14. Наступление Дутова

Белочехи расчистили дорогу многим бывшим депутатам Учредительного собрания. Среди них был и атаман А.И.Дутов, который, хотя и не побывал в Петрограде в январе 1918 года, но вполне мог напомнить о своих правах в Самарском Комуче. Однако весна 1918 года началась для оренбургских белоказаков печально. 17 апреля отряд Дутова, преследуемый советскими частями, с трудом вырвался из станицы Краснинской.

Впереди была залитая талой водой степь. 20 апреля дутовцы прибыли в поселок Браилов, где их ждал торжественный обед, однако гостеприимство жителей имело для беглецов неприятный смысл: вся обильная трапеза была приготовлена для красногвардейцев.

Браиловская идиллия закончилась, когда 23 апреля поселок был атакован красногвардейским отрядом. С большим трудом А.И.Дутову удалось прорваться к станице Елизаветинской, откуда белоказаки вынуждены были уйти в Тургайские степи.

Остатки дутовского войска состояли из четырех отрядов и офицерского взвода, которые удалось объединить в один отряд. В состав этой части входила конная сотня (около 110 человек), пешая сотня (около 80 человек) и пулеметная команда (40 человек при 7 пулеметах).

10 мая дутовцы прибыли в Тургай, уездный городок, состоявший из саманных домов. На новом месте А.И.Дутов обнаружил большие склады продовольствия и боеприпасов, сохранившиеся с 1916 года.

Безмятежное существование в тургайских степях закончилось с началом белочешского мятежа, поддержанного антисоветскими выступлениями казаков I и III округов Оренбургского войска.

Постановление съезда делегатов объединенных станиц от 30 мая 1918 года еще не исключало компромисс с Советской властью:

"...съезд, жалея народную кровь и народное достояние – имущество, полагает еще возможным разрешить создавшееся положение мирным путем на следующих основаниях:

1. Оренбургский губернский исполнительный комитет советов рабочих и крестьянских депутатов признает, согласно последовавшего распоряжения совета народных комиссаров автономию Оренбургского казачьего войска и неприкосновенность его территории.

2. Исполнительный комитет гарантирует созыв войскового съезда в г. Оренбурге. Съезд должен восстановить нарушенные работы войскового самоуправления.

3. Исполнительный комитет ни в какие дела казачьего самоуправления вмешиваться не должен.

4. Полное прекращение преследования казаков.

5. Оренбургское войско со своей стороны признает центральную власть совета народных комиссаров.

6. Никаких посягательств на право населения г. Оренбурга и Оренбургской губернии войско иметь не будет, а равно не будет вмешиваться в деятельность существующих там учреждений.

7. В виду ненормальности работ в общественных учреждениях, теперь же предоставить право городскому и крестьянскому населению произвести свободные выборы должностных лиц – общественных учреждений.

8. Для спокойствия населения – полное разоружение красной гвардии и армии, впредь до организации охраны города вновь избранными общественными учреждениями".

Строго говоря, признание Совнаркома оговаривалось условиями, скорее похожими на требование капитуляции. На уступки такого рода правительство идти не хотело, и мятеж в оренбургских станицах только нарастал.

6 июня был издан приказ по дутовскому отряду: "ввиду радостных известий из родного войска все наложенные ранее взыскания на партизан отменяю. Находящихся под арестом - выпустить".

А.И.Дутов начал подготовку к выступлению в родные места, где уже действовали его соратники. Несмотря на призывы отдельных казачьих командиров, Дутов, еще не оправившийся после тифа, выступил из Тургая только 12 июня.

По пути к Оренбургу белоказаки заняли город Иргиз. Около 20 июня отряд А.И.Дутова переправился через реку Урал. Недалеко от станицы Ильинской (Ильинки) атаман узнал о том, что на станцию Кувандык прибыл советский бронепоезд.

А.И.Дутов решил продемонстрировать активность и 22 июня атаковал неплохо защищенную станцию. В бою погибли 37 красногвардейцев и их командир Алексей Дударев.

Ценой больших потерь белоказаки смогли прорваться к железной дороге, но в это время к советскому отряду прибыли подкрепления, и Дутов с трудом вырвался из окружения.

1 июля белоказаки повторили набег на Кувандык. Их снова отбили, но положение на Южном Урале непрерывно осложнялось. В итоге, 3 июля советские войска оставили Кувандык и отступили к Орску.

После этого А.И.Дутов сообщил штабу Оренбургского войска:

"Только что вернулся с ночного набега на ст. Кувандык; телеграф и путь на ней разрушены, совет выдан жителями и расстрелян. Кувандыкский отряд Красной армии разбит. Их потери: убито 65, ранено более 100 человек. Наши потери: 11 тяжелораненых партизан, убитых нет. Завтра продолжаю движение на соединение с Вами.

Требую ежедневных донесений; пришлите офицера штаба для доклада. Немедленно сообщите все вышеизложенное в ст. Линевскую.

Я с Войсковым правительством, Окружным правлением 2-го Округа и партизанским отрядом прибыл на войсковую территорию в ст. Ильинскую вчера 19 июня [2 июля] из Тургайской области."

3 июля отряды оренбургских казаков во главе с войсковыми старшинами Д.М.Красноярцевым и Н.П.Карнауховым захватили Оренбург. Атаман прибыл в свою резиденцию только через четыре дня.

15 июля 1918 года Дутов подписал соглашение, по которому войско "в вопросах общегосударственных подчиняется Комитету членов Учредительного Собрания, оставаясь автономным в делах местных".

За месяц он из командира ничтожного отряда снова стал войсковым атаманом, однако будущая его карьера по-прежнему зависела не только от казачьих шашек, но и от противодействия советских штыков.


1. А.В.Ганин. Тургайский поход и антибольшевицкое повстанческое движение в Оренбургском казачьем войске (апрель-июль 1918 г.). Белая гвардия. 2002. № 6. С. 47-50.

2. А.В.Ганин. Атаман А.И.Дутов. М. Центрполиграф. 2006. 688 с.

3. Е.Козловский. Красная Армия в Средней Азии. Ташкент. Издание Политуправления Средне-Азиатского военного округа. 1928. 72 с.

4. В.Д.Поволяев. Оренбургский владыка. М. Вече. 2012. 384 с.

5. М.Д.Машин. Оренбургское и уральское казачество в годы Гражданской войны. Саратов. 1984.

6. А.В.Зуев. Оренбургские казаки в борьбе с большевизмом, 1918–1922 гг.: очерки. Харбин. 1937.

7. И.Г.Акулинин. Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками. Шанхай. 1937.

8. Гражданская война в Оренбуржье (1917 - 1919 гг.). Документы и материалы. Оренбург. 1958.

9. История казачества Урала. Оренбург-Челябинск. 1992.

10. Гражданская война в Оренбургском крае. По воспоминаниям участников гражданской войны и документам. Чкалов. 1939.

11. Ф.Г.Попов. Дутовщина. Борьба с казачьей контрреволюцией в Оренбургском крае. М.-Самара. 1934.

12. Ф.Г.Попов. Дутовщина. Куйбышев. Куйбышевское книжное издательство. 1937. 144 с.

13. В.С.Кобзов. Революция и гражданская война на Южном Урале глазами казачества. Урал в событиях 1917 – 1921 гг. Актуальные проблемы изучения. Челябинск, 1999. С. 175-192.

14. Н.А.Чирухин. Дутовщина. Антибольшевистское движение на Урале. 1917–1918 гг. Кандидатская диссертация. М. 1992.

15. П.И.Костогрызов. "Дутовщина" без Дутова: антибольшевистская борьба оренбургских казаков в апреле – июне 1918 года. Белая армия. Белое дело. № 9. Екатеринбург. НИЦ "Белая Россия". 2001. С. 11-22.

16. Д.А.Сафонов. Оренбургское казачье войско в годы гражданской Тенденции формирования казачьей автономии. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270). Выпуск 51. С. 52-57.

17. Л.И.Футорянский. Гражданская война. История Оренбуржья. С. 196-216.

18. Д.А.Сафонов. Оренбургское казачье войско на пути к самостоятельности. Казачество в истории России: тезисы доклада международной научной конференции. Краснодар. 1993. С. 138-139.


Рецензии