Русский Тальма

                ЯКОВЛЕВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ
                (1773-1817)
                Актер


000
Талант огромный, одаренный  всеми духовными и телесными средствами.
(С.Т. Аксаков)
000
В нем жила стихия трагического. Его судьба поражает своей драматичностью.
(Б.В. Алперс)
000
Жизнь окрашена для него в темные, трагические тона. Это мироощущение он приносил с собой в искусство.
(Б.В. Алперс)
000
Невыдуманные страсти жили в этом молчаливом, сосредоточенном и склонном к меланхолии человеке.
(Б.В. Алперс)
000
Из русских актеров первенствующей личностью был тогда славный трагик Яковлев, обладавший колоссальным талантом и весьма редким в то время образованием, что дает ему перед всеми большое преимущество, которое он сознавал вполне, и, будучи притом еще самолюбив, держался поодаль от всех товарищей по искусству. К этому особенно побуждало его общее уважение артистов, чтоб не сказать подобострастие, дружеское обращение директора и многих случайных людей того времени, очень уважающих его огромное дарование.
(А.Е. Асенкова)
000
Одобрение Яковлева значило все.
(А.Е. Асенкова)
000
Иногда на Яковлева находил приступ гордости, и он воображал себя, разумеется, будучи навеселе, что он точно герой.
(Ф.В. Булгарин)
000
Ему искусство ничего не дало, природа все: мужественное лицо, высокий, стройный стан, орган звучный и громкий, но всеми дарами ее не умел он воспользоваться.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Непонятый и опередивший свой век.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Яковлев был мало сказать что плох, он был скверен. От неистовых криков и частого употребления водки голос его осип, и он свирепствовал истинно карикатурно.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Необыкновенный, но необразованный талант Яковлева, в диких своих порывах блуждавший как комета, не мог в ролях, им игранных, оставить полных и ясных идей: игра его зависела единственно от силы и расположения духа, а не от идей души, проникающей в тайны искусства.
(Н.И. Гнедич)
000
В костюме его заметна чрезвычайная небрежность, и даже отсутствие приличия.
(С.П. Жихарев)
000
Несмотря на угрюмость его, он должен быть одарен прекрасными качествами души и сердца.
(С.П. Жихарев)
000
Он был бессознательно пластичен.
(С.П. Жихарев)
000
Он был умен (не говорю, рассудителен), добр, чувствителен, честен, благороден, справедлив, щедр, набожен, одарен пылким воображением и – трезвый – задумчив, скромен и прост, как дитя.
(С.П. Жихарев)
000
Упрямец и большой неслух.
(С.П. Жихарев)
000
Яковлев имел пристрастие к крепким напиткам или, вернее, к тому состоянию самозабвения, которое производит опьянение, пристрастие, развившееся особенно в последние годы его жизни. Он не знал никакого вкуса в вине и не пил его, как пьют другие, понемногу или, как говорится, смакуя, но выпивал напиток вдруг, залпом, как бы желая залить снедающий его поджар.
(С.П. Жихарев)
000
Разил он ужасом и жалостью сердца,
Дух русский возвышал…
(А.Д. Илличевский)
000
Это действительно был необыкновенный артист, умный, добрый, честный человек, но, к несчастью, русская широкая натура его была слишком восприимчива, и он… предался грустной слабости (пристрастии к вину. – В.Р.)
(П.А. Каратыгин)
000
Алексей Яковлев обладал великолепными физическими данными. Был высок ростом, строен, превосходно сложен. Отличался повышенной возбудимостью, неистовым темпераментом, обостренным чувством ритма, природной пластичностью.
(К.Ф. Куликова) 
000
Натура восприимчивая, тонко чувствующая. Обладая превосходным голосом и врожденным слухом, он пел на клиросе, самозабвенно погружаясь в торжественное звучание церковных хоров. Читая старославянские тексты Библии, которая на протяжении всей жизни была его настольной книгой, он пытался осмыслить ее сказания, соотнося их с окружающей жизнью. Увлеченность церковными текстами вскоре привела его к запойному чтению вообще.
(К.Ф. Куликова)
000
Талант первого разряда.
(Ларош)
000
Высокий и статный рост, правильные и выразительные черты лица, голос полный и в возвышении яркий, выговор необыкновенно внятный и чистый и, наконец, чувствительность и жар, часто вырывающийся из пламенной души его, предвозвестили уже в нем артиста, долженствующего сделать честь нашему театру. Природа щедро одарила его всем, что необходимо великому актеру, и ему тогда (в 1794 году. – В.Р.) недоставало только того, что приобретается чтением, хорошими советами, гимнастическими упражнениями, опытностью и временем.
(Один из биографов)
000
Алмаз огромной величины.
(Один из рецензентов)
000
В основании характера этого человека много лежало благородного и прекрасного.
(Один из современников)
000
Наружность его была прекрасна. Открытый лоб, глаза светлые и выразительные, рот небольшой, улыбка пленительная, память он имел необычайную.
(Один из современников)
000
Природа наделила его добрым сердцем.
(Один из современников)
000
Яковлев всегда отличался умом и благородством характера.
(Один из современников)
000
Яковлев имел много неприятелей (как то бывает со всеми людьми с дарованиями), но не ненавидел их; много имел завистников, но не презирал их: вот истинный оселок добродетели.
(Один из современников)
000
Дикий, но пламенный.
(А.С. Пушкин)
000
Когда не был пьян, напоминал нам пьяного Тальма.
(А.С. Пушкин)
000
Яковлев имел часто восхитительные порывы гения, ; иногда порывы лубочного Тальма.
(А.С. Пушкин)
000
Русский Лекен.
(Прозвище)
000
Русский Тальма.
(Прозвище)
000
Яковлев был один из тех несчастливцев, которые, родясь с пламенной душой, с сердцем чувствительным и нежным, не могут смотреть равнодушно на совершенства природы и бывают жертвою любви.
(П.П. Свиньин)
000
Поэт в душе, скромный, застенчивый и несообщительный, он жил внутренней жизнью, жизнью своего сердца; вот почему никто, как он, не умел так глубоко заглядывать в тайники человеческой души.
(А.Н. Сироткин)
000
С глубокой поэтичностью натуры он соединял и рыцарское благородство характера.
(А.Н. Сироткин)
000
У Яковлева не было середины: или он подымался выше всех, или падал так низко, как не падали и посредственные актеры.
(А.Н. Сироткин)
000
Минута решала у него все.
(Современники)
000
Завистников имел – соперников не знал.
(Б.М. Федоров)
000
Хорошо или дурно я играть буду, о том пусть решает публика; а уж  обезьяною никогда не буду.


Рецензии