Крестьянский поэт-романтик

(о А. А.  Ганине:1893 - 1925)

Поэт Алексей Ганин мало знаком современному читателю, ещё менее известны северянам – двинянам штрихи его биогра-фии, связанные с Архангельской областью и его службой на Северном фронте в годы интервенции и гражданской войны.
Уроженец дер. Коншино Вологодской губернии, он прошел путь от крестьянского мальчика до известного поэта, был другом Сергея Есенина.

Алексей сумел окончить двухклассное земское училище, а затем гимназию и медицинское училище в Вологде. В этот период он начинает писать стихи, которые публикует в вологодских газетах.

В 1914 году Ганин был призван на военную службу в Николаевский военный госпиталь.  Он продолжает писать стихи, и публикует их в столичных  журналах. В 1916 году Алексей Ганин знакомится с поэтами: Сергеем Есениным, Николаем Клюевым и Пименом Карповым.

Дружба с Есениным наложила свой отпечаток на судьбу замечательного и самобытного поэта Ганина. Он оставался в тени знаменитого друга. Между тем поэт Алексей Ганин в творчестве самостоятелен и поэты не повторяют друг друга.

Ганин, по свидетельствам знавших его людей, был человеком с твердым характером, целеустремленным, настойчивым. Упорно занимался самообразованием, осмысливал мир в непростой момент истории Отечества.

В его стихах видна глубина переживаний за родину, за крестьянство, которое оставалось в понимании поэта живой связью человека с землей – кормилицей.

В 1916 году Алексей Ганин демобилизуется из армии по состоянию здоровья, уезжает в родную деревню, занимается крестьянским трудом, пишет стихи. В начала 1917 года Ганин работает в волостном фельдшерском пункте. По воспоминаниям односельчан, Алексей в любое время дня и ночи ходил по вызовам, поддерживал семьи, лишившиеся кормильца.

В августе 1917 года его навещают друзья – Сергей Есенин и Зинаида Райх, которые венчаются 4 августа в церкви Кирика и Улиты. Поручителем со стороны невесты выступает Алексей Ганин. До конца летнего периода Алексей не расстается с друзь-ями. Все вместе они совершают поездку на Соловецкие острова и в родную деревню Ганина – Коншино.

В январе 1918 года в Москве была создана писательская организация  Пролеткульт. Вся литература, как гласит  его Положение, должна была служить проведению культурно-просветительской работе среди рабочего класса. В то же время, в По-ложении ничего не было сказано о работе среди крестьянства.  Поэты и писатели «крестьянского» направления оказались выброшены на обочину литературной жизни.
В ответ они, прежде всего Сергей Есенин, подготовили «Заявление инициативной группы», которое отправили в московский Пролеткульт 5 октября 1918 года.
В заявлении писали:

"Мы, поэты и писатели, вышедшие из крестьянских сёл и деревень, отражающие их внешний и внутренний мир, не можем спокойно примириться с тем обстоятельством, что мы до сей поры остаемся совершенно в тех же самых условиях, что и во вчерашний буржуазный день, то eсть в полной крепостной зависимости от различных частноиздательских фирм, в руках которых и находится подчас судьба почти каждого из нас. <...> Такая ненормальность материальных, а в связи с этим и духовных условий жизни и творчества поэтов, вышедших из крестьянской среды, ставят перед нами неотложную задачу об организации особой крестьянской секции при Московском Пролеткульте. <...> Инициативная группа предлагает... следующих лиц на должностные роли этой секции».

Далее был представлен состав "Инициативной группы крестьянских писателей" (фамилии были вписаны рукой Есенина): Алексей Ганин, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Семен Подьячев, Николай Клюев, Алексей Чапыгин, Иван Касаткин, Дм. Семеновский, Георг. Гребенщиков, Вячесл. Шишков, Александр Ширяевец, Пётр Орешин, Кондр. Худыков, Пимен Карпов, Филипп Радин.

Ответа не последовало, крестьянская секция при московском Пролеткульте не была организована.

В 1918 году А.Ганин вступает добровольцем в Красную Армию, попадает на Северный фронт в военно-санитарное управление Котласского укрепрайона. Служит фельдшером в госпиталях Котласа, Красноборска, Каргополя.

Об этой поре, о своем коллеге Алексее Ганине  рассказывает в воспоминаниях врач, почетный гражданин города Великий Устюг А. В. Фалин: "Встретились в 1918 году на Северном фронте, вместе работали в госпиталях, военно-санитарном управлении Котласского района. В очень тяжелых условиях работы фельдшер Ганин проявил себя хорошим помощником, инициативным и энергичным, безукоризненно выполнял свои обязанности во время операций. Нередко самостоятельно решал проблемы: налаживал санитарный транспорт, эвакуацию раненых, бесперебойное снабжение медикаментами госпиталя и ближайших воинских частей, работу питательно-согревательных пунктов, заготовку топлива. Был настойчив, требователен к себе и подчиненным. Не преувеличивая нужно сказать, что работал, не считаясь со временем, не покладая рук, поэтому пользовался большим авторитетом. Среди коллег выделялся образо-ванием, широтой взглядов. То, что был поэтом, узнали не сразу, хотя замечали, как в редкие свободные минуты отдыха он писал в толстой самодельной тетради. Хорошо рисовал. Иногда читал свои стихи. Может, это:

Честь, богатство, и слава, и власть -
Все случайно на горестном свете
Жить легко, еще легче пропасть...
Только есть золотая примета,
Что из сердца любовь
Даже смерть не умеет украсть.
      1917 г.

      Или это:

Братья, плотнее смыкайте ряды,
Нам ли бояться холодной могилы!
Близятся вражьи несметные силы,
Братья, плотнее смыкайте ряды.
Красную родину черным кольцом
Обнял, беснуяся, змей стальнозубый.
Спящим трубите в громовые трубы: —
Родина сдавлена черным кольцом!
1918

      А может, это - "Покос":

И я, и солнышко - мой ясноглазый друг
встаем от сна, улыбчивые, рано...
Разбудим день. Оно возьмет туман.
А я - косить цветной широкий луг.
Мужичий гам, румяный бабий говор
польются вслед с нехоженой тропы...
А впереди: и синь, и косогоры,
ромашки, и росистый смех травы...
И весел труд. Коса остро и звонко
по шелку трав хрустит до полудня.
И не понять, где песня жаворонка,
там, в синеве, иль в сердце у меня?
А с полудня, когда мой ясный друг 
Окруживает высоко в стога
                туман кудрявый,
я ставлю в копны скошенные травы,
я тороплюсь убрать широкий луг.
И целый день, пока не кликнет вечер,
кумачный вихрь гуляет по лугам...
И светел труд. И не устанут плечи
купаться целый день в зеленых облаках.
А ввечеру, когда на бабьи ноги
душистей клевера прильнет загар,
устанет солнышко. И в золотые стоги,
красивое, уходит на закат...
Уйду и я. И тихий сон по селам
сомкнет глаза, кто радостью ослаб.
И до утра мне снится луг зеленый,
и все звенит: роса - коса - роса.
      1918 г. Июль.
      
<…> Профессионально судить о стихах Ганина мы не могли, но некоторые очень нравились. Незаметно для себя скоро стали знать отдельные строфы и целые стихотворения.

<…> Тяжелые бои проходили в первой половине 1919 года. В результате белогвардейцы были отброшены с подступов к деревне Труфаново за реку Почу. Большую роль в проведении успешных боевых операций на Пинежском направлении играли партизаны. Мне довелось быть на этом участке с февраля по июль 1919 года в качестве главного врача Каргопольского военного лазарета. До этого при лазарете врача не было. В районе деревни находились кадровые воинские части и партизаны. Из медицинского персонала были лишь фельдшера и медсестры. Естественна их перегрузка, особенно во время активных боевых действий. Но с работой они справлялись.  <…>
 
Еще зимой по решению совещания с представителем военного речного флота к открытию навигации оборудовали санитарную баржу для перевозки тяжелораненых. Обеспечение лазарета медикаментами, перевязочным материалом и инструментами по тому времени можно считать нормальным, а питание - хорошим. Для упорядочения лечебного дела, системы эвакуации и других вопросов медицинского обслуживания этого участка фронта нередко проводились консультации с выездами на места, о чем командование ставилось в известность. Это было необходимо потому, что руководящий медицинский центр, то есть управление, находился в Котласе, и связь с ним была неудовлет-ворительной.

Говоря об этих трудных днях, я с большой благодарностью вспоминаю самоотверженных людей - моих товарищей по работе, спаянных в дружный коллектив. Их скромный труд спас жизнь и здоровье многим бойцам. Вот их имена: врач Денежников, военфельдшер Ганин, Шпрыгов, Попов. Все они опытные специалисты с горячим сердцем и неиссякаемой энергией".

Вернувшись с  фронта, Ганин работает в  культпросветотделе 6-й армии в  Вологде.  Затем учится в пединституте, активно участвует в работе студенческого комитета, работает в составе комиссии по улучшению быта студентов и организации их куль-турного досуга. Дружил с писателями Вологды А.А.Субботиным и И.В.Евдокимовым.
В 1920-1921 гг. Алексей Ганин издает в Вологде десять сборников стихов. Следует отметить, что выпускает их сам. Он оформлял, вырезал буквы, иллюстрации и печатал литографиическим способом. Книжечки были по 12-14 страниц, тираж маленький. Сегодня они являются библиографической редкостью. Все помечены, как подготовленные в издательстве «Глина». Это была выдумка Ганина. Назовем некоторые из них: "В огне и славе", "Красный час", "Вечер", "Золотое безлюдье", "Кибура-ба", «Мешок алмазов»  и другие.

В начале 1923 года в вологодском журнале "Кооперация Севера" Ганин публикует свои прозаические произведения – рассказ "Иван и корова" и отрывки из романа "Завтра".

Доктор филологических наук Наталья Солнцева пишет: "Ганин, его поэтический мир, его образное восприятие Вселенной, космизм его ощущений, созвучие его чувств музыке космоса, абсолютная гармония и абсолютное взаимопроникновение человека и Вселенной в поэзии Ганина - всё это, конечно, импонировало Есенину, его взгляду на тайну мира, тайну творчества, тайну человека. Ганин - это феномен русской поэзии, пока еще не только недооценённый соотечественниками, но и непознанный историками литературы. Ганин - явление поразительное настолько, насколько вообще может быть поразительна, странна, неожиданна философская лирика самого интеллектуального уровня и совершенного вкуса в пору воцарения материализма, идеологической ортодоксальности и физической расправы за инакомыслие».

В 1922 году Алексей Ганин поселился в Москве. Здесь в 1924 году вышла его книга избранных стихотворений и поэм «Былинное поле».

В конце 1924 года он был арестован вместе с группой в тринадцать человек. Это были начинающие поэты, служащие, вставшие на путь спасения русского народа, крестьянства России. Группа получила название «Орден русских фашистов», а Алексей Ганин назван ее руководителем. Мировоззрение этой группы хорошо просматривается в Тезисах «Мир и свободный труд народам», которые были обнаружены у Ганина при обыске.

Представляем их с небольшими сокращениями по книге подготовленной Станиславом и Сергеем Куняевыми "Растерзанные тени: избранные страницы из "дел" 20-30-х годов ВЧК-ОГПУ-НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина»:

«1. При существующей государственной системе России - это могущественное государство, обладающее неизбывными естественными богатствами и творческими силами народа - вот уже несколько лет находится в состоянии смертельной агонии.
Ясный дух русского народа предательски умерщвлен. Свя-тыни его растоптаны, богатства его разграблены. Всякий, кто не потерял еще голову и сохранил человеческую совесть, с ужасом ведет счет великим бедствиям и страданиям народа в целом. <…>

2. Вполне отвечая за свои слова перед судом всех честно мыслящих людей и перед судом истории, мы категорически утверждаем, что в лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту изуверов-человеконенавистников, напоминающую если не по форме своих ритуалов, то по сути своей этики и губительной деятельности - средневековые секты сатанистов и дьяволопоклонников. За всеми словами о коммунизме, о свободе, о равенстве и братстве народов - таятся смерть и разрушения, разрушения и смерть.

Достаточно вспомнить те события, от которых все еще не высохла кровь многострадального русского народа, когда по приказу этих сектантов-комиссаров оголтелые, вооруженные с ног до головы, воодушевляемые еврейскими выродками, банды латышей беспощадно терроризировали беззащитное сельское население: всех, кто здоров, угоняли на братоубийственную бойню, когда при малейшем намеке на отказ всякий убивался на месте, а у осиротевшей семьи отбиралось положительно все, что попадалось на глаза, начиная с последней коровы, кончая последним пудом ржи и десятком яиц, когда за отказ от погромничества поместий и городов выжигались целые села, вырезались целые семьи.

Вот тогда произошла эта так называемая "классовая борьба", эта так называемая прославленная и "спасительная гражданская война". Но после тщательного анализа всех происходящих событий в области народного хозяйства, психологии народа, после тщательного анализа проповедей этой ныне господствующей секты изуверов, человеконенавистников-коммунистов, о строительстве нового мира мы пришли к тому же категорическому убеждению: все эти слова были только приманкой для неискушенных в подлости рабочих масс и беднейшего крестьянства, именем которых все время прикрывает свои гнусные дела эта секта.

Достаточно опять-таки вспомнить тот ужасный разгром городов, промышленных предприятий, образцовых хозяйств и усадеб, бесконечно и ежедневно происходившие реквизиции, бесчисленные налоги, когда облагалось да облагается и до сих пор все, кроме солнечного света и воздуха, чтобы понять: это только безответственный грабеж и подстрекательство народа на самоубийство.

Наконец реквизиции церковных православных ценностей, производившиеся под предлогом спасения голодающих. Но где это спасение? Разве не вымерли голодной смертью целые села, разве не опустели целые волости и уезды цветущего Поволжья? Кто не помнит того ужаса и отчаяния, когда люди голодающих районов, всякими чекистскими бандами и заградилками (только подумать!) доведенные до крайности, в нашем двадцатом веке, в христианской стране, дошли до людоедства, до пожирания собственных детей, до пожирания трупов своих соседей и ближних! Только будущая история и наука оценят во всей полноте всю изуверскую деятельность этой "спасительницы народов" - РКП. <…>

3. Всякий, кто более или менее добросовестно следил за ходом событий в России, кто знает хоть в тысячной части положение русского народа в целом, безусловно увидит, что только путем лжи и обмана, путем клеветы и нравственного растления народа эти секты силятся завладеть миром. Путем неслыханной в истории человечества кровожадной жестокости, воспользовавшись временной усталостью народа, эта секта, пробравшись в самое сердце России, овладев одной шестой частью суши земного шара и захватив в свои руки колоссальные богатства России, еще с большей энергией и с большим нахальством проповедует свои гибельные теории, прикрываясь маской защитников угнетенных классов и наций.

Эти изуверские секты… выдвигая как конечную цель своих стремлений лучшие принципы христианско-европейских народов: свободу, равенство всех граждан перед законом, охрану труда и заботу о народном благосостоянии и просвещении, они тем самым стараются проникнуть в доверие масс Европы и Америки. Но мы еще раз повторяем: всякий, кто умеет честно по-человечески мыслить, тот из всего существующего поло-жения в России ясно увидит, к чему на самом деле стремится эта изуверская секта.
Завладев Россией, она вместо свободы несет неслыханный деспотизм и рабство под так называемым "государственным капитализмом". Вместо законности - дикий произвол Чека и Ревтрибуналов; вместо хозяйственно-культурного строительства - разгром культуры и всей хозяйственной жизни страны; вместо справедливости - неслыханное взяточничество, подкупы, клевету, канцелярские издевательства и казнокрадство. Вместо охраны труда - труд государственных бесправных ра-бов, напоминающий времена дохристианских деспотических государств библейского Египта и Вавилона. Все многомиллионное население коренной России и Украины, равно и инородческое, за исключением евреев - брошены на произвол судьбы. Оно существует только для вышибания налогов.

Три пятых школ, существовавших в деревенской России, закрыты. Врачебной помощи почти нет, потому что все народные больницы и врачебные пункты за отсутствием средств и медикаментов влачат жалкое существование. Высшие учебные заведения терроризированы и задавлены. Как наиболее враждебные существующей глупости. Всякая общественная и индивидуальная инициатива раздавлена. Малейшее проявление ее рассматривается как антигосударственная крамола и жесточайшим образом карается. Все сельское население, служащие, равно и рабочие массы, раздавлены поборами. Все они лишены своей религиозной совести и общественно-семейных устоев, все вынуждены влачить полуживотное существование. Свобода мысли и совести окончательно задавлены и придушены. Всюду дикий, ничем не оправданный произвол и дикое издевательство над жизнью и трудом народа, над его духовно-историческими святынями. <…>

5. Для того чтобы раз и навсегда покончить с так называемой РКП, сектой изуверов-человеконенавистников, и с ее международным органом III Интернационалом, необходимо:

1) на основании анализа русской действительности, опираясь на общеизвестные для всех, очевидные факты хозяйственного и общеполитического порядка, путем повседневных систематических разоблачений (речи, беседы, воззвания и про-кламации) дискредитировать в глазах рабочих масс не только России, но и всего мира деятельность современного советского правительства и III Интернационала;

2) пользуясь всеми данными русской коммунистической революции и ее последствиями, необходимо, показав ее несостоятельность, выдвинуть новые принципы государственности, общественности, личных прав человека. В противовес комму-нистической ереси мы должны рассматривать историю не как борьбу классов, а как постоянное самоусовершенствование в борьбе с природой за культурные блага. Отсюда, в противовес марксистским теориям, рассматривать государство не как "организованную эксплуатацию" одного класса другим, а как широкую организацию для совместной более успешной борьбы с естественными препятствиями за общее благо и независимость;

3) признавая лишь как правовую, вполне самостоятельную единицу человеческого общества, мы должны признать в протиивовес марксизму и неотъемлемые права той личности на продукты труда, иначе говоря, признать право собственности как единственную гарантию роста культурных и экономических благ государства. Существенная причина всего краха современной России есть так называемый "государственный капитализм", он же является основной причиной и злейшей эксплу-атацией всего населения и казнокрадства.

Вот отчего Россия, сельскохозяйственная страна, все время существования советской коммунистической власти терпит голод и всякие бесконечные кризисы. Разве не абсурд, что в 1921 году России привезли молока для всяких комиссаров и комиссарш почти на девять миллионов рублей золотом!

4) ввиду этого недовольство существующей властью растет с каждым днем все больше и больше не только среди населения городов и деревень, так называемых беспартийных, но и среди рабочих и армии. Необходимо, чтобы наша борьба с этой грабительской сектой была успешна. Все лучшие силы России перенести на пропаганду государственно-национальных идей с тем, чтобы вовремя и заблаговременно недовольству масс дать в противовес большевизму ясные формы и лозунги национально правового государства, и взамен жидовского III Интернационала выдвинуть идею Лиги наций как единственной международной организации, которая предупредит правовые международные столкновения между государствами;

5) для того, чтобы окончательно свергнуть власть изуверов, подкупивших себе всех советских пройдох и авантюристов, наряду с пропагандой национальных идей и прав человека, необходимо, учитывая силы противника в каждом городе, в каждом промышленном месте коренной России и Украины, путем тщательного отбора и величайшей осмотрительности вербовать во всех семьях и кругах русского общества всех крепких и стой-ких людей, нежно любящих свою родину. Необходимо объединить все разрозненные силы в одну крепкую целую партию, чтобы ее активная сила могла не только вести дальнейшую работу и противостоять не за страх, а за совесть враждебной нам силе, но сумели бы в нужный момент руководить стихийными взрывами восстания масс, направляя их к единой цели. К велико-му возрождению Великой России;

6) не предрешая заранее, какой общественный строй должен быть в государстве Российском, а выдвигая со своей стороны идею великого земского собора, мы все же должны зорко смотреть, чтобы тайные враждебные силы раз и навсегда потеряли охоту грабежа и бесчинства народа в целом и не помешали бы в дальнейшем развернуть в России еще неисчерпанные силы на путь духовного и экономического творчества.
Тщательно взвесив современное положение России, небывалое единство настроения русского народа, мы твердо верим, что близок конец страданий, и радостно будет освобождение!»

Алексей Ганин вместе с шестью товарищами был расстрелян тридцатого марта 1925 года. Семеро, уцелевших, попали на Соловки. Оттуда вернулось двое.

В 1966 году поэт был реабилитирован посмертно военным трибуналом Московского военного округа.

Долгие годы забвения.  Лишь в 70-е годы имя поэта Ганина вытащил на обозрение краевед из Ленинграда Н. Парфёнов. Несколько стихотворений Ганина и воспоминания о нем публикуют вологодские газеты и журнал «Север».

В 1991 году в Северо-Западном издательстве вышел сборник стихов и прозы писателя (составители – С.Ю.Куняев и С.С.Куняев).  В 1995 году в Вологде выпущено более полное издание его литературного наследия. 


Примечание:
Биография А.А.Ганина и подборка его стихов опубликованы во второй книге «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2013 г. стр. 226– 257.


Рецензии
Замечательно. У меня о Ганине и Есенине "Плач по русским поэтам". Всех благ!

Валентин Суховский   20.06.2018 18:16     Заявить о нарушении