Краса ненаглядная. серия статей для журналов, кото

Краса ненаглядная.
(серия статей для журналов, которые никогда не были напечатаны)
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» - давно набившая оскомину, расхожая фраза, произносимая доктором Астровым в пьесе  А. П. Чехова «Дядя Ваня». Но мы, не можем с ней, не согласится, ибо она, полностью описывает состояние   Homo sapiens по отношению к себе и окружающим, что мы в просторечии называем красотой, а если по заумному – гармонией.  И эта, так называемая «гармония» с окружающим миром,  да и с самим собой, в конце концов,  манит и притягивает, точно магнит к эталону, будоража воображение.  К этому клише, хочется стремиться, или, в крайнем случае, подражать, копируя отдельные элементы.
 Мы не будем ограничиваться обсуждением лица, тела  или одежды. Мы обязательно заглянем в душу и прочитаем мысли, вынося на обсуждение всё, что касается понятий: добра, зла, чести, достоинства, несправедливости, равнодушия, высокомерия или чванства. Влияет ли  в наше, современное, перегруженное информацией и заботами время, здоровый образ жизни, фитнес, следование моде и стилю на восприятие вас, как эталона красоты.
В различные эпохи, отношение к стилю и моде было порой, чуть ли не взаимоисключающим. И то, что было на пике моды в одно время, через не такой уж большой промежуток времени, вызывало смех и порицание. Это касается не только одежды, это касается  нравов и привычек общества, морали и нравственности, поведенческих функций человека по отношению к обществу.
Кто как не греки и римляне, в до Христовую эпоху, поднаторели в изображении обнажённого человеческого тела, во всех его анатомических подробностях. Вспомните, хотя бы, не безызвестную, Венеру в различных её вариантах. И я вам, объективно заявляю, Венера Таврическая, явно плохо питалась, по сравнению с Венерой Каллипига или Венерой купающейся. Судя по всему, у тогдашних анималистов были разные прототипы или, если правильнее выразиться – натурщицы. Не позировали же им, в конце концов, сами богини, в разные периоды своей божественной жизни. Вот и лепили скульпторы божество с обычных земных женщин, придавая и приукрашивая свои творения, согласно своему вкусу и пристрастию, иногда вступая в конфронтацию с нормами тогдашней морали. А народец, глядя на эталон, созданный воображением и умелыми руками мастера, старался хотя бы соответствовать.
Фавн Барберини или пьяный сатир, настолько выразителен, что папа Урбан VIII, довольно долго хранил статую в своей, частной коллекции.  И это во времена бушующей инквизиции, сжигающей на кострах колдунов и ведьм; во времена, когда общество превозносило кротость, умеренность и целомудрие; да при нем судили великого Галилео Галилея. Вот уж, воистину «Красота - страшная сила». Со временем копии этой знаменитой скульптуры, разлетелись по всей матушке Европе, не оставив в стороне и Россию. Позолоченная копия этого великого творения находится в одном из гротов Петергофа. Почему именно в гроте? Возможно из ханжества, и так присущего человеческой натуре, фарисейства.
Наверняка, никто не будет оспаривать красоту Аполлона Бельведерского, иначе, откуда взялось бы выражение: «Красив, как Аполлон»; Давида, Дорифора, Геракла, Афродиты Книдской… да, в конце концов, Писающего мальчика, на протяжении четырёх веков, принародно справляющего свою нужду? А если кто имеет возразить, пусть первым  бросить в себя камень. И не надо делать мне нервы, их и без вас есть кому портить.
Продолжение следует…
 


Рецензии