей покинуть свой дом , свой кров , родных и любимых –туда , где небо в огне, где история подбрасываемая взрывами  снарядов и мин , непременно повторится , сжигая людей своим адским огнем !


Рецензии