Доверяй, но проверяй - 1
Когда-то сам генсек Л. Брежнев в своей, удостоенной государственной премии книжице, прямо сообщал, что, будучи учащимся, какого-то учебного заведения, подворовывал на погрузке-разгрузке продуктов. «А что? – наивно вопрошал верный ленинец, - все ведь брали. А мне против народа идти как-то и негоже». Следует, положа руку на сердце, признать: воровали на Руси издревле.
Великий гуманист А.М. Горький вообще высказал весьма продуктивную мысль, что воруют только у частного лица. «У государства не крадут, - убеждал инженер человеческих душ, - с государством делятся». И как можно возразить таким, берущим за сердце, словам? Никак. Нет нужных слов!
Почти половину своей жизни провёл за баранкой такси. Пришёл туда, как ни странно, с какими-то идеалами, думалось о высоком и чистом. Не часто, но всё-таки. Жизнь сразу же расставила всё по местам. Посадили на старый «корч» с пробегом около 300 000 км, который ломался, практически, ежедневно. Любой ремонт требовал денег, хотя начальство убеждало в обратном.
«Весь ремонт, - говорил мне кадровик с офицерским, как, почти, у любого кадровика страны, прошлым, - производится в автопарке. Свои слесаря, подъёмники, делают все работы». Он только не уточнил, что за все подобные блага, необходимо раскошеливаться лично. О размере зарплаты говорить всерьёз было просто несерьёзно.
А стоять на ремонте в расчёте на то, что слесаря почему-то снизойдут, тоже бессмысленно. Получался замкнутый круг: не выезжаешь – не зарабатываешь. Чтобы выехать, надо достать из кармана купюру-другую. В зависимости от объёма работ. И большинство таксистов органически вписывались в сонм своих коллег, которые выезжали на линию с лозунгом: «Да, план везти надо, куда тут деться, меня ведь и на машину государственную посадили, и бензином заправили.
Но главное о себе не забыть». Приёмов не забывания имелось достаточное количество. И езда «стояка», когда не включался счётчик при наличии пассажира, и заламывание несусветных цен за доставку из пункта «А» в пункт «Б», и замена шестерёнки привода счётчика от коробки передач. В этом случае счётный механизм показывал, чуть ли не в два раза больше, чем в действительности. Очень модным считался следующий приём.
Когда мы работали с односменными путевыми листами, напарники договаривались о следующем: делали ошибку на тысячу километров в сторону понижения общего показателя спидометра. А потом выкатывали эти километры на себя. Как-то выезжал на подмену. Хозяин машины по прозвищу «Хусаинов» (был такой футболист в московском Спартаке) мне и говорит перед выездом: «Работай до упора.
Сколько сможешь. Показатели счётчика не совпадают с общим пробегом на спидометре. Но 26,40 рэ (план сменной выручки в те годы) привезти надо обязательно. Хоть лопни»! Беспокоился человек о плане, надо отметить. Конечно, при контроле на линии или при проверке на выезде сразу же всплывал обман. Но здесь начиналась работа с контролем. Настоящая. Откупались любой ценой. Лишь бы не привезти в таксопарк запись о подобном нарушении. Наказывали за подобное в автохозяйствах довольно жёстко. А потом ввели месячные путевые листы, и эта лафа закончилась.
Контролировали водителей такси все, кому не лень. И штатные контролёры, и милиция, которая не прочь, была сорвать свой навар с нарушителей правил эксплуатации. Вылавливали выезжавших за город без отметки диспетчера, искали блох в техсостоянии машины. Здесь просто душу вынимали. А отыщите самую исправную машину, к которой нельзя было придраться?
На крайний случай в запасе у автоинспектора имелись такие сногсшибательные аргументы, как неукомплектованная аптечка или старый, не фурычащий, огнетушитель. Мы, в общем-то, воспринимали подобное, как неизбежную дань обстоятельствам. Попался за дело – значит, плохо сработал, допустил брак. Иногда шустрили работники министерства транспорта и городского управления пассажирских перевозок.
От этих троечкой или пятёркой отбиться было невозможно. Однажды подъехал я к остановке такси «Бессарабка». Остановился со стороны ул. Крещатик. Подхожу к томящейся очереди и спрашиваю, есть ли кто в сторону парка. Заменил запаску, и надо было ехать на ремонт. Пассажиры знали о таком, особенно не возмущались. Когда неожиданно появляется в поле зрения дама средних лет и приказческим голосом требует путевой лист.
Валентина Алексеевна Гуслякова, труженица городского управления. Открываю багажник, где лежит спущенный скат, демонстрирую, но тщетно. А рядом мается по тем же делам наш водила. Не помню фамилию. Не то Цимберг, не то Цфасман. Но полновесный аид. На мою голову на груди у него значок ударника комтруда. Где он его отрыл только? Гуслякова с нарочитым акцентом стыдит передовика. «Вот вы значок нацепили, а сами»…
Я дрогнул. «А чего это вы к нему придираетесь? Вы что: вручали ему этот значок? Ваше дело зафиксировать нарушение и всё»! В такие минуты для меня не существовало авторитетов. Гуслякова тут же забыла о Цимберге, и весь свой раж направила в мою сторону. «Ты у нас сейчас попляшешь» – пообещала она. «Ага, - продолжил я, также переходя на «ты», - ты сыграешь, а я попляшу. Гнида»!
В парке меня уже встречал на воротах замдиректора по эксплуатации, Михайлов. «Что там у вас с Гусляковой произошло»? «Вот спущенный скат. Не порожняк же гнать в парк. Хотел кого-то подобрать. На план что-то положить». Может, если бы я не дал ей окончательную оценку, то дело как-то спустили на тормозах. Но. Дама лично контролировала мою таксистскую судьбу. Мне воткнули три месяца хозработ. Когда она приезжала в наше хозяйство, то её первый вопрос был: «Подорожный в резерве»? И потом, узнав, что в резерве, она начинала свои дела.
Мы искали разнообразные методы в борьбе с контролем. Конечно, самый лучший: ткнуть купюру и отбиться от записи в путевой лист. Но бывали случаи, когда явно нарушали наш талмуд сами контролёры. А здесь платить просто обидно. Да и денег жалко, по большому счёту. Я со временем выработал некую стратегию, которая помогала проскочить неприятность. И с контролем, и с гаишниками. Обычно эти парни, чувствуя зависимость водителей от них, нередко вели себя неверно.
Хамили, тыкали и пр. А я только ждал такого. Как-то несусь с явным превышением скорости по улице Красноармейской. Тормозит молодой автоинспектор, и первые его слова: «Куда ты летишь»!? Я аж заулыбался внутренне. Клиент готов. «Товарищ инспектор, - вежливо начал я, - Вас на разводе учат тыкать седоголовым водителям, или Вы по личной инициативе так обращаетесь ко мне»? Он буквально «сменился с лица».
А я к тому же остановился так, чтобы он подошёл к машине, и нашу душещипательную беседу могли послушать пассажиры. «Да, - продолжил я, - виноват, нарушил. Но как-то не совсем получается вежливо». Гаишник явно затосковал. Какие мысли крутились в его голове обо мне, своей невыдержанности, возможных втыках от начальства за грубость, известно только ему. «Езжайте и старайтесь больше не нарушать», - в отчаянии разрешил он. «Никогда в жизни», - соврал я страстно, - в последний раз в жизни превышаю скорость». Он только рукой махнул.
В 1980 году нам выдали униформу. К Олимпиаде в Москве. Одну из подгрупп в Киеве играли футболисты. Из чего шилась форма, известно одному Всевышнему. Паркий костюмчик, синяя сорочка, галстук и кашкет с высокой тульей. Для водителя в городских условиях хуже не придумаешь. Особенно досаждали набивные или вставные плечики на пиджаках, галстук-удавка и кашкет. На русском языке: фуражка.
А контролёры писали рапорта за не застегнутую верхнюю пуговицу сорочки(!?). Водители, как могли, выкручивались. Выезжали из парка в форме, а за воротами переодевались. В джинсы, спортивные брюки, но пиджак должен был быть. Выглядывать из машины. Я рисковал тем, что надевал лёгенькую курточку синего, как у нашей формы, цвета. Не давила на плечи, не мешала рулить.
Но вот на той же стоянке «Бессарабка», где, кстати, имелся в наличии диспетчер, подходит ко мне легконогий чувачок и просит предъявить путевой лист. Одет, как Бог послал. Какие-то красные портки, серенькая куртка и рубашонка. «Запишу в путёвочку нарушение формы», - объявил он. Ну, что поделать? Ведь нарушил. А главное – попался. Вписав строчки о моём проколе, контролёр, не спеша, пошёл в сторону диспетчерской.
Я поглядел ему вслед. И вдруг меня осенило. «Подойдите сюда, - промолвил я скрипучим голосом, которым обычно беседовал с нарушителями спортивных правил. В качестве арбитра по теннису. - А во что это Вы одеты при исполнении? Будьте добры, предъявите Ваше удостоверение. Сразу же еду в наше управление пассажирских перевозок, и пусть они сами разбираются». Фирма размещалась на Красноармейской, 15. Рядышком. Всего-то один квартал.
И снова интенсивное изменение цвета лица. Не было у него аусвайса при себе. «Ну, всё, - приободрил я нарушителя должностной инструкции, - они Вас и уроют за подобные выбрыки. Они такое любят. И авторитетов здесь не наблюдается». Мы оба отлично понимали ситуацию. На нашу беседу вышла диспетчерша. Очень немолодая дама. И я её, и она меня прекрасно знали, хотя особой дружбы не наблюдалось.
Узнав, в чём дело, она отогнала контролёра в сторону. «Давай тушить пожар, - предложила диспетчерша, - ты же меня знаешь. Я не обману». «Никаких проблем, - сказал я с облегчением, - пусть аннулирует запись, и концы в воду. Я зла не держу». Запись аннулировали. Ни в коем случае не строю из себя козырного. Я нарушил и должен был отвечать. Но ведь и с той стороны не всё правильно было.
Но вот, что интересно. Работали в киевских таксопарках, о других городах не в курсе дела, но думаю, и там находились такие энтузиасты, т.н. общественные контролёры. Об одном из них вспомнилось. Фамилия у борца с нарушениями правил эксплуатации была Бреус. Имени не знаю. Сам он работал таксистом во втором или третьем киевском таксопарке.
Имел весьма импозантный внешний вид. «Тянул, - как высказался однажды один наш водитель, - на начальника колоны или старшего кладовщика». А названные должности те ещё синекуры. И власть, и живая копейка в кармане, и «уважение» коллектива. А как же? Прямая зависимость рядового народа. Бреус прекрасно, как говорится: изнутри, знал все таксистским прибамбасы, уловки, маленькие и большие хитрости.
Кто и где стоит на фильтре (подборе выгодных пассажиров с заламыванием несусветных цен за проезд), тщательно проверял счётную аппаратуру, искал «оттяжки», сорванные пломбы и пр. «Оттяжка» – плод рационализаторской мысли водителей. Хоть госпремию или «Нобеля» вручай! На тросике привода спидометра спиливался на пару сантиметров металлический кончик, который вставлялся в щиток приборов, а конкретно, в спидометр.
Изготавливалась оттяжка в форме рогатки. При нужде водитель оттягивал трос и упирал его в рогатку. Всё! Километры пробега не фиксировались. Работай на себя. В случае контроля таксист лез рукой под щиток и быстренько снимал приспособление. Подпиленный кончик троса вскакивал на место. Всё работает. Все довольны. Но вернусь к Бреусу. Он настолько осточертел и таксистам, и, в особенности, начальству, что последнее отстранило его от проверок. Но не тут-то было. Вошедший в раж общественник, многим ещё портил кровь.
Но концовка его потуг была не совсем ожидаемой. Некоторые даже распахнули рты. Пришла на него жалоба за грубый обсчёт, отказ в обслуживании. Бреус что-то пытался доказать, писал в вышестоящие инстанции, выхватывал из кармана партбилет, но…Факт на лицо. Если он ещё жив, то где-то на Брайтоне рассказывает своим землякам о славных деяниях на ниве контроля и проверок на линии. И прекрасно. Всё проходит, всё забывается в этой бренной юдоли.
19-20.04.08. Ян Подорожный. Любек.
Свидетельство о публикации №218051600833
такой далёкой от моего опыта.
Да, миллион анекдотов, как воровали. т.е. брали у государства.))
И все структуры контроля мнили себя богами.
Но с первой фразой согласиться никак не могу.
"Вся система родной совковии
строилась на махровом недоверии".
Такого недоверия, как сейчас и присниться не могло.
В магазинах (все эти акции, скидки), на рынке, в поликлиниках...
Каждому не надувшему тебя так и хочется сказать спасибо.
О большом вранье уж сказано-пересказано.
Всё в этом мире относительно.....)).
Но за откровенные записки спасибо.
С добром,
Дина Иванова 2 16.05.2018 15:24 Заявить о нарушении
Те же мысли и у меня.
Но...те недостатки плавно перетекли в нынешнее и приобрели ещё более гротескные формы и размеры.
Аппетит приходит во время еды.
И мы НИЧЕМ этому помочь не в силах, увы.
Вот стараюсь вести себя в рамках приличий, а вижу удивлённые взгляды со стороны.
И сам...удивляюсь.)
Спасибо за отзыв!
Кланяюсь.
Ян Подорожный 16.05.2018 21:52 Заявить о нарушении