Послесловие. 1

I
«В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог».
Никто не способен впустить кого-либо в мир своего «я», и в этом неизбежность и величие человеческого одиночества. Но Всевышний справедлив  к человеку, Он одарил его словом и письменностью, ведь в основе духовного мира – Слово, а самый простой способ донести его до других – записать. Вряд ли найдется что-то менее значительное, чем произнесённое слово, и более значительное, чем слово записанное.
Окружающий мир даёт человеку всё необходимое для существования, в том числе: способность к общению (при этом нельзя не отметит, что общаются звуками многие, а безмолвно – даже растения); орудия труда (которые используют не только высокоразвитые существа, а на некоторых птичек можно только изумляться!); память и трепетное отношение к предкам (что, впрочем, тоже нельзя отнести к прерогативе человека)... Но, пожалуй, единственное, что однозначно выделяет человека в живом мире – это письменность. Не случайно почерк накрепко связан с характером и индивидуальностью человека, а его идентификация «записана» в генах.
Только написанное слово может стать достоянием вечности. Язык – способ общения между людьми, письменность – с Богом. Письменность – самое абстрактное «изобретение» человека, ибо подглядеть в природе что-то похожее было невозможно, это и плод и движущая сила духовной энергии, это главный объединитель материи и сознания, плоти и духа, человека и Бога… Письменность – это ухищрение Вечности по сохранению самоё себя, это язык Духа, проявление души человечества и способ постижения мира и Бога. Долго живёт только тот язык, что материализован в письменности, без которой невозможно истинное знание. «И Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания и для охранения его…»
Так как каждый человек – это и книга и храм, то из тысяч книг складывается Книга Истины, а из тысяч камней строится Храм Божий. Написанное по сравнению со сказанным – практически вечно, а каждая запись, пусть даже только задуманная, есть стенографический знак в Большой Книге – Писании, первые писцы которого писали только для потомков, ибо, практически, некому было, по всеобщей безграмотности, читать заполненные ими свитки. И объект и субъект Писания – человек, и нужно оно прежде всего человеку, ибо не нужна Богу Книга о том о ком Он и так всё знает. Всё, что пишется человеком, - из его души; а всё, что в душе, то и записано в Книге. Нет в Книге пропусков и клякс, притом, в отличии от, например, конституции, её откорректировать невозможно.
 Слово – основа в познании человеком Мира. Сказано всё и ничего, записано многое, и столько же не записано, но  всё написанное – от Бога. Очень непросто высказать мысль, но втройне – записать её понятно для других, и обладатели такого дара отмечены Божьей печатью! Нет вечных произведений, но есть вечная Книга, письмена в которой от одной Автора. И пусть неверующие твердят, что не был Моисей автором «Пятикнижия», что не продиктован Мухаммеду «Коран», не написал ни одного слова Иисус и т.д. и т.п., всё продиктовано Богом, а записано рукой человеческой, перо в которую вложено Им же. Неизвестно кто написал первую букву в Книгу (на Адама грешить не приходится), неизвестно, кто поставит точку, однако понятно, что эта точка и станет концом Света!
Слово, подобно капле воды, способно точить камень, мысль же сродни водному потоку, рушащему горы. Дано нам Слово, но не хватает слов, чтобы объяснить, что есть Бог и Его Мир. Божье Слово передается через плотские уста и потому не может не быть искажено, но будучи записанной оно становится истиной. Для Пишущего не существует ни пространства, ни времени, а всё, что написано человеком – слишком мало по сравнению с тем, что ещё предстоит написать. Тем не менее, любая книга – это след, и хотя большинство следов смывается потоком истории, оставшиеся оказывают непреходящее влияние на существование человечества. Разрушимо всё, кроме написанного! Пусть бумага и горит, но ничто из её содержимого не исчезает бесследно, ибо, в отличие от слов произнесённых, которые порой «бросаются на ветер»,  оно неизбежно попадает в информационное пространство. Написанное, будучи прочитанным, имеет свойство проникать в сознание и создавать там свою виртуальную реальность, которая сознанием же вполне может быть преобразована в материальную.
Из множества книг достойны лишь те, что способны стать, хотя бы одной строкой, словом и даже буквой в Большую Книгу. В любом написанном есть хотя бы капля истины. Трудно представить, как вообще могла появиться Книга, написанная во времена, когда не было известно, что Земля круглая; не были открыты законы Ньютона; не существовало телевизоров (не говоря уж о компьютерах); да и собственно книгопечатания еще даже не было; но сумевшая, при том, повлиять на мировоззрение всего человечества, и остаться актуальной на тысячелетия. Подтверждение библейских чудес, библейских трагедий и Божьих наказаний вокруг нас…, но не хватает и никогда не хватит усилий даже великого множества поколений для расшифровки всех тайн Писания.
Можно много спорить о правдивости событий, изложенных в Писании, но что толковать об их истинности, когда все свидетели давно уж почили в бозе, не оставив «свидетельских показаний»? Тем более,  даже наличие свидетельств (в том числе и письменных) очевидцев событий совсем близкого нам прошлого, не мешают существованию столь противоречивым, а то и противоположным по смыслу суждений о произошедших событиях. С каждым новым веком приходит и новое знание, которое камня на камне не оставляет от прежних научных теорий. В то же время, новое понимание Духа лишь подтверждают догматы Писания.
Пусть Писание, быть может, написано простым (но не упрощённым) языком, но обогащённый знанием поймёт и его, а не слишком грамотный способен понять только такой, ибо недосказанность и непонятность в написанном подталкивают к размышлению и познанию. Самое большое чудо Книг в том, что они были написаны, сохранены и прочитаны столькими поколениями, и при этом остались одинаково интересными и понятными учёному, инженеру, крестьянину и даже менеджеру по продажам. Писание потому и оказалось столь жизнестойким, что в основе Его заложена способность к обновлению. Есть в Нём истории, которые становятся понятными только сегодня, есть истории, не объяснённые до сих пор, но нет таких, чтобы вызывали сомнение в их внутренней исходной правдивости.  Ведь в Библии описано то, как не должен жить человек, в заповедях Будды – как он жить должен, в Евангелии -  как выстроить свою жизнь, чтобы найти дорогу к Богу, а в Коране – как не потерять себя на этом пути…Писание всегда актуально и современно!
«Пути Господни неисповедимы», а дорога к Богу может начинаться с самого малого: и с «Откровений Иоанна Богослова», и с ресторанного меню (а почему бы и нет?)… В написанном важно не то о чём думал писавший, а то о чём думает читающий (талант пишущего проявляется только в таланте читающего), а потому Писание понятно только желающему понять, и для того, чтобы найти в Книге именно своё, нужно приложить немало сил. Ни один народ, ни одно поколение, ни один язык не имеют предпочтительного права на Писание. Но для каждого из них – свои Слова, ибо, когда Бог разделял людей языками, то  в последнюю очередь для того, чтобы скрыть для большинства Истину и смысл Писания. Язык не существует вне строго определённых пространства и времени, а разные языки – это разнообразие путей познания, в первую очередь Бога. В конкретном языке заложено, возможно, даже больше, чем в общественном сознании носителей этого языка. Всё в Писании - конкретно, поскольку привязано к конкретному народу, языку, географическим и историческим событиям, но так, чтобы в любую эпоху и в любой точке Земли однозначно и без потерь в смыслах любой конкретный человек смог понять суть послания.
Язык, обновляющийся и изменяющийся по Высшей воле, отражает изменения сколь в знаниях об окружающем мире, столь и в познании Бога. Разделив народы языками, Бог определил каждому свой Путь, но не может Бог дать истину одним народам, а от других срыть её или, тем паче, исказить. Различия в понимании Писания – только из-за различий укладов и образов мышления народов, отмеченных Словом Божьим. Для нас (нынешних) Писание, чаще всего, существует только в виде перевода и только в пояснениях смыслов, но никакой самый наилучший перевод не способен быть на 100% адекватным исходному тексту, а «неверность переписчика может вовлечь целый мир в бедствия». Все языки – от Бога (сказано Мухамеду: «Мы отправляли посланников только с языком их народа, чтобы они сами разъясняли им»), и потому каждый народ достоин прочитать Писание на родном и понятном ему языке, а утверждающий обратное - попросту, глупый гордец.
Не всё, что записано, может быть прочитано глазами. Самое важное записано в Божественных скрижалях, доступных только духу, и даётся только отмеченным Духом и подготовленным им же. В Писании заложена огромная энергетика, но при переходе от мысли к письменной речи происходит значительно больше потерь, чем в обратном направлении. В обыденной речи, как правило, очень много «воды», но она удивительным образом испаряется (будто впитанная промокашкой), когда слова, сказанные, превращаются в написанные. Скорее всего, именно на гранях кристаллов воды и записаны законы существования всего живого (да и мёртвого) на этой планете, ибо вода – мать жизни и отец смерти.
Слово, произнесённое, освобождает душу; слово, записанное, наполняет её. Слово, произнесённое, существует пока есть слушающие; слово, написанное, существует само по себе. Слова, высказанные, зачастую разъединяют людей, а написанные, способны их объединить. Всё достояние человечества собрано в библиотеках. С доисторических времён каждое поколение стремится оставить послание для потомков, а первой библиотекой стали стены пещеры, в которой обитал какой-нибудь кроманьонец. Не исключено, что именно для того и наградил нас Всевышний письменностью («Он - Тот, Кто человеку дал перо и научил письму, а также обучил тому, что он не знал»), чтобы история в записанном виде дошла до потомков без шансов быть перевранной или искажённой. И только благодаря письменности человеку доступны пути (сколь витиеватыми они не были бы), по которым прошли предыдущие поколения.
Бумага – тонка, перо – слабо, но в Писании – вековая прочность. Не важно кто написал, не важно кто прочитал, важно только одно – Кто продиктовал! Каждая притча в Писании – загадка на века; каждое поколение разгадывает её вновь и вновь или… не разгадывает вовсе. Чтение и письмо – безусловно, работа и работа духовная, а, значит, направлена на совершенствование души. Нет в Писании правды и неправды, но есть только уже понятое и ещё не понятое, и каждая строчка – поиск истины, но не сама истина, ибо не даётся человеку «истина в последней инстанции». Сказано: «Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё подобное этому».
Интерес к книге  зависит от интересов читающего. Пытаемся высмотреть Бога, а видим только самих себя, ибо написанное в каждом откликается по-своему: слово, задуманное, доступно только одной личности; слово, высказанное, доступно близким; а записанное – всему миру, ведь написанное слово – это единица информации, которая неизбежно попадает в информационное поле Духа.  В написанном есть всё: и самое святое, и самое несправедливое, и самое кровавое, поскольку язык – отражение сущности народа. Не случайно во времена, когда еще не были сформированы государства в нынешнем их понимании, Книги служили либо сводом законов, либо уголовным кодексом, либо в качестве религиозного, нравственного и морального наставления. Народ же, не обретший письменности, не в силах обрести истинную веру.
Всё, что написано лишь основа для новых записей. Наверняка, любая мысль в чьей-то голове уже побывала, но каждая написанная строчка – творческое открытие, и абсолютно неважно для всего мира или только одного человека – оно всё равно станет (или останется) частицей духовной сферы. Кому-то важнее средства для существования, а кому-то – средства для выражения, и «никто не знает, кому дано сказать для жизни главное слово, но каждый должен пытаться его выговорить». (М. Анчаров)
Для чего пишутся эти строки (как, впрочем, и любые написанные)? Возможно их единственный смысл в том, что они написаны, «ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Не ведомо нам какое и чьё слово отзовется, но просто грешно не сделать попытку хотя бы на гран познать свою душу. Нет, и не может быть, Книги, в которой открылись бы все вопросы бытия, а потому у каждого существующего есть право (если не обязанность) заполнить хоть одну пустующую клетку. Человеку свойственно оставлять следы, а каждому хотелось бы, чтобы хоть какой-нибудь из них был замечен потомками. «Непреложен устав Господень и простецам даёт мудрость». В любом человеке живёт хотя бы одна книга, ибо только будучи изложенным в письменном виде собственный опыт постижения Бога и поиска смысла жизни может быть передан не просто парочке ближних... Чем больше позитивных мыслей окажется в информационном поле, тем ближе достижение цели существования человечества. Понимаю, что невозможно написанным исправить мир этот, и что «мы не создаём, но повторяем созданное», данное нам Богом, но мы должны хотя бы попытаться. А «дорогу осилит идущий»! И «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», а Он никому не отказывает в праве оставить свой след…
Ручка честнее перед Богом, нежели перед пишущим и не случайно очень часто просьбы к Богу отправляются на бумажном носителе. Человек пишущий – уже не одинок. У каждого есть своя правда и неистребимое желание ею поделиться. При этом самое сложное – сохранить в письменном послании искренность потому, что язык слаб, а мысли недалёки; и так непросто изложить их на бумаге (думаешь «чирик – чирик», а получается «кар – кар»), а  написанное также далеко от задуманного слова, как мысль – от истины. Человек наделён многим, но как же мало ему дано, а так хочется верить в то, что желание записывать собственные измышления, есть факт проявления духовности (да и на бумаге легче, чем на словах признать свое невежество). Ничто не разрушает душу более чем праздность ума, но сказано: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Духовный мир куда краше материального, а потому так скудно отражаются на бумаге собственные мысли, привязанные к окружающей действительности. Конечно, написанное одним человеком ничтожно, но бесконечность складывается из бесконечно малых величин, а  если сумел написать хотя бы одну строчку, то что-то неведомое неумолимо требует написания следующей. Умение писать – Божья привилегия, но если бы книги писали одни писатели, то ни одна из Книг не была бы написана. Каждый водящий пером по бумаге всякий раз спешит поделиться радостью от ниспосланного ему откровения.
«Великое поучение и познание, верное разумение закона, благое слово – вот величайшее блаженство».


Рецензии