Я сделала это

           Немногим более пяти лет мы с мужем жили в Камбодже. В первый год посещали курсы кхмерского языка. Потом заметили, что сами кхмеры предпочитают говорить на English…  Кроме того, значительная часть людей, с которыми мы начали общаться – европейцы, австралийцы, американцы, японцы, китайцы – все общаются на английском.  Муж в языках не преуспел, мимики, жестов, дюжины английских слов, что прилипли ещё в школе, и дюжины кхмерских хватало ему, чтобы прекрасно себя чувствовать в этой интернациональной среде. Я же в школе и в институте усердно учила французский, но успела его забыть, да и говорить на нём в Камбодже можно только с французами или с очень пожилыми кхмерами, которые помнят этот язык со времён Французского Индокитая. Безъязыкий в чужой стране чувствуешь себя очень неуютно. Вот я и решила попробовать. Это не просто, когда тебе за шестьдесят… Посетила два урока английского для продвинутых, которые вели британцы. Просто для того, чтобы вслушаться.  Посетила в той же школе английского языка ещё четыре бесполезных урока, но уже в нулевой группе. Бесполезных потому, что на каждом, ежедневном,  уроке, кроме правил и типовых конструкций дают примерно около 40 новых слов…  В конце четвёртого урока я задала преподавателю вопрос: «В году 365 дней, в каждый из которых я буду изучать, пусть даже, всего 30 слов. Означает – ли это, что через год у меня будет словарный запас больше, чем у Маргарет Тетчер? »  Не получив ответа приняла решение обучать себя сама и договорилась с хорошим (по отзывам русскоговорящих знакомых) преподавателем английского для русских в Сиануквиле Ильёй Тимофеевым, что он будет давать мне один урок в неделю.  После каждого урока я занималась ещё часа полтора – два, а со следующего дня, каждое утро не менее четырёх часов писала, переписывала, читала, говорила сама с собой, смотрела, оставленные Ильёй мультики и т.д. 
         После 3-х уроков состоялся мой «выход в свет». А после двух кружек пива в баре ресторана Меличенда я перезнакомилась со всеми, узнала кто они и откуда, как давно в Камбодже. Мы поговорили даже о курсе «бумажного золота», термин узнала из рассуждений  пенсионера австралийца, который давно живёт в Камбодже, чтобы экономить свою пенсию, играет на бирже и иногда выигрывает. Меня пригласили в клуб любителей карточной игры гарбидж (garabag) на следующее воскресенье. Я осталась собой довольна. Британец Боб Энгран вызвался помогать мне с языковой практикой. Мужу тоже понравилось играть в бильярд, пока я практикуюсь в английском и не мешаю ему пить пиво… Когда я начала понимать, о чём говорят в баре англоговорящие наши приятели, то почти пожалела о тех временах, когда не понимала их. И если бы ни два моих добровольных учителя Боб Энгран и Алл Рэмпел, с которыми мы умудрялись разговаривать о Бредли , Толстом и Булгакове, о Моцарте, Бетховене или Шекспире, то, возможно, моего энтузиазма поубавилось бы.
           Всего Илья дал мне 13 часовых уроков, ещё я взяла 5 «болтливых» уроков у Приш – девушки из ЮАР, которая русским не владеет, но русскоговорящие любят брать у неё уроки, потому что она непринуждённо эмоциональна, любознательна и разговорчива. С Приш было легко начать говорить. Когда к нам приезжали внуки, мы приглашали им эту девушку, и дети через два – три дня начинали общаться по английски не только с нею. Единственное правило: каждому ребёнку - индивидуальный урок. Группой они, во – первых, болтают друг с другом, во – вторых, друг друга стесняются, и проку от таких уроков мало.
           Прошло немногим больше трёх месяцев с первого урока английского от Ильи, и я вполне сносно могу объясниться по многим бытовым вопросам, могу расспросить собеседника о нём и его семье, о его профессии и планах на будущее. Могу, не слишком глубоко, обсудить фильм, книгу, качество товара или услуги, купить, продать, заказать, поменять, снять, сдать, оплатить, получить, отправить. Могу договориться о встрече и многом подобном. 
                Теперь меня не пугают предстоящие путешествия.
                И я могу уверенно сказать: «Я сделала это!»


Рецензии