Гимн... III. Маргарита Ивановна. Лысина

 
         Отступление первое. Трактат о плешеобразовании.

                С точки зрения Истории отрезок времени длиною пятьдесят лет – величина, которой можно пренебречь.  Можно, но не стоит. Ибо жить осталось не так уж много и прожить достаточное с точки зрения истории время, чтобы оценить произошедшее в 50-х - 80-х годах, явно не удастся.
                Поэтому автор доверится личным впечатлениям о том времени без малейшей претензии на исторические обобщения. А время то было очень   разное, очень противоречивое и, пусть простят меня ярые обличители пороков советской власти, которых сейчас не меньше, чем самих пороков, очень интересное.

                Прежде всего, всё было грандиозно и масштабно: был гигантской  мощи Железный занавес, наглухо отгородивший СССР от остального мира (куда там Великой Китайской стене!), были ГУ и прочие ЛАГи, располагавшиеся на территории нескольких Европ, в которых морилось количество зэков, равное населению стран Бенилюкса (или более того). Да, был государственный антисемитизм. Впрочем, почему только антисемитизм? Был и  античеченизм, антиингушетизм, антикрымскотатаризм…  Да, целые народы насильно и в мановение  ока переселялись, теряя при этом сотни тысяч жизней, на многие тысячи километров от обжитых предками мест… Да, не отдай Богу душу Отчим народов и по совместительству Светоч Коммунизма, быть не только на Ближнем, но и на Дальнем Востоке, альтернативному Еврейскому государству, окружённому не миллионами  злобствующих  мусульман, так тайгой и океаном…
Но и на свободе оставалось немало народу.Сочетание рабского труда в гулагах и подневольного на свободе давало потрясающие весь мир результаты – в течение считанных лет было поднято из пепла разорённое войной народное хозяйство. Как тогда казалось, perpetuum mobile  социалистической индустрии заработал во всю мощь, в основном, правда, для «оборонных» целей. Заносчивые американцы и затюканная Европа, раскрыв рты от изумления и легкого испуга, наблюдали за тем, как в космос устремились  посторонние предметы, за ними – собаки, за собаками – люди…

          ... Росли грибы ядерных (не каких-то там атомных!) взрывов на просторных полигонах Родины… А Сталинский план преобразования природы?! Дух захватывало от величия и масштабов генерального наступления на Природу! Слава Богу, сибирские реки не были развёрнуты и не потекли вспять! К несчастью, многие лесные массивы, заливные луга, посёлки и города опустились на дно искусственных  морей, вода в которых уже десятилетиями киснет, меняя до неузнаваемости  климат в некогда благодатных краях.   Но стоят на пути у розы ветров снегозащитные полосы, удивительное произведение рук человеческих, созданные в гармонии с природой и десятилетия работающие на благо людей.
        Что бы там ни было, а благосостояние всей народной массы медленно и неуклонно росло, снижения цен совершались, подобно мерному ходу метронома, последовательно и в срок…
 
            ...А ведь как все хорошо начиналось! «Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой говорили  большевики, свершилась!» Весь мир насилья был разрушен до основанья, а затем был новый мир построен, при этом полсотни лет, кто был ничем, тот вдруг становился всем.
Грохнул выстрел «Авроры», начался штурм Зимнего: -« Эй, которые там временные, слазьте- кончилось ваше время!».
 Матрос Железняк объявил всенародно избранной Думе: - «Караул устал...», и этого оказалось достаточно для начала новой коммунистической эры. Царь был низложен, а его место по очереди стали занимать вожди пролетариата.

       Сначала победу праздновали убежденные и фанатичные большевики, вырубавшие на корню цвет государства Российского, а иными словами, «белую нечисть». Затем торжествовала компартийная бюрократия, последовательно уничтожавшая возомнивших о себе Бог весть что вершителей революции – старых большевиков, всякое там троцкистско-бухаринское и рыково-зиновьевское отродье.
Потом началась организованная вождем и учителем многолетняя охота-сафари, где на просторах одной шестой  земной тверди особи из семейства Homo Sapience , держа наперевес в одной руке  приравненные пролетарским поэтом к штыку перья и бумагу для доносов, а в другой- наганы, с переменным успехом гонялись друг за дружкой.

        Так один за другим канули в лагерную Лету остатки светлых голов России-матушки, «романтики революции», «кухаркины дети», затем элита, взлелеянная уже советской властью.После войны пришёл черёд талантливых выскочек, взращённых  войной и экстремальной обстановкой в стране. Одновременно с ними подвергались преследованиям, лагерным пыткам, уничтожению тысячи и тысячи людей, не принимавших никакого участия в политических интригах, главной и единственной виной которых было то, что они жили в это бурное время.
 
                Разоблачение культа личности вместо предполагаемого озонирования общественной атмосферы принесло ожесточённую схватку за  власть, а заодно и ликвидацию «сталинских соколов» - столпов железной структуры существующей системы.
                Как это выяснилось чуть позже, ожесточённые «вырубки» общества (сейчас бы их назвали «зачистки») привели к образованию проплешин, а в 70-х - 90-х и вовсе сплошной плеши союзной (российской, советской?) государственности.
                Справедливости ради надо сказать, что мельчание личностей в эти годы носило глобальный характер. И вправду, какие гении и монстры правили миром в 30-е – 40-вые годы! Мудрый президент Рузвельт, умнейший премьер Черчиль, кровавый фюрер Гитлер, отец фашизма Муссоллини, коварный вождь Сталин, китайский правитель Чан-Кай-Ши, японский микадо- всё это были люди, отмеченные печатью гениальности независимо от роли, которую  каждый из них сыграл в новейшей истории.

                После войны мода на выдающиеся личности пошла на спад-ещё оставался герой Франции решительный Де Голль, устоявший в катаклизмах мировой войны каудильо Франко. бесстрашный Тито, Великий кормчий Мао, но уже управляли странами –победителями невыразительные Гарри Трумэн и Антони Иден, крикливый Никита Хрущёв, не говоря уж о главах поверженных в прах Германии, Японии, Италии...
               В мире это происходило, потому что менялась роль и значение самого института государственности. Из вершителя человеческих судеб государство становилось порученцем общества, выполняющим за общество и для него необходимые функции.
                Существовавшие в мире тенденции ни в коей мере не относились к Советскому Союзу, где даже робкие попытки дать свободу хотя бы в экономической сфере (вспомним А.Косыгина  с его экономической реформой) жёстко пресекались партийной бюрократией. Эти годы и были началом «ползучей» контрреволюции – деградации власти, народного хозяйства, советской культуры, формирования « колосса на глиняных ногах». Мельчание добра  и зла, крушение прежних идеалов и принципов при отсутствии адекватной им замены делало всё происходящее в стране, жизнь людей неопределёнными, а зачастую и бессмысленными.

            Позже этот период назовут застоем. Идеологией, умами руководящей и направляющей силы общества, то есть компартии, заправлял «серый кардинал»  Суслов. Это серое «облако в штанах»  постепенно накрыло всю страну, создавая удушающую атмосферу для нормальных людей и среду обитания для безликих  мутантов…
          … Читатель, вероятно, уже давно задаётся справедливым вопросом: «К чему бы это автор приплёл свои дилетантские политические рассуждения?» Позвольте объясниться: автор искал исторические параллели тому, что происходило в эти же годы с предметом нашего исследования, то есть с Симкиной причёской. Отыскав с горем пополам эту параллель, вернёмся назад ко времени, о котором ведётся рассказ.


Рецензии