Композиция Вознесения на авории начала V века

Фото: Аворий «Воскресение и Вознесение Христа» (ок. 400) в cобрании Баварского Национального музея (Мюнхен). Фото: Андреас Прэфке (Andreas Praefcke)


                Oн быв вознесен десницею Божиею...
                (Деян. 2: 32–33)

О Вознесении Господнем рассказывают Евангелие от Луки (Лк 24. 50–51), Деяния святых апостолов (Деян 1. 9–11) и Евангелие от Марка (Мк 16. 19). Они являются  главными источники иконографии Вознесения.  В IV веке Вознесение Господне  стало отдельным христианском праздником, отмечаемым на сороковой день после Пасхи. Композиция евангельского события о Вознесении Плоти Христовой на небеса представлена на  некоторых памятниках раннехристианской эпохи. Самое древнее дошедшее до нас  изображение Вознесения находится в зале христианского искусства, что  в Баварском Национальном музее в Мюнхене – это аворий  из слоновой кости, изготовленный ок. 400 г. в Италии (Риме). Некоторые искусствоведы склоняются к  мнению, что местом изготовления авория могли  быть  также Равенна или Милан.

Неизвестный резчик мастерски объединил в небольшом прямоугольном пространстве (18,7 x 11,5 cм) сразу две евангельские сцены, иллюстрирующие Воскресение и Вознесение Господни (1, c. 84). Этот исполненный раннехристианской символики аворий научные сотрудники мюнхенского музея называют «Воскресением и Вознесением Христа (Auferstehung und Himmelfahrt Christi)».

В справочной литературе этот древний памятник христианского искусства  называют "Вознесением Господним" (Ascensio Domini).  Информация в музейной витрине Мюнхена сообщает посетителю еще один вариант названия: "Жены-мироносицы у Гроба Господня и Вознесение Господне".

Мюнхенский aворий известен среди немецких искусствоведов и как "Reidersche Tafel" (Райдерская плакетка), названный так по имени краеведа и коллекционера Мартина фон Райдера (1793 – 1862) из баварского Бамберга. Вероятно, по этой причине в России этот аворий называют "Бамбергским", однако такое его название отсутствует в Германии.

Сохранились сведения, что этот рельеф c его белым цветом и благородным блеском слоновой кости, ассоциируемых с чистотой и светом, когда-то принадлежал императору Священной Римской империи с 962 года Оттону I Великому (912–973) и был частью алтаря в императорском дворе Магдебурга. На углах авория видны четыре отверстия для гвоздей, вероятно, эта плакетка являлась средним звеном cостоящего из пяти частей диптиха (1, c. 84). В чьем владении находился этот аворий до середины XIX века, история умалчивает. На обратной его стороне сохранилась лишь сделанная карандашом запись о том, что 13 сентября 1832 года этот шедевр был предметом религиозного искусства и продавался на аукционе в Германии. Из других источников известно, что он находился у некоего антиквара во Фрайберге. В 1860 года этот рельеф попал в антикварную коллекцию Мартина фон Райдера и приблизительно в это же время стал достоянием Баварского Национального музея.

Стилистическая трактовка и композиция изображения Вознесения на авории символичны для развивающегося раннехристианского искусства итальянских мастеров, использовавших в своем творчестве старые формы и традиции античного и эллинистического искусства. Представленный на авории иконографический вариант композиции сразу двух евангельских событий может показаться современному человеку непривычным, а его образы – неканоничными и совсем не традиционными для Православия. Идентификация изображенных на авории сцен является непростой задачей, о чем свидетельствуют различные трактовки композиции некоторыми учеными-византинистами.

Так, в нижней половине регистра присутствует сцена пришествия пасхальным утром жен-мироносиц ко Гробу Господню и их встреча с бескрылым ангелом, как это было характерно для изображения Пасхи в западном искусстве до XII столетия. Поднятую руку ангела с двумя прямыми пальцами, по мнению искусствоведов, можно трактовать как   диалог ангела  с тремя святыми женами.

На древних произведениях христианского искусства, посвященных Воскресению, никогда не изображался сам момент Воскресения Иисуса. Известный сюжет с образом воскресшего и выходящего из гроба Спасителя и держащего в руках знамя победы появился в западной традиции значительно позже.

На  мюнхенском авории изображен возведенный на фундаменте из камней Храм Гроба Господня. С левой  его стороны – римский стражник, держащий копье, напоминающее прободение Христа после Его распятия.  Справа от храма  застыл в позе покаяния и молитвы один из последователей Христа.

Храм Гроба Господня напоминает своими формами античный мавзолей или толос –  культовое круглое сооружение с наружными колоннами греческой эпохи. Возвышающее над гробницей крепкое оливковое дерево с плодами на его ветвях, которыми питаются две птицы, аллегорически обозначает Гроб Господень как целительное, спасительное и жизнеутверждающее для человечества место.

Формально язык этого раннехристианского произведения отвечал времени классицизма правителя династии Западной Римской империи Феодосия I Великого (378 – 395), o чем сообщается на сайте Баварского Национального музея. Основная сцена Вознесения с Образом возносящегося или восходящего по ступенчатой горе  Спасителя после сорокового после Пасхи дня вписана мастером в правом верхнем сегменте авория. Если для нас традиционным является   изображение Вознесения, где возносящийся в небо Христос изображен в славе и торжестве, а весь Его Образ заключен в мандорлу, то на мюнхенском авории представлен совсем другой иконографический тип.

Окончание земного служения Христа и восхождения Его во плоти на небо неизвестный мастер подчеркнул на авории образом молодого, с короткой прической и безбородого Иисуса Христа, одетого в римскую тунику. Со свитком в левой руке Он торжественно и легкой широкой поступью поднимается к вершине Елеонской горы. Здесь уместно напомнить, что латинское слово «ascensus» (см.: «Ascensio Domini» – «Вознесение Господне») в переводе на русский означает «подъем», «восхождение».

Над Елеонской горою и фигурой Христа из густого облака, символизирующего небесную сферу и духовное Небо, простирается длань Божия. Она крепко держит десницу Иисуса. Еще миг – Христос начнет возноситься «и облако скроет Его из виду». Вероятно, свидетелями сцены восхождения Бога-Сына к Богу-Отцу, по замыслу неизвестного автора, были не «два поверженных ниц римских стража», a два  ученика Господа, к которым  Он неоднократно являлся после Своего Воскресения из мертвых, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, а теперь – и Вознесения на небеса.

Композиция  Вознесения, по мнению искусствоведов, почти дословно иллюстрирует именно  тот текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится следующее: "Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…" (Деян. 2: 32–33). Лик восходящего на Елеонскую гору Христа  мастер  показал в профиль и с нимбом над головой. Это еще раз подтверждает выводы  историков Церкви о том, что нимбы встречаются в христианских изображениях уже в IV в., причем, первоначально они появляются именно в композиции Вознесения Спасителя.

На авории неизвестный мастер изобразил Лик Христа именно в той манере, какая была ему наиболее близка и соответствовала его эпохe и характерным особенностям раннехристианского искусства. Похожий Образ безбородого, с короткими волосами и одетого в римскую тунику Христа присутствует на одном из самом ранних (серединa II в.) рисунков воскрешения Лазаря.  Он находится в Греческой капелле Римских катакомб, а также на фресковом изображении Иисуса, датируемом 240-м годом и обнаруженном в античном городе Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии). Молодого Спасителя со свитком в левой руке и двух предстоящих учеников Христу можно  видеть и в позднеримской базилике Санта-Сабина, построенной в 422-32 гг. на вершине Авентина в Риме.
 
В  Баварском Национальном музее в Мюнхене хранится еще один аворий из слоновой кости – «Вознесение Христа» (ок. 800), поступивший в 1866 году из собрания баварских королей. Этот горизонтальной формы аворий, изготовленный, вероятно, на территории Cаксонской Швейцарии или Альпийском регионе, изображает Христа с распростертыми к руками.  По сторонам от Него изображены  лики 12-ти апостолов. В религиозном искусстве Западной Европы вариант иконографии Вознесения, где из небес к Иисусу простирается длань Божия, был  популярен на авориях вплоть до XIII столетия. Об этом свидетельствуют, например, лотарингский аворий конца Х-го в. из кельнского музея «Schn;tgen», а также фрагмент амвона из кости XII-го в. на тему Вознесения, изготовленного в Кельне и находящегося ныне в лондонском Музее Виктории и Альберта.

Композиция  Вознесения, но уже в более традиционном виде, присутствует и в триптихе небольшой иконы-пластины «Божия Матерь Одигитрия». Этот аворий из слоновой кости, датированный X веком и изготовленный в Византии, хранится в Епархиальном музее баварского города Фрайзинг.

… Возвращаясь к мюнхенскому аворию начала V века, обратимся к эпиграфу, предваряющему данный материал – «…Oн быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33). Это выражение, утверждают толкователи Библии из числа приемников А. Лопухина, допускает два равносильных и равнозначащих значения в том смысле, что «Бог воскресил Его от мертвых» и – «был вознесен, т. е. возвышен до седения одесную Отца в прославленной человеческой плоти». Подобные рассуждения, вероятно, и побудили немецких искусствоведов выбрать для мюнхенского авория наиболее подходящее для него название – «Воскресение и Вознесение Христа».


Литература.

Rom und Byzanz. Schatzkammerst;cke aus bayerischen Sammlungen. — M;nchen: Hirmer Verlag und Bayerisches Nationalmuseum, 1988

Bayerisches Nationalmuseum. Handbuch der kunst- und kulturgeschichten. Sammlungen. – M;nchen: Hirmer Verlag, 2008

Weniger M. Elfenbeine und figurliche Kleinplastik vor 1550. – См.: Das Bayerisches Nationalmuseum. 1855 – 2005. 150 Jahre Sammeln. Forschen. Ausstellen.–M;nchen: HirmerVerlag, 2005

Липатова С. Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси. – См. электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1361.htm

Нефедова Н. Иконы Вознесения Господня. – См. электронный ресурс: http://www.pravmir.ru/ikonografiya-vozneseniya/

Холодюк А. Христианские святыни Германии. От Ахена до Эберсберга. –Киев: ИД "АДЕФ-Украина", 2015.


Рецензии