Эссе 1. Сознание и самосознание

Однажды на приеме у врача во время одной из процедур у меня обрушилось давление, и я потеряла сознание. Забавно, такое состояние я испытываю каждый день, ложась спать. Картинка перед глазами вдруг покрывается черными, сине-фиолетовыми и желтыми пятнами, растекается, пятна заполняют все. Но засыпая, я проваливаюсь из одного мира в другой, а тут внешний мир схлопывается, и я оказываюсь в абсолютно темном, мягком и теплом пространстве. Здесь нет ничего. Но вдруг его разрывает желтое пятно. Одно, другое, третье. Пятна заполняют все – картинка перед глазами восстановилась. Моя первая мысль – негодование, какого черта меня разбудили, ведь мне так было хорошо. Потом дошло.
Как я это вообще пишу? Видимо, сознание и самосознание – не одно и тоже. Я не помню, что тогда творилось вокруг меня, но при этом у меня сохранилось чувство Я: Я есть, Я существую, мне тепло и приятно. Более того, я почувствовала свое Я так остро, как никогда не чувствовала. Рефлексируя, я пришла к выводу, что вообще это был первый раз, когда у меня возникло это чувство. Никогда раньше я не теряла сознание, и оно, видимо, перетягивало все одеяло на себя – львиная доля моего Я была занята отражением внешней реальности. А тут его нет, полное отсутствие связи с внешним миром. Я осталась сама в себе. Видимо, это темное теплое пространство и есть пространство меня, моя душа, если угодно. В этом пространстве нет и не может быть нечего кроме самого себя. Но это пространство – не я, потому что я осознавала себя отдельно от него. И, наверное, мне было приятно там находиться и не хотелось «уходить», потому что это единственное место, где я действительно могу побыть наедине с собой, в буквальном смысле, в себе, где уж точно мне никто и ничто не помешает. Получается, сознание – это наша, человеческая связь с внешним миром, а самосознание – это наша связь с самим собой. Это то, что мы знаем о себе, если верить науке. Я бы добавила: это то, как мы ощущаем себя, как мы себя помним, как мы к себе относимся (хотя многие авторитетные фигуры в науке требуют не смешивать эти понятия). Сознание и самосознание связаны, но функционируют автономно.
А смерть? Если сознание – это свойство психики, а психика – это свойство мозга, то смерть мозга означает исчезновение сознания. Так на учат. Но, как показал мой опыт, отсутствие сознания не значит отсутствие самосознания. Что происходит с самосознанием после смерти? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.
Есть кантовское Ding an sich, умопостигаемое, свободное от субъективных, чувственно обоснованных оценок. Может быть Я в том виде, в котором я его обнаружила путем отсутствия чувств, тоже вещь-в-себе? Никто ни сознание, ни самосознание никогда не видел, понятия не имеет, что это, где это, то есть оно чувственно непостигаемо. Но ни у кого не возникает сомнений, что оно есть. За тысячи лет ничего кроме умозрительных теоретических конструктов (самопознание, самоощущение, Я-концепция, самооценка, саморегуляция) этих явлений люди не создали, то есть достигли их исключительно с помощью разума. Случайно ли? Невозможно познать Ding an sich. Тогда возможно ли самопознание? С другой стороны, то что является умопостигаемым для других, является чувственно постигаемым для нас самих (мы чувствуем, воспринимаем, ощущаем себя). Следовательно, самопознание возможно. А вот познание сознания и как такового – едва ли. В прочем, время покажет.


Рецензии