Кобо Абэ, пьеса - Призраки среди нас

               
               
               
               


               Кобо Абэ, пьеса - Призраки среди нас.
             
               В произведениях Кобо Абе значительную часть и особняком  составляют театральные пьесы пьесы. Вообще если говорить  о драматургии, то эта литературная форма, как правило, не находит широкого отклика в сердцах читателей. Обладая своими специфическими чертами, своей прагматической направленностью на то, что такая литературная форма найдёт своё продолжение в своём прямом назначении быть воплощённой в сценическом действии. Проще говоря его назначение быть исполненным на театральной сцене. Драматургия, как литература в сравнении с другими крупными литературными формами более суха, зачастую условна,обладает рядом свойств изначально присущих театру.
             Я с удовольствием работаю с текстами пьес, отсутствие прозаических описаний служащих декорацией для развития сюжета в литературе прозаических жанров, возмещается прекрасной возможностью включения фантазии читателя. В отношении же произведений Кобо Абе, то тут следует отметить невероятную плотность его текстов. Это утверждение касается, как не прозрачных, сложных сюжетов, так и построение сложных в семантическом отношении отдельно взятых предложений. Смыслы, аллюзии, значения, отсылки плотно накладывает Мастер кистью своей воображения на палитру литературного текста. Своеобразные мазки плотно ложатся друг на друга. Таков литературный стиль Мастера Кобо Абэ. Однако его пьесы обладают в этом смысле большей определённость, конкретикой и прозрачностью. Это не значит, что они обладают меньшей художественной ценность, или в меньшей степени будоражат восприятия читателя. Несомненно произведения Мастера были созданы в условиях окружающей реальности Японии. Они обращены к
своим современникам тем, что обладают сильным сатирическим началом. Одновременно, как и любое большое искусство обращено в будущие, остаётся современным вне времени и культурно - исторической почвы.
     В пьесе Призраки среди нас главные персонажи - аферисты организуют большую игру основанную на том, что в мир живых являются призрак способный передавать
 свои мысли и чувства окружающим его живым людям посредством и участием некого медиума. Всё начинается с малого, а заканчивается масштабной комедией абсурда:
     1. Начинается скупка, продажа, выкуп и спекуляция фотографиями умерших людей. Фотографии умерших крадут вместе с семейными альбомами. Это что то мне напоминает из настоящего. Следует заметить, что ценность фотографического, правильно сказать - цифрового снимка невероятно мала. В настоящей технологической реальности снимать имеет возможность любой даже с хорошим художественным качеством. Современная доступная, качественная фототехника и программное обеспечение свели цену одного кадра до невообразимо низких значений.
  Символическая продажа и спекуляция образами близких людей в массовом порядке относится именно к исторической, выполненной на фотопленке - фотографии. Такое положение моды имело место двадцать пять лет назад. Это укладывается в представление о цикличности процессов в мире моды. Именно двадцать пять лет назад существовал невероятный общественный интерес к фотографиям своих предков из числа, возможно, высшего и среднего класса - состоятельного дворянства,
 просвещённого купечества, интеллигентов разночинцев. А если можно было сослаться на участие в белогвардейском движении времён гражданской войны в России, то ценность таких фотоснимков возрастала в разы.
         Однако, не сказать о противоположном векторе не допустимо. Фотографические снимки нацистских преступников гитлеровских приспешников из числа предателей и коллаборационистов также пользуются невероятным успехом у определённой части населения бывших республик СССР.
          Как говорит сорок пятый президент США Дональд Трамп - Посмотрим, что будет дальше.

          2. Аферисты организуют целительные сеансы Призрака, он принимает больных, диагностирует и оказывает медицинские услуги. Как говорится, если смысл лечиться неделю, если через семь дней и само пройдёт. Впрочем об оказании медицинских услуг можно не распространяться.
          Однако, призрак способен и на большее по медицинской части. Призрак сумел отравить некой отравой, определить которую и место её производства не удалось, некого призрака исчезнувшего в неизвестном направлении и общающегося с миром  посредством медиума - премьер министра Британии Терезы Мэй. Уровень несомненно выше чем у Аллана Чумака и Анатолия Кашпировского вместе взятых.

         3. Организовано сыскное агентство где главный специалист по подслушиванию и подглядыванию Призрак. Призрак начинают шпионить. Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет. Там и мистер Григорий Родченков и тройной агент Сергей Скрипаль. А что говорить о хакерах которые вмешиваются буквально во всё от банковских карт до срыва протестных настроений на мусорных полигонах.

         4. Аферисты организуют не только дистанционное, но и очное обучение. Призрак читает лекции по самым разным дисциплинам. Он возглавляет различного рода международные комиссии, институты проблем, аналитические агентства. А рейтинговые агентства? Да рейтинговые агентства также возглавляет Призрак.
  Михаил Горбачёв сам, именно сам, изволил оторвать себя от трудов на заслуженном отдыхе и явил себя на обозрение жителям России на майские праздники и в празднование Дня Победы 2018 года. Призрак Коммунизма, читает лекции
о том, к чему приводит Гласность и то каким боком она повернётся к Европе через тридцать лет.
         Призрак Оранжевой революции в Грузии, в Украине читает лекции в Европейских университетах. Невозможно не вспомнить сорок четвёртого президента США - великого миротворца, лауреата Нобелевской премии Мира - Барака Обаму. Это тоже почётный и действующий профессор ряда университетов США.

        5. Проект развивается - уже есть возможность предоставлять всем заинтересованным лицам права на производство всех вышеперечисленных видов деятельности включая и статус Регионального Представителя Призрака. Достаточно только оплатить необходимую сумму в кассу офиса Призрака. Начинается ажиотаж, выстраивается очередь на покупку лицензий.

        6. Создаётся общество друзей Призрака. Да того самого призрака который созывает молодёжь на баррикады,а сам тем временем отсиживается в кустах, поигрывая там на случайно оказавшимся рояле.

        7. Призраку начинают проектировать и строят дом!

        8. Возникает политическая партия и общественное движение Призрака.

        9. Все желающие могут приобрести страховой полис Призрака.Вероятно туда входит весь социальный пакет от медицинской социальной страховки, до страхования от несчастного случая на транспорте, включая и диплом об высшем образовании.

        10. Аферисты запускают линию по производству модельной одежды Призрака. На модельное агентство трудятся дизайнеры, разработчики и модели. Успех гарантирован - это всё, как и для Призрака.

        11. Призраку необходимо жениться, вступить в брак и выполнять супружеский долг естественно только в посредничестве медиума. Это будет современная, авангардная  форма брака.

        12. Наконец начинается предвыборная гонка на пост мера города. Призрак - один и самых достойных кандидатов, у него самая интересная предвыборная программа.
        В заключение шизофреник и аферист разоблачён, здравомыслие вот вот восторжествует, но Призрак то жив он вступает в дружеские отношения с действующим мэром города, и тот соглашается стать его медиумом. Отпадает
необходимость отменять что либо из того что уже сделано. Все проекты получают новую жизненную силу. Даже появляется новая невеста - проститутка, вместо скрывшейся предыдущей невесты.
        Оптимистический финал - всё будет так же! Никаких потрясений не предвидится. Ну и слава Богу!
               
        В заключение этого краткого экскурса в мир этой замечательной пьесы Кобо Абэ хотелось бы выразить своё скромное желание принять участвовать в её постановке в театральных подмостках, но есть одно НО - я уже участвую в качестве зрителя и действующего лица этого произведения в реальной жизни.
               
         
               
               
               


Рецензии