Фома Данилов. Быль. Сказка!!

      Эта, несколько сказочная история, долгое время ходила в рядах солдат Русской армии, служивших в Средней Азии. В основном эту почти сказочную историю переносили священнослужители полковых храмов. Это и понятно, ведь по легенде русский солдат Фома принял мученическую смерть за веру православную.
      Со вступлением русской истории в век Советский, следы этой сказки начинают стираться, Фома никак не подходил на роль героя-борца за крестьян и рабочих, а вера православная была тогда в гонениях.
      После падения СССР, эта история не возродилась в форме сказки. Она стала былью, историки находят множество фактов, доказывающих правдивость этой истории. Хотя налёт сказочности, пусть небольшой, но присутствует.
Здесь представлена реконструкция этой истории с небольшим сказочным флёром.
======================
......
      В 1875 г. произошёл кокандский бунт. Бунт был спровоцирован мусульманскими проповедниками. Это была попытка насильного обращения в мусульманство. Возглавил восстание киргиз Исхак Хасан-уулу. Этот самозванец принял имя Пулат-хан. Вскоре он взял город Коканд, центр учёности того времени в Средней Азии.
      Правитель Коканда Худояр-хан бежал под защиту русских войск. Ситуация обострилась тем, что Пулат-хан объявил войну неверным, то есть русским. Сам Пулат-хан был фанатиком, выпускником медресе.
      Русские войска, бывшие тогда в Ташкенте, были направлены на подавление мятежа.
      Фома Данилов был тогда в чине унтер-офицера и в должности каптенармуса, ему тогда было двадцать девять лет. По фамилии Фома был Лотарев, а Даниловым его записали в армии по имени его отца Данилова. Происходила семья из села Кирсановка Бузулукского уезда Самарской губернии.
      Фома ведал оружием, снаряжением, одеждой, провиантом. На должность ротного каптенармуса ставился самый неподкупный служака в роте, чтобы только о товарищах заботился. Таким и слыл Фома.
      Таким образом Фома оказался в составе русского корпуса, где он сопровождал ротную арбу с её имуществом. В какой-то момент, арба сломалась и ему, вместе с сопровождавшими его несколькими солдатами, пришлось заняться её починкой. В это время отряд ушёл вперёд. Наблюдавшие за ним коканы, напали на Фому. Сопротивление было не долгим, часть солдат была перебита, остальных вместе с Фомой взяли в плен и доставлены они были к Пулат-хану.
      Для усиления значимости и силы ислама Пулат-хану нужна была акция устрашения и обращения в ислам именно русских солдат, что по мнению предводителя восстания Пулат-хана должно было поднять дух его войска.
      Коканцы собрали на площади в Маргилане огромную толпу, чтобы показать унижение русских православных, среди которых было много пленных солдат.
      Однако русские к увещеваниям мулл, плохо говоривших по-русски о преимуществах ислама, отнеслись холодно.
      Тогда восставшие начали выхватывать отдельных солдат из строя пленных и пытать их. Но и тут русские православные оставались глухи.
      Пулат-хан, будучи фанатиком исламским, заставляя русских солдат откреститься от своей веры, рассчитывал произвести эффект на своих соратников и исламское духовенство.
      Пулат-хан, вместе со своим подручным Абдул-Мамыном несколько раз сам лично подходил к Фоме и предлагал ему перейти в мусульманство, приняв прямо здесь на площади ислам. За это Пулат-хан во всеуслышанье общал богатства, чины, должности, гарем. Пулат-хан сам очень сильно боялся смерти, его положение в ферганской долине было очень зыбко, он сам верил, что таким образом добьётся своего.
      Фому мучали сильнее всех, поскольку он считался даже среди русских солдат самым стойким. Хан справедливо полагал, что если этот непреклонный русский соблазнится на посулы, то соблазнятся и другие.
      Фома Данилов по виду-то был самым обычным, даже неприметным русским мужичком. Где-то и погулять, выпить, но не без Бога, хотя и пропустит по беспамятству одну другую молитву во Храме Божьем.
      Однако для мужичка русского переменить веру было наистрашнейшей мученической смертию, страшнее даже известных своими изощрённостями азиатских мук истязания.
      Увещеватели муллы были хорошо осведомлены в хитростях своих. Они узнали, что его дочь умерла от болезней, и никто в её последний час не принёс ей даже стакана воды, что страна забрала его в солдаты против его воли, что жена его не стала его ждать и пошла за другого, фактически изменив ему. Она родила дочь вообще неизвестно от кого. Намекали на то, что его отряд просто бросил его на дороге, опасаясь за свою собственную судьбу.
      — Кому ты Фома там нужен? Даже твой бог тебя не спас. Никому и ничего ты не должен, Фома, кроме нас, Аллаха Бога и совести. Ты теперь свободен выбирать веру, у тебя нет никаких ни перед кем обязательств. Ты примешь ислам, возьмёшь себе другое имя, так что никто не узнает, что ты когда-то был християнином.
      Честность же Фомы была изумительная, первоначальная, стихийная. На все посулы Фома отвечал:
      — Я в православной вере родился, я своему царю дал присягу. И я не буду ни вере, ни царю изменять.
      После чего Фома стал громкогласно браниться на Пулат-хана и Мамына, говоря:
      — Напрасно тратите время и надрываетесь, вам ничего не получится со мной, а лучше меня убейте.
      Видя, что уговоры и посулы не действуют на Фому, подручный Пулат-хана, палач Абдул-Мамын решил показать сцену казни восьми туркмен, старцев-чаудоров. Эти седобородые аксакалы были покрыты лохмотьями. Когда-то они были храбрыми воинами, теперь же были измучены голодом и истязаниями и были похожи на тени подземного царства.
      Палачи их связали и, как ягнят, волоком потащили к месту казни. Здесь их уложили на землю, крепко связали и выкололи глаза. После чего постепенно умертвляли, стараясь произвести им как можно больше мучений. При этом Фому Данилова и его товарищей заставляли смотреть на эти бесчеловечные пытки.
      Среди особенно недовольных и возражавших против насильного принятия веры были кроме Фомы ещё и Святополк-Мирский, сотник Кузьмин.
      Святополока и Кузьмина тут же убили, отрезая им один за одним части тела, пока они не умерли.
      Фома Данилов был самым стойким и постоянно призывал солдат не поддаваться речам мулл. Фома называл коканцев собаками, кричал, что не боится смерти, что он до смерти останется православным. На глазах у толпы ему начали отрубать по суставу на каждом пальце. Каждый раз при этом требуя принятия новой веры.
      Фома стойко стоял на своей вере. Тогда ему стали вырезать из спины ремни, и этими ремнями вязать ему руки и ноги. Потом его стали подвешивать над огнём. Но и так от него не услышали слов покаяния в новой вере.
      Фома оставался непреклонен. Следом за ним и другие русские солдаты сохраняли свою стойкость в православной вере. На глазах у истощённого Фомы их было изрублено несколько десятков. Быстро зарезали, они особо не мучились.
      Однако Фома не отрёкся от своей православной веры. На нём оставили только сапоги, привязали к огромному колесу арбы и это колесо поставили посреди площади. Руки у Фомы были связаны. Видя приближающуюся смерть он стал говорить предсмертную православную молитву.
      25 коканцев-сипаев стали стрелять по нему прямо в упор, стараясь не убить его, а причинить новые страдания его телу.
      Надеялись, что Фома унизит себя стонами и судорогами, взмолится о лёгкой смерти.
      Однако и тут Фома не умер. Истекая кровью, он продолжал творить православную молитву. Его последними словами были:
      — Аз есмь христианин.
      Так кипчаками-коканцами был варварски умерщвлён после многочисленных и утончённейших истязаний русский православный солдат Фома Данилов.
      Акция устрашения возымела обратное действие среди восставших. Азиаты, наблюдавшие из толпы за мучениями Фомы, восприняли его мучения как мученичество героя. Фома прочно занял место героя веры. Люди Востока знают, что такое мужество. Азиаты сохранили надолго память о нём и при упоминании имени Фома начинали повторять:
      — Урус умер как Батыр.
      Император Александр II был восхищён силой духа русского воина, и повелел назначить вдове его Ефросинье и его неродной дочери Иулитте пожизненную пенсию 120 рублей в год.
      Памятник Фоме был ставлен в г.Маргилане Ферганской долины, в предгорьях Алайского хребта. Здесь производилась лучшая шёлковая ткань того времени.
      Какандское царство было покорено в 1876 г. Скобелевым. Пулат-хан был пленён и казнён вместе со своими соратниками на той самой площади в Маргилане, где они замучили Фому Данилова.
      Русские солдаты тогда отыскали могилу Фомы и перезахоронили по христианскому обряду. Правда местные жители, рассказывали, что Фома был изрезан на части и похоронен в разных частях пригорода Маргилана.
      Говорят также, что отдельные части его одежды и тела местные азиаты разобрали на сувениры и спрятали в своих дворах, полагая, что они придают такому дому и его роду героическую ауру.
      За двадцать лет до этих событий произошло ещё одно пленение русского православного. В 1857 г. Этнограф Северцов исследовал в низовьях Сырдарьи киргизские степи. Во время путешествия Северцов был пленён коканами. Он был затем отвезен пленником в Туркестан. Тяжело раненный и больной, он провёл месяц в плену. Затем был выкуплен из плена генералом Данзасом, бывшем тогда начальником Сырдарьинской линии.
      Древний город Маргилан возник две с половиной тысячи лет тому назад. Коканы же говорили на персидском диалекте и их относили больше к узбекам и киргизам, родственникам тюрок.
++++++++++++++++++++++++++
      


Рецензии