Афганский дневник. Часть 9. Баграм июнь, июль 1984

1 июня 1984 г. Сегодня два раза снова летали на прикрытие Ан-30 у границы. Зарядка по 2 Р-13 и 2 Р-60. К счастью для «антона» и к нашему небольшому сожалению, воздушный противник так и не появился. Мы же с Витей, еще на земле составив план «боя» с размыканием на 180 градусов и по высоте ниже и выше Ан-30, «просидели» полчаса в подвижной зоне дежурства и привезли ракеты домой.
3 июня 1984 г. Перед отлетом нас используют по полной, летаем больше, да и явно лучше, чем истребители-бомбардировщики и разведчики. Ежедневно сейчас каждый летчик выполняет по 3-4 вылета, и если даже на завтра дают две цели, все равно летаем весь день по вызову. Вызывают, конечно, в первую очередь «веселых», быстрее нас никто не взлетит,  самые сложные цели тоже наши. «Лечь на замену» в последний месяц у нас совсем не получается!  Операция так и не закончена, войска уже более двух месяцев в горах, мы же сейчас снова воюем в тех местах, что и в апреле.
Сегодня под мудрым руководством Виталия завершил приятную работу рисования карт на перелет домой, любуюсь произведением штурманского искусства.
5 июня 1984 г. Представился случай более громко продемонстрировать пехоте разнообразие наших тактических приемов – цель как раз оказалась недалеко от штаба 108 мсд.  Начинаем удар приглашением к просмотру путем прохода над штабом на малой высоте. Далее роспуск в разные стороны, одна пара демонстративно уходит вверх, мы с Витей после разворота на 270; на малой высоте,  атакуем цель с боевого разворота. Ввод в маневр конечно на форсаже, и, естественно, над штабом дивизии. Сразу после нашей атаки атакует цель вторая пара сверху, после пуска С-24  скрываясь из глаз, уходя вниз. Теперь мы выполняем петлю с поворотом, опять проходя на вводе  через штаб на высоте 100м. После пусков уходим вверх, а вторая атакует с другого направления с боевого разворота. Завершаем удар огнем из пушки, немного присыпав территорию в окрестностях штаба стрелянными гильзами. После посадки сразу прикатил Иван Федорович. Улыбается, понравилось, хорошо, но больше так не шумите и с бомбами над штабом не летайте.
Тыл зачем-то привез нам зажигательные бомбы ЗАБ-500В. Теперь на спарке иногда вешаю иногда эти бомбы. При прямом попадании термитный заряд выжигает внутри все, но надо ведь еще попасть, обычные бомбы, конечно, эффективнее.
6 июня  1984 г.  В суете боевых будней майский  случай с выруливанием вертолета на ВПП без разрешения быстро забылся. Эскадрилью вертушек из Джелалабада заменили другой. Информационные сборники не печатались – не до того!  Утром запускаем звеном на удар. Впереди нашего звена катит афганская спарка МиГ-21. Ветер еще не поднялся, над аэродромом снова облако пыли. Первая РД в Баграме выходит на ВПП  в 150 м от ее начала. Полосы 3000 м  для взлета вполне хватает, и летчики, вырулив на полосу, не возвращаясь к ее началу, сразу повернули на взлет. Форсаж, разбег, спарка вошла в пыль и за мгновение до отрыва рассыпалась над полосой огненным шлейфом! Опять Ми-8 без разрешения выручил на полосу, но на этот раз скорости взлетающим не хватило, и спарка врубилась в балку вертолета. Экипаж вертушки отделался шоком и потерей винтокрылой техники, а вот истребителям не повезло – их рассеяло по полосе на километр  (инструктор был наш, советник заместителя командира эскадрильи Сергей Песков).
8 июня  1984 г. Разменял полтысячи вылетов. Сегодня выпала возможность применить ЗБ-500Ш всей группой. Летим на поддержку нашего подразделения, продвигающегося вверх по ответвлению Панджшерского ущелья.  Время удара и ширина ущелья позволяют зайти звеном – ЗБ-500Ш вешаем на всю подготавливаемую к вылету четверку. После взлета связываюсь с наводчиком, он уточняет координаты, прошу обозначить передний край. Вот и нужное ответвление, входим звеном со снижением в ущелье. Высота около 100 метров, наши войска резво обозначают себя розовыми дымами – выношу точку прицеливания от них немного вперед. Вся группа с небольшим превышением «сосет» крыло.
- Приготовились,...сброс!
В перископ вижу кувыркание сброшенных баков, за доли секунды ведомые тоже освобождаются от груза. Ущелье в огне и черном дыму – 4 тонны напалма разбрасывает на километр. В эфире восторженный рев ошалевшего наводчика и довольное мурлыкание Виталия. Как стало позднее известно, сопротивление духов в этом месте полностью прекратилось, а наши без потерь  заняли ущелье.
11 июня 1984 г. Ночи становятся все короче, сегодня рассвет в 4-30, в 4-20 был уже в воздухе. День принес «приятную» новость – наши заменщики задерживаются на месяц, неожиданно перед отлетом обнаружилась важная необходимость доработок их машущей крыльями техники. Года подготовки не хватило, теперь вместо обещанных четырех дней, ждать нам замены еще больше месяца!
 Уже довольно жарковато, днем 35 – обычная температура, к тому же начался сезон ветров, днем после обеда дует до 30 м/с. Если надо, мы летаем при любом ветре, болтает конечно сильно, да и при бомбометании надо вводить большие поправки. Интересно, что этот северо-западный ветер дует так только в начале нашей долины  южнее гор. Это бора, когда холодный воздух при спуске с горы, резко увеличивает скорость. 
12 июня 1984 г. Чувствуется явное желание армейского и окружного руководства задержать нас подольше, дело в качестве нашей работы и в том, что совершенно неизвестно, как поведут здесь самолеты МиГ-23. Уж «слалом» по ущельям, они точно крутить не смогут.
Сегодня отметили все отложенные по причине загруженности и предполагаемого скорого отлета домой даты и награды – новость о переносе сроков возвращения сделала свое дело. Ощущается, что все устали, нагрузка последних месяцев вызывает какую-то апатию. Особенно ощущается это по переносимости перегрузок. Давно уже заметил, что переносимость перегрузок с усталостью снижается, если обычно на пилотаже темнеет в глазах при длительной  шестерке с половиной, то после отдыха тягаешь самолет с перегрузками за 7, удивленно смотря потом на акселерометр и расшифровку пленки САРПП. Устали не только мы, но и самолеты, на некоторых из них уже выработан ресурс пушечных стволов. Сегодня обратил внимание на сильное рассеивание при стрельбе, а в следующем полете снаряд вообще срезал один лепесток передней антенны СРЗО, это градусов пять от оси ствола. На этом самолете больше из пушки стрелять нельзя, запасных стволов для замены уже нет. 
15 июня 1984 г. У нас еще одна потеря, к счастью, только самолета. Утром при ударе по цели в районе аэродрома сбили капитана А.Гордиюк. Я взлетел раньше, а когда сел, летчик, катапультировавшись, был уже на аэродроме, подобрали его через 3 минуты после приземления. По рассказу летчика на выводе почувствовал резкие броски по крену и катапультировался. Хорошо, что все обошлось, а железо оно хоть и одухотворенное и летающее, но все равно раньше или позже пойдет на слом.
20 июня 1984 г. Еще одно повреждение самолета, на этот раз на земле. Техник по вооружению, вынимая заклинивший снаряд из снятой пушки, направил ее в «безопасную» от стоянки сторону. Сторона эта прошла как раз через крыло самолета, пушка, естественно, выстрелила, и снаряд пробил законцовку крыла. Осмотр в ТЭЧ, к счастью, показал возможность быстрого полевого ремонта, крыло заклепали заплаткой, назавтра самолет был в строю. Это конечно мелочь, по сравнению с тем, что произвели наши предшественники из 27 иап, запустившие на стоянке пару С-24. Залатанные новым кирпичом дырки от них до сих пор видны на стене афганской ТЭЧ.
21 июня 1984 г. По поводу сроков прилета наших заменщиков ходят самые разнообразные слухи. В связи с тем, что доработки, которые не успели сделать за год, выполняются представителями промышленности, вполне вероятно, что месяцем дело не ограничится.
26 июня 1984 г. Напряжение нашего использования не снижается, утром  успел сделать четыре вылета на боевом самолете. Уже давно перестал расписывать в летной книжке каждый полет. Вот и сегодня записал «МиГ-21 бис, День, Боевые вылеты. Удары звена по н/ц. 8ФАБ-250, 8С-24, ГШ. 4 полета. 1 час 58 минут».
Пишу в послеобеденном затишьи, сидим на очередной «политической сходке» под названием партактив, важная тема про борьбу с бациллами и эпидемиями «спущена сверху». Бедный доктор Володя Чечнев отбивается от вопросов старшего штурмана об оптимальных дозах спиртного для профилактики разных болезней и возможности передачи гепатита половым путем.
28 июня 1984 г. По-прежнему мы на подхвате. Летаем раза в два больше остальных, хотя мы истребители, и «долбить» землю – не наше основное предназначение.
Сегодня нам торжественно пообещали, что прилет наших заменщиков произойдет не позднее 15 июля. Чувствуется общая усталость, но наша усталость – ничто по сравнению с состоянием пехоты. Недели лазания по горам, с оружием, боеприпасами, продуктами, водой, под огнем, по минам. Днем жара, ночью холод, редкий отдых на день-два.
Правда есть среди нас и такие профессии, для кого вообще не жизнь, а малина!

2 июля 1984 г. В субботу справили свадьбу Юры Кожушкина, со второй попытки все же зарегистрировали брак в Кабульском консульстве, счастливый итог походно-полевого романа. Потом был день части и немаловажный этап начала нового месяца. Этапов много, изменений мало. Вчера прилетели знакомые летчики 145 иап из Кокайдов, пригнали афганцам восемь бисов, говорят, что наши заменщики уже сидят в Чирчике. Проверили эту новость по двум каналам и получили противоречивые ответы.
Послали летчикам вторые представления на награды, но обычно их возвращают, негоже говорят за год получать сразу две награды, вне зависимости от результатов. Правда, знаю одного «героя», который «воюя» в политотделе ВВС армии, уже успел меньше, чем за год заработать два ордена.
14 июля 1984 г. Сегодня прямо над аэродромом загорелся Ми-6. Сначала небольшой дымок, резкое снижение, два парашюта, и завалившийся набок потерявший управление вертолет рухнул  за деревьями. На вертолете, несмотря на запрет перевозки людей, оказался еще один экипаж, в результате 12 погибших. Спаслись только двое,  второй летчик и штурман, командир не выпрыгнул, до конца стараясь спасти машину с людьми. Последнее время выдалось несчастливым для Ми-6,  6 июля потерян вертолет кандагарского полка, 11июля вблизи Бамиана упал Ми-6 из Кундуза.
К нам прибывает передовая команда 905 иап,  назавтра дана заявка на перелет летного эшелона.
15 июля 1984 г. Вот, наконец, летят наши заменщики на своих больших дымных  МиГ-23МЛ. Начинаются  приятные хлопоты подготовки к возвращению.  Пытаемся в полной мере передать летчикам свой опыт.
16 июля 1984 г. Пока наши заменщики готовятся, мы продолжаем выполнять свои задачи.
17 июля 1984 г. Провез на спарке по району и на удар штурмана и заместителя командира 905 иап. Их командир полка, правда, высказал свое неудовольствие, мол, как это летать на другом типе, как будто раньше они на МиГ-21 не летали. Заместитель командира подполковник Передера даже получил за полет втык от своего командира.
20 июля 1984 г. В течение последних пяти дней летали с полной нагрузкой, у меня получалось по 5-6 вылетов. Сегодня, после облета района проводим совместные удары. Напросился как мог, инкогнито на полет на их УБ. Удивили дикие скольжения при уборке и выпуске шасси, тяжесть ручки и неповоротливость самолета, особенно в поперечном отношении. Нет, в ущельях на нем не полетаешь.
Завтра завершаем боевые вылеты, 22 июля - день «передачи ключей», а 23 летим домой.


Рецензии