Как не ударить в грязь лицом?

    Как-то Сергей Худиев в своей лекции рассказывал о важном правиле христианской аскетики: никогда не считать себя обладающим какой-либо благодатью или достоинством. Об этом писали, ещё давно, Святые Отцы: человек, считающий себя, к примеру, смиренным, очень легко впадает в грех осуждения; человек, считающий себя целомудренным, быстро теряет это качество; человек, возомнивший себя мудрым, совершает глупости и, так далее… Господь попускает это для нашего вразумления.
   Вот подходящая к этому цитата из поучений Антония Великого:
«Не вменяй себе ничего, из невменяемости рождается смирение».
Невменяемость, по учению Отцов состоит в том, чтобы не признавать себя имеющим какую-либо добродетель и какое-либо достоинство. (Отечник свт. Игнатия Брянчанинова)

   Мне, лично, на собственном опыте много раз доводилось убеждаться в справедливости этого правила. Бывало, как только занесёшься, возомнишь себя «духовным», так незамедлительно попадёшь в какую-нибудь глупую и скверную историю. «Мордой в грязь», как говорится. – Вот характерный случай:
Помню, лет двенадцать назад, посетив, в очередной раз, памятные места Ксении Блаженной в Петербурге, я почувствовал себя преисполненным благодати. Все деньги свои я истратил на записочки и свечи, в кармане оставалась только бумажка в 1000 рублей, что в те времена было ещё крупной суммой. И вот, влетев в троллейбус с моих небесных высот, я протягиваю кондукторше эту тысячу и жду билетик. А она, с недоверием покрутив купюру, требует от меня мелочи. Я говорю, – нету у меня мелочи. – А она начинает честить меня, как жулика и безбилетника – дескать, знаем вас, таких, норовите с одной тыщей целый год бесплатно ездить! Идите, меняйте у пассажиров! – Люди начинают оборачиваться и приглядываться ко мне, а я сгораю от стыда, и не знаю, что делать. Наконец, какой-то грузин протягивает мне две пятисотки, но я почему-то отказываюсь и соскакиваю с троллейбуса. Оставшуюся дорогу иду пешком, остываю, и начинаю понимать, откуда это мне. – Вот, – говорю себе, – не заносись!

   Однако многим неверующим людям, судя по их поступкам, понимание этого аскетического правила видимо, не доступно. Ощутив себя на высоте какой-либо идеи, они начинают судить и осуждать окружающих людей. Сплошь и рядом, люди, пропагандирующие толерантность, отказывают в праве на существование своим оппонентам. Так же часто можно наблюдать, как защитники гражданских свобод или сексуальных меньшинств настойчиво навязывают свои пристрастия и убеждения тем людям, которые мыслят иначе, чем они, и готовы судебно преследовать несогласных. Возможно, у них нет критериев, по которым они могли бы адекватно оценить своё поведение. А может быть, не достаёт любви. – Потому что разум человеческий, опирающийся только на себя быстро теряет ощущение ценности другого человека, понимания, что все мы сотворены разными. И все мы нужны в этом мире…

Май 2018


Рецензии