Потомки атамана Часть 2-3 Посёлок Сокол 1929 г

               

                *  *  *  *  *
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1929 ГОД!
                По Григорианскому календарю 1929 год был не високосный
                первый его день пришелся на вторник.
             
                По восточному календарю это был год «Желтой змеи»
 
                *   *   *   
               
      В СССР наиболее зажиточные крестьяне (кулаки) выступили против       
      коллективизации. В ответ Сталин призывает к ликвидации кулачества
                как класса (путём высылки и репрессий).


  В  том же году  в Европе произошло событие, которое будет иметь для СССР
  очень далеко идущие последствия. Тогда этого никто конечно не понимал и не 
  очень обратил на это внимание. Это было создание Организации украинских
            националистов (ОУН), собравшихся на свой конгресс в Вене.   


                *   *   *
    В том году в самой стране произошли очень важным политические события
             21 января — 3 февраля — И. В. Сталиным объявил 1929 год
                «годом большого перелома». Отказ от НЭП.
                *   *   *
    А 24 января 1929 года был четверг – Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление
                «О мерах по усилению антирелигиозной работы».
                *   *   *
                И очень важным было то, что
     31 января 1929 года в четверг –  Из СССР был выслан Троцкий.
   (Единственный человек, который был реальным противником с которым Сталин
   не мог тогда расправиться имевшимися у него методами. Авторитет и положение
   у Троцкого были на другом уровне. Единственное, что Сталин мог сделать 
   безнаказанно и с дальним прицелом – выслать его из страны, тем самым 
   развязать себе руки для решения вопросов с более мелкими противниками.) 

                *   *   *   
   Но были и более прозаические события, особенно касавшиеся москвичей и
                в том числе героев моего повествования :

          в Москве трамвайный маршрут № 1 начал курсировать по трассе:
                Курский вокзал - Петровский парк.,
             а автобусный маршрут № 2 продлён до Сетуни. 
   А еще была проложена новая трамвайная линия по ул. Беговой и 1-му Боткинскому проезду.
 
                *   *   *   
                А мои герои стали еще на год старше,
            отмечая свои дни рождения уже в новом доме в поселке "Сокол"
                на улице Верещагина.

        14 марта 1929 года – День рождения Антонины Григорьевны – 30 год
         5 августа 1929 года – День рождения Константина – 10 лет
        19 октября 1929 года – День рождения  Михаила  Ивановича – 37 лет ,

                *   *   *
  В 1929 году – В Москве открылась «Выставка картин московских и ленинградских 
    художников, организованная к 25-летию художественной и педагогической
        деятельности  Д. Н. Кардовского».  Среди 51 участника –
  А. И. Савинов, К. И. Рудаков, Н. Э. Радлов, К. Э. Линдблат, П. С. Наумов,
  Л. М. Евреинов, Л. С. Абугов, Б. И. Анисфельд, С. А. Павлов, А. В. Уханова,
  П. А. Шиллинговский, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев и другие ученики и коллеги юбиляра.               

                *  *  *  *  *
  Переезд  семьи Михаила Ивановича жить в свой дом в поселок «Сокол»
  сказался положительно на их девятилетнего сыне Константина. Он жил,
  учился, дружил с другими детьми жившими в поселке. Дети многих друзей
  его родителей становятся его друзьями. А вокруг много такого, что помогает   
  развиваться и творчески. В "Соколе" этому уделяли большое внимание.
                Об этом рассказ дальше.


                *  *  * 
 В Соколе на практике реализовали принцип коммуны "от каждого по способностям".
 Все вместе жители поселка, дружно занимались его обустройством и бытом. 
 Закупали в складчину дрова на зиму и заготавливали овощи. Один такой случай был
 связан с Михаилом Ивановичем. Сейчас это звучит как фантастика, но на самом
 деле, тогда жителями двигала сила созидания и энтузиазма.

 
                *  *  * 
    Само собою понятно, что в поселке было не мало детей разного возраста.
               Для самых маленьких был создан детский сад.
              Работал он при доме 2/22 по улице Брюллова.


   Штат работников детского сада состоял из одной женщины – воспитательницы.
   Но она имела много разных помощников в лице матерей этих детей, которые
   сменяя друг друга, участвовали в работе сада. И все осуществлялось на
                добровольных началах.

      В нем даже была создана группа по изучению детьми немецкого языка. 
  Занятия проходили  в простой игровой форме, во время прогулок по поселку
  и его окрестностям.  В определенные часы дети в группе не могли говорить
  на русском языке. Такая практика быстро давала хорошие результаты.

  Обучением немецкому языку занимались Сицилия Францевна и Надежда Петровна. 
  Они, гуляя с детьми по еще незастроенным тогда улицам, разрешали детям   
               разговаривать между собой только на немецком.

           Кстати, немецкий язык учили в поселке не только дети. 
      В доме №7 по улице Сурикова (постройки 1924 г.) жила семья  геолога, 
             палеонтолога Доброва Сергея Алексеевич (1884-1959).

   Он был доктором геолого-минералогических наук, старшим научным сотрудником
   геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Комиссии по
   исследованию фосфоритов Московского сельхозинститута.

   Жившая в этом доме Черевик организовала в их доме кружок по изучению немецкого языка.
               
                *   *   * 
     Еще одна очень важная  инициатива для жителей Сокола и их детей исходила
            и реализовывалась ими самими. Это был детский летний лагерь
   
   В 1930-е гг. жительница дома №17 по улице Сурикова Евгения Викторовна
  Голубева-Рябчинская была инициатором организации в сосновом парке поселка 
  летнего пионерского лагеря для школьников. В лагере дети проводили целый день,
  а ночевали у себя дома. Весь день их был занят спортом, экскурсиями, играми, беседами.

  По воспоминаниям одного из старожилов поселка - Иосиф Львович Радуса в 30-е – 
  40-е годы там был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная,
  футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту.

    Находились эти  спортивные площадки в парке примыкавшему к улице Левитана   
    Этот парк был частью большой Всехсвятской рощи. В ней, в этой роще
    находился санаторий « Ромашка », созданный еще до 1917 года. На одной из
    полян в роще жители поселка устроили теннисный корт и баскетбольную площадку.

      Там же, в роще, в тридцатые годы были построены детский сад и ясли для
                сотрудников «Метростроя»
               
                *  *  * 
     Кроме большого внимания на общее здоровье и физическое развитие
       юных жителей, много внимания уделялось творческому началу –
            музыкальным и художественным способностям детей.

   Этому способствовала и обстановка - рядом находились мастерские разных   
   художников и скульпторов. В том числе Надежды Васильевны Крандиевской, 
   домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.
                И не только они.

                *  *  * 
  В 1930-е гг. в среде юных жителей поселка имело место очень популярное
  в то время в стране увлечение авиацией. В результате в поселке возник кружок 
  любителей авиамоделей. Активными участниками этого кружка были С. Смирнов, Ю. Зыков, 

  В результате этого увлечения некоторые из ребят начали свою трудовую жизнь с   
  работы на авиационном заводе, а Сергей Смирнов и Юрий Зыков и стали летчиками.
  Последний из них во время войны будет удостоен звания «Герой Советского Союза». 

                *  *  * 
   Дом №18 на улице  Сурикова. Это жилой дом, построенный в 1926 году
              по проекту архитектора Марковникова В.Н.
          Первыми жителями этого дома были Голубевы-Рябчинские.
                ( Фото 1950 - 1953 гг.)               
      
                *  *  * 

   Но не только архитектурные новшества делали этот поселок исключительным.
   Постепенно здесь сложилась совершенно особенная социально-бытовая инфраструктура.

   Жилищно-строительное Кооперативное Товарищество "Сокол" имело в своем распоряжении:
   –  магазин,
   –  столовую,
   –  библиотеку,
   –  детский сад
   –  спортивные площадки и
   –  детский летний лагерь,
   –  клуб-театр,
   –  кружок детской игрушки,
   –  авиамодельный кружок, 
   –  кружок танцев, где преподавала ученица Айседоры Дункан,
   –  первая в Москве ячейка "Общества друзей зелёных насаждений",
   –  пошивочная артель "Женский труд" и многое другое.
 
                *   *   * 
   Благодаря тому, что профессиональный состав населения был чрезвычайно
  разнообразен, то большинство вопросов внутреннего уклада в кооперативе
           решалось своими силами и на общественных началах.

                *   *   * 

  Поскольку определенную  часть жителей Сокола составляли художники, поселок 
  превратился в место, где собирались самые известные живописцы Москвы. В доме 
  Павлинова часто можно было встретить талантливых скульпторов, художников,
  архитекторов, чьи имена сегодня широко известны. В их числе Кукрыниксы,
  Коровин, Флоренский, Бруни, Цигаль и многие другие.

.               
                *   *   * 

   К общественной жизни поселка имел отношение дом № 21/1 на улице Сурикова   
   Этот двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крышей был построен
   в 1926 г. по проекту архитекторов братьев Весниных. Он принадлежал семье
                Ильи Григорьевича Рубинштейна.

  Большую комнату первого этажа своего дома они предоставили для поселковой
библиотеки.
 
  Заведующей этой библиотеки была жительница поселка Ксения Владимировна Бойко. 
  Многие годы она занималась этой общественной библиотекой, собранной из личных
  книг самих жителей, будучи и заведующей и библиографом и библиотекарем в одном
  лице. Она с мужем Бойко Николаем Степановичем жила в доме № 11 на улице
  Поленова. Они занимали одну часть этого дома. Библиотека поселка за все время 
  находилась в разных домах.

   Одно время она была в доме на улице Поленова 2 / 12. До этого она много 
   путешествовала по разным жилым домам "Сокола". Работали в ней кроме Ксении
   Владимировны сами жители на общественных началах. Основа библиотеки была
   заложена еще в первые годы строительства поселка - книгами, которые
   застройщики передавали безвозмездно из собственных собраний.   

    Сейчас на месте этого дома находится боковой въезд в управу "Сокол".

                *   *   *
  Ну а тот дом на улице Сурикова, где она находилась в начале, некоторое
  время по каким то причинам пустовал. И тогда в нем устроили клуб-театр для
  самодеятельных театральных представлений, ради чего даже прибегли к некоторой
  внутренней перепланировке дома. Молодежь поселка с увлечением начала в нем
  ставить спектакли.

  Этот дом т.н. «вологодская изба» является одной из «визитных карточек» посёлка.
         
                *   *   * 

                (На фото Дом №4 по улице Верещагина.)

  Справа виднеется деревянный жилой дом, построенный в 1925 г. по проекту
  архитектора Марковникова Н.В. на одну семью. Типичный дом - односемейный:
  мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом
  в сад. Крыша высокая, двускатная.
 
   Одно время  клуб – театр  находился в этом доме. Кроме постановок собственных
   спектаклей, в народном театре поселка в 1920-1930-е гг. выступали разные артисты.

                *   *   *

   Особенно любили  в «Соколе»  выступления знаменитых тогда «петрушечников 
   Ефимовых », об одном из таких выступлений  и о детской Рождественской елке 
   в этом доме в 1926 г., вспоминал художник Павлинов П.П.: 

  - « Тогда помещение для праздника предоставил Александр Иванович Ерофеев
  (ул. Венецианова, 4). В его доме была просторная комната с высоким потолком,
   вместившая большую красиво украшенную ель и всю сокольскую детвору...
               
  Впечатление от елки не могло затмить ожидания кукольного спектакля. Ефимовы
  вместе со своим концертмейстером Еленой Владимировной Дервиз приезжали на
  извозчике, нагруженном ящиками с куклами и магически на нас действовавшими 
  театральными ширмами, которые и были сценой кукольного театра.  Затаив
  дыхание, мы ждем первого движения маленьких шторок вверху уже расставленных
  рядом с елкой ширм. Но вот шторки задвигались, появилась голова Петрушки, и с
  его зажигательно-удивленным звенящим возгласом:

  „Ой, сколько народу, — я вхожу в моду!“ — началось представление.
  Помню, в тот раз нам показали „Принцессу на горошине“ Андерсена, несколько
  басен Крылова („Лисица и виноград“, „Трудолюбивый медведь» и ,,Мыши“) и
                несколько веселых интермедий...".

            "Театр петрушек" был в то время очень популярен в стране.
                О нем писал Бальмонт .
               
                *   *   *
  Иван Семенович Ефимов был личностью многогранной. Он был и художником -
  анималистом, скульптором, графиком, иллюстратором, живописцем, театральный
  деятель и самое важное в данном случае –  реформатором кукольного театра.

   Его соратником, помощником и женой в одном лице была Нина Яковлевна Симонович
   - Ефимова. Своими талантами она мало в чем уступала мужу.
   Она была двоюродной сестрой художника Валентина Серова.
               
   Свой «Театр Петрушек» они создали в 1918 г. В этом Театре они были и
  художниками, и режиссерами, и артистами. Сочетая кукольные представления с 
  театром движущейся скульптуры, Ефимовы усовершенствовали форму кукол,
  их жесты. Их преемником со временем станет С.В. Образцова.
               
                *  *  *   
   И коль речь зашла о театральных спектаклях, то следует вспомнить и Анну
 Георгиевну Любимову. Она вместе со своим мужем – Николаем Ивановичем Любимовым
 – агрономом, жила в «Соколе» на улице Сурикова в доме № 5, построенном в 1925
 году.. В 30 годы её мужа арестовали и обвинили в  "дискредитации стахановского
 движения"
                Хорошо, что это был еще не 1937 год.

   А дело было вот в чем. Однажды, инспектируя подведомственные ему организации,
 Николай Иванович написал правдивый отчет об одной "стахановке", Там было   
 сказано, что ее рекорд - дутый и на нее работает целая бригада. Спасло то, что
 его троюродный брат работал у М.И. Калинина. Больше года Николай Иванович провел
 под следствием, пока его не освободили. 

   А в это время его жену, которая работала учительницей математики в школе
   № 149 уволили с работы. Не пав духом она нашла выход и при этом не только
  для себя. Она организовала в «Соколе» артель и начала шить из клеенки детские
  нагрудники (слюнявчики). Были в наше время такие специальные, которые
  надевались на шею во время кормления, чтобы не пачкать одежду.

  И это она явилась инициатором создания в поселке любительского театра, в
       спектаклях которого прекрасно играла роли комических старух.   

  Выступала она и в роли режиссера и балетмейстера. В этом любительском театре
  Анна Георгиевна прекрасно поставила балет "Фея кукол " на музыку Делиба к
  балету "Коппелия", в котором были заняты юные жители "Сокола".
  Никто не верил, что Любимова никогда не училась балетному искусству.

                *  *  * 
 Ну а артель, которую она организовала называлась « Женский труд», располагалась
 на той же улице, почти напротив её дома, в доме № 6, построенного тоже в 1925
 году по проекту архитектора В.Н. Марковникова. Это был первый опыт
 производственной деятельности товарищества. Смысл создания её был в том,
 что в 1927 году, когда она была организована, артель начала заниматься в первую
 очередь изготовлением - пошивом детской одежды для жителей поселка, и как
           следствие предоставление работы для женщин поселка.               

    В этом доме по улице Сурикова была устроена пошивочная мастерская.
 Она продолжала существовать довольно долго. Впоследствии артель превратилась
 в ателье "Сокол" (но уже на берегу речки Таракановки на Ленинградском шоссе),
 а затем превратилась в швейное объединение «Сокол»               

                *  *  * 
               
      Вспомнив о трудовой занятости жительниц поселка, хочется назвать
         еще одного жителя поселка – Петра Ефимовича Курносова.
         Он жил на улице Врубеля № 7/13 (№13 - по ул. Саврасова).

     В 1930-е годы он приобщил многих жительниц «Сокола» к домашнему выращиванию
  белых мышей и морских свинок для Всесоюзного института экспериментальной
  медицины, расположенного недалеко от «Сокола». Для многих семей в поселке в
  определенный период это было экономической помощью... Благосостояние жителей
  поселка в 30-е-40-е годы было не таким, как во время НЭПа в 20-е.
               
                *   *   *   
     О том, что практически все жители поселка знали друг друга, и много
    общались, говорить излишне. Но кроме обычного общения, без которого
    невозможно живя рядом на небольшой территории, жители поселка проводили
    много времени в совместных разных мероприятиях. И это относится к организации
    ими и совместному проведению разных праздников и дней рождения. А среди них
    в то время были ещё и  Рождество с Новым Годом и Пасха. 
            
     Часто для таких мероприятий использовался дом № 1-8 на улице Шишкина.
     В настоящее время в этом доме находиться правление поселка и его музей. 
   А в 30-е годы, когда дом принадлежал семье Авсаркисовых, большие –просторные
   комнаты этого деревянного дома превращались залы для праздничных мероприятий.


   Дом был построен в 1926 году по проекту архитектора Марковникова В.Н., как
   жилой для этой семьи. Позже в нем был детский сад. И даже после войны
   некоторое время его занимала одна из лабораторий Пищевого института.

   Но это будет в будущем, а в то время в бревенчатом просторном доме в одной из
   больших комнат устанавливали елку, а в другой были театральные представления.
   Праздновали дружно, весело, с выдумкой и азартом.
 
                (Так выглядел этот дом в то время)

                *   *   *   
  И еще об одном интересном доме следует сказать, хотя перед сносом он выглядел
  очень невзрачно. Это дом 4 /1 по улице Сурикова и угол улицы Шишкина. Этот
  двухэтажный многоквартирный дом был построен для коллективных членов
                кооператива «Сокол» - «Заготзерно» и «Мосхлеб».

       Интересен он тем, что построенный в 1930 году по проекту архитектора
   Н. Дюрнбаума, который спланировал устройство на плоской крыше дома бассейна
и солярия. 
  В нем всё было хорошо, но во время войны, возможно по причине разных проблем и
  сложностей, надлежащего ухода за ним не было. Бассейн на крыше начал протекать
   и в процессе ремонта плоскую крышу заменили на обычную, как у других домов.
   
                *   *   *   *   *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ

    7 апреля 1929 года было воскресенье – В Ленинграде в бывшем Аничковом
      дворце открылась « 8-я выставка картин Общества художников-
          индивидуалистов ». Экспонировалось 149 работ 38 авторов.
                Участниками выставки были:
      А. А. Альбокринов, О. Я. Андреева, Н. А. Ашукин, Г. Ф. Броновицкий,
      М. И. Гейде, Е. П. Жукова, В. К. Миронович, Б. И. Мирский,
      Л. Г. Неймарк, М. Ф. Островская, И. А. Пасс, Л. К. Розенберг,
      И. И. Ясинский и другие художники.
                *   *   *
      16 апреля — 23 апреля 1929 года –  Работал Пленум ЦК, на котором осуждался
          «правый уклон». Н. Бухарин снят с постов в «Правде» и в Коминтерне.
                *   *   *
   23 апреля — 29 апреля 1929 года – В Москве проходила XVI партконференция.   
      Она одобрила текущий пятилетний план (причём контрольные показатели ещё
      увеличены) и обращается с призывом повсеместно развивать «социалистическое
      соревнование». Принято решение провести чистку в партии.
                *   *   *

   27 Апреля 1929 года была суббота – В Ленинграде в ГРМ открылась
         «3-я Выставка картин и скульптуры общества «Круг художников».
        Среди 36 участников – А. С. Ведерников, Е. С. Забровский,
        Д. Е. Загоскин, В. В. Купцов, Г. М. Неменова,  В. В. Пакулин,
        А. Ф. Пахомов, А. И. Русаков, М. А. Федоричева, Г. Н. Траугот и другие.

                *   *   *
   29 апреля 1929 года был понедельник – В Москве в Клубе им. Октябрьской
      революции на Каланчевской площади 4  открылась «Вторая выставка работ
      общества художников „РОСТ“». Среди участников: Л. Зевин, Н. Кашина,
      Е. Малеина, В. Кизевальтер, М. Недбайло, Б. Рыбченков, С. Чуйков и др.
           Об этой выставке написала газета "Косомольская правда".
      (см. Е. Лабас. «РОСТ»,  «Комсомольская правда» № 117 от 25.05.1929).

                *   *   *
       Был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, 
             провозгласивший курс на ускоренную индустриализацию страны.

                *   *   *
   17 мая 1929 года была пятница – состоялось премьерное исполнение
                Третьей симфонии Прокофьева.
                *   *   *
    5 июня 1929 года была среда – В СССР принято решение о создании машинно-тракторных станций (МТС).

                *   *   *
    В Академии художеств открылась очередная выставка картин Общества
                им. А. И. Куинджи.  Среди 73 участников –
    М. И. Авилов, И. И. Бродский, Р. М. Габе, И. В. Крестовский, 
    В. А. Кузнецов, А. М. Любимов, Ю. М. Непринцев, М. Г. Платунов,
    А. А. Рылов, В. Е. Савинский, И. П. Степашкин,  Г. М. Турандин и другие.

                *   *   *
   В 1929 году – В США в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте.
        экспонировалась выставка «Современное и прикладное искусство Советской России».

                *  *  *  *  *
    Ну а жителям "Сокола", хотя среди них было немало художников, было не до
   выставки в Нью-Йорке. Их туда, как понимает мой читатель никто не приглашал.
   Были летние месяцы и очень много дел на своих участках в самом поселке 
 
     Среди них было не мало агрономов и садоводов. Благодаря им имелась 
         возможность разводить новые сорта фруктов, овощей и цветов.

   По существу плодородной земли на этой территории не было. Был только
   верхний небольшой слой лесного дерна, под ним на две четверти глина, а
   дальше, на глубину в сорок-пятьдесят метров — чистейший строительный
   песок. Первые три-четыре года, когда водопровода еще не было, по всему
   "Соколу" были вырыты артезианские колодцы на сорокаметровую глубину и   
   получена родниковая, холодная, изумительно вкусная вода.

   Но в таких условиях, без водопровода, и реки рядом, полив садов и огородов
                был большой проблемой.

   Каждый участок получал свою порцию воды для поливки в день из артезианских
   скважин. У Михаила Ивановича, по его воспоминаниям, вечерняя норма была 100 
   ведер.  Скважина была на расстоянии примерно 300 метров от его дома.
   Вот он и проделывал этот путь туда и обратно 50 раз с двумя ведрами. 

               
   В то время за станцией Серебряный Бор были расположены лагеря и конюшни 
   кавалерийских частей и военные снабжали живущих в «Соколе» навозом, по
   цене за пароконную телегу — пачка папирос. У каждого застройщика, рядом с 
   садом лежала гора навоза для перегноя, из которого через два-три года,
   путем «научных» манипуляций с дерном, глиной, еловой хвоей и торфом,
   образовывался плодороднейший чернозем до аршина глубины.

       В результате со временем в "Соколе" были прекрасные сады и цветники.
      
   Однажды, правда немного позже, через 10 лет, в 1939 году, весной, в разгар
   строительства Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки в Останкино, где
   создавались показательные сады всяких пород и культур, произошел такой случай:

   к Михаилу Ивановичу приехали с выставки люди, узнав, что у него в саду есть
  несколько экземпляров особо интересных яблонь «Санинской китайки». Они просили
  продать их выставке для пересадки. Яблони были уже в цвету. Михаил Иванович 
  отказал, легко убедив их что из этой затеи ничего не выйдет. Яблони были 
  действительно интересные: живописная крона с красивыми по цвету и форме, 
  буквально облепляющими дерево, крупными плодами, кисло-сладкого вкуса, которые
  снимаются уже с началом заморозков, когда краснобокие яблоки уже налиты
  прозрачным янтарем. Во время цветения пересаживать такие деревья нельзя.

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ

   3 октября 1929 года был четверг – Великобритания восстанавливает
                дипломатические отношения с СССР.
                *   *   *
   6 октября 1929 года было воскресенье — в Ленинграде открывается первый в СССР
                кинотеатр звукового кино на 300 мест.

                *   *   *
  24 октября 1929 года был четверг — В США начинается Биржевой крах в «чёрный
     четверг» в полдень биржа закрывается и продолжается в «чёрный понедельник»
     28 октября,  сразу после открытия биржи, и в «чёрный вторник» 29 октября.
     Начинается мировой экономический кризис 1929—1933 гг. «Великая депрессия»)               
                *   *   *
      В ноябре 1929 года – в Ленинграде в клубе завода «Красный Треугольник»
   открылась « Выставка картин и скульптуры Общества « Круг художников ».
   Среди 41 работы 25 авторов экспонировались произведения:  В. В. Пакулина,
   А. Ф. Пахомова, Д. Е. Загоскин, М. А. Федоричевой, А. С. Ведерникова,
   В. В. Купцова, М. Ф. Вербова, А. П. Почтенного, Н. С. Могилевского,
   П. А. Осолодкова, Г. Н. Траугота и других художников
               
                *   *   *
   17 ноября 1929 года было воскресенье – пленум ЦК ВКП(б) вывел из состава
        Политбюро Николая Бухарина как «застрельщика и руководителя правых
                капитулянтов». 

     (Сталин начинает окончательную расчистку поля своей единоличной власти)

                *   *   *
   21 ноября 1929 года был четверг – в СССР принят «закон о невозвращенцах».
        ЦИК СССР принимает «закон о невозвращенцах», объявляющий отказ
                вернуться в страну государственной изменой.

                *   *   *
    15—25 декабря 1929 года – в СССР торжественно отмечалось пятидесятилетие
     Иосифа Сталина. Торжественные мероприятия проходили по всей стране.


                *   *   *
   27 декабря 1929 года была пятница — И. В. Сталин провозгласил политику
                «ликвидации кулачества как класса».
       В речи на конференции аграрников-марксистов «К вопросам аграрной
      политики в СССР» он, в частности, сказал: «…Надо признать, что за
      нашими практическими успехами не поспевает теоретическая мысль».


                *   *   *
      На экранах страны демонстрировались новые фильмы, среди которых были:
 
     — « Обломок империи » режиссер Фридрих Эрмлер.
     — « Генеральная Линия » (Старое и Новое)» реж. С. Эйзенштейн и Г. Александров
     — « Турксиб » режиссер Виктор Турин
     — « Человек с киноаппаратом » режиссер. Дзига Вертов).

                *   *   *
  В США Академия кинематографических искусств и наук впервые присуждает свои
      призы — позолоченную статуэтку, известную под именем «Оскар» в помещении
     "Рузвельт готель" на Голливуд бульваре. (по итогам сезона 1927—1928 гг.)
               
                *   *   *
                Среди литературных произведений увидевших свет были:

   « Маракотова бездна » (англ. The Maracot Deep) — роман А. Конан Дойля.
   « На западном фронте без перемен » - роман Эриха Марии Ремарка.
   « Прощай, оружие! » (англ. A Farewell to Arms) — роман Эрнеста Хэмингуэя;
   « Сарторис » — роман Уильяма Фолкнера;
   « Тайна семи циферблатов » — роман Агаты Кристи;
   « Человек, потерявший лицо » — роман Александра Беляева;
   « Золотая гора » — рассказ Александра Беляева;
   « Легко ли быть раком » — рассказ Александра Беляева;
   « Партнёры по преступлению » — сборник рассказов Агаты Кристи;
   « Светопреставление » — рассказ Александра Беляева;
   « Творимые легенды и апокрифы » — рассказ Александра Беляева;
   « Чёртова мельница » — рассказ Александра Беляева.

   в Новосибирске вышла книга «Завоевание межзвёздных пространств», в которой
   впервые представлены расчёты трассы, по которой через 40 лет американские
   астронавты полетят на Луну. Книга была напечатана в типографии Сибкрайсоюза
   тиражом 2 тысячи экземпляров. Её издал на свои средства, полученные за
               изобретения и рационализацию, А. И. Шаргей.
               
                *   *   *
 
   В Москве открылась «Выставка картин московских и ленинградских художников,   
     организованная к 25-летию художественной и педагогической деятельности
     проф. Д. Н. Кордовского». Среди 316 работ 51 автора экспонировались
     произведения Семёна Абугова, Николая Дормидонтова, Дмитрия Кардовского,
     Константина Рудакова, Александра Савинова и других художников.

   Ещё в этом году произошло кругосветное путешествие дирижабля «Граф Цеппелин».
 
   А во Франции группой художников и деятелей искусства был опубликован Второй
   Манифест сюрреализма. К группе художников - сюрреалистов присоединяется Сальвадор Дали.

                *  *  *  *  *   


 


Рецензии