Молодёжи об оценочных суждениях

Навыки оценки чужих оценочных суждений,
как навыки необходимой самообороны и развития

В помощь думающим. Недумающим же может помочь лишь непосредственное руководство думающих, иначе ничего не поможет.

К началу 21-го века так называемая развитая часть человечества, уже несколько десятилетий как, формирует себя — взращивает свои поколения в условиях массированного информационного давления на личность. Большая часть личностей, индивидуальных сознаний, как находящихся в начальной стадии формирования, так и в состоянии обиходно определяемом как "зрелое", представляют собой объект информационного воздействия через СМИ и иные каналы . С развитием когнитивных технологий (читай манипуляционных, что при этом не всегда и не обязательно отрицательно характеризуемо), также вследствие простого расширения информационного рынка, вкупе с наращиванием материальных средств распространения информации, объём такого воздействия за короткое время возрос стремительно и кратно. Если ранее навыки работы с большим массивом разнородной информации приобретались лишь профессионалами и основательно (системно) образованными людьми, то наступившая реальность предъявляет вызов уже широким слоям общества. Вызов — в способности сохранить собственную психику в устойчивом и адекватном состоянии, в развитии способности не столько блокировать каналы воздействия, сколько в меру критически воспринимать и обрабатывать поступающую информацию оценивая её по ряду универсальных параметров.

Человек есть существо проявляющее себя социальным деянием, как действием, так и бездействием. Именно информация, поступившая в распоряжение индивида, как оперативно, так и в "накопительном" режиме предопределяет его поведение. Собственное поведение, наряду с поведением других членов общества, влечёт последствия, складывающиеся в судьбу. Следовательно защита от негативных последствий и самого индивида, и соответственно общества, их "спасение", выражаясь не совсем современным языком, имеет непосредственную предопределённость — зависимость от качества потреблённой и обработанной, то есть воспринятой информации.

Удивительно, на первый взгляд, и не удивительно на "второй", что вопросам информационной гигиены или безопасности уделялось внимание в так называемых религиозных или тоталитарных обществах, но в так называемых "свободных" обществах всеобщие образовательные программы обучают технической, медицинской и иной материальной безопасности, при полном игнорировании необходимости вооружения молодых поколений (следовательно всего будущего общества) начальными навыками оперирования социальной информацией (за исключением, пожалуй, крайних криминальных случаев). В данном контексте термином "социальная информация" определяется информация, имеющая значение   для социальных взаимодействий.

Действительно, в той стадии развития, в которой находится большинство современных обществ, люди готовы принимать к руководству в повседневной практике доказанные опытом постулаты в тех областях знания, что обиходно и совокупно принято означать как естественнонаучные, выводы о причинах и следствиях явлений, процессов так называемого материального мира. Одновременно современные общества не готовы также определённо воспринимать и руководствоваться знанием социальным, антропологическим, относясь к этим областям познания как к неточным, избыточно относительным, ошибочно противопоставляя, так называемые, гуманитарные знания и навыки естественным наукам. Возможно, данное положение обусловленно объективным отставанием развития гуманитарных наук, которые, на мой взгляд, сейчас находятся на пороге скачкообразного взрывного рывка вперёд.

Убеждён, и тому есть достаточно подтверждений, что уровень развития современных обществ, передовая мысль и практика уже вошли в стадию осознания  эфемерности такого противопоставления. Можно определить эту стадию как предосознание, то есть стадию предшествующую уже полному, устойчивому пониманию человека и социума — как частных проявлений универсального триединства материи, информации и энергии.  Человек, оперирующий информацией, человек деятельный, в том числе сообщества, а в пределе и всё человечество, есть такое же, в общем ряду, явление материального мира. И это явление материального мира способно влиять и преобразовывать произвольно и не произвольно энергии, последствия выхода которой могут иметь критический для жизни планеты  уровень, сопоставимый со стихийным бедствием планетарного масштаба, как столкновение с небесным телом. Следовательно, антропологические и иные социальные исследования необходимы не менее так называемых "естественнонаучных" и повышают свою эффективность при применении также способов и методов исследований, свойственных естественнонаучному поиску, в том числе и математических методов.

Итак. Непосредственно возвращаясь к заявленной теме, к обсуждению навыков оценки чужих оценочных суждений, первоначально следует определиться с понятием "оценочное суждение". Это суждение (вывод, умозаключение) автора, содержащее не только и не столько простую констатацию какого-либо факта, или вообще без таковой, сколько оценку автором освещаемого события, явления, действия — факта(-ов) действительности. В ряде случаев предлагается оценка даже не имеющегося факта, а домысла (предположения) автора о якобы имеющемся факте (-ах) действительности. Оценка—это наделение автором констатирующих данных положительными или отрицательными характеристиками, зачастую вкупе с примитивным или сложным предположением о причинно-следственных связях, об обстоятельствах предшествующих или последующих за сообщаемым событием, фактом. Часто такая оценка содержится не в явном виде, не в прямых выражениях, но в очевидно воспринимаемом аудиторией (читающей, слушающей, наблюдающей) контексте.

Сама этимология термина "оценка" раскрывает содержание понятия. Так, о-цен-ка  — есть соотнесение чего-либо оцениваемого с эталонной ценностью, помещение оцениваемого объекта в систему координат, точнее в систему ценностей, исповедуемую оценщиком. Таким образом, даже простое восприятие какого-либо суждения, содержащего признаки оценки, оказывает воздействие на потребителя информации транслируя ему опосредованно систему ценностей источника, автора оценки, его мировоззренческие установки. Пусть они прямо и не заявлены.

Поэтому навыки изначального распознания наличия оценок в чужих суждениях и последующего анализа содержания таких оценок необходимы современному индивидууму, вынужденно оперирующему большим объёмом информации, поступающей также из большого количества источников.


Человеку, воспринимающему информацию, следует уделять внимание таким её характеристикам, как качество источника, качество носителя, полнота и достоверность информации, цели лица(лиц), распространяющего(-их) информацию, наличие заинтересованности любого рода у распространителя, в чём такая заинтересованность заключается.

Способ жизни современного человека это неизбежное приятие на веру большей части поступающей ему из вне информации*. И, если ранее в традиционных обществах для большинства существовала прочная системная иерархия авторитетов, то в современных, именуемых развитыми, обществах такой общепринятой иерархии и системы нет вовсе.
Таким образом, в отсутствие общепризнанных авторитетов, то есть источников знаний, не предполагающих их перманентную перепроверку на достоверность, большая часть современников часто оказывается (находится) в состояниях: либо оперирования обрывочной неполной и недостоверной информацией в том числе в качестве объектов чьего-либо своекорыстного в той или иной мере манипулирования,  либо тотального недоверия. Любое из этих состояний не способствует принятию самостоятельных адекватных, обоснованных решений.

Основные источники информации для молодого поколения:
Родители, преподаватели, друзья, знакомые, всё в очном общении, интернет, в том числе социальные сети, кино, учебная литература, телевидение, в меньшей степени радио и печатные СМИ, художественная и иная литература.











Относительно целого ряда отраслей знания, в первую очередь антропологических, обществоведческих, в том числе, политикоэкономических, религиоведческих, исторических и иных смежных, молодому поколению полезно воздерживаться от поспешных категорических оценок. В силу объективных причин, молодости свойственна энергичность при явном недостатке опыта, личного практического и чужого, в виде теоретических знаний. Также недостаточен ещё период времени зрелого осознанного наблюдения и осмысления. Любая оценочная деятельность в этих сферах относительна, поскольку критериями оценки всегда являются собственные мировоззренческие установки, система ценностей оценивающего. Опять же, объективно, в большинстве своём, молодой личности, даже наделённой способностью к самостоятельному анализу, осмыслению действительности, в процессе накопления знаний сложно сформировать устойчивую мировоззренческую систему, содержащую понимание диалектического взаимного воздействия множества причинно-следственных связей на разных уровнях взаимодействия элементов системы (в том числе социальной). Сложно сформировать мировоззрение без склонности к упрощениям. Возможно, таков объективный закон развития: на первых стадиях от простого к сложному, что естественно.

Именно поэтому уместно формирование образовательных, воспитательных программ, учитывающих принцип гармоничного единства, с одной стороны, развития навыков самостоятельного суждения, формирования умозаключений, выводов на основе воспринятого материала, но с другой стороны, устойчивого осознания незавершённости личного исследования, естественной незавершённости формирования собственных мировоззренческих позиций в силу  молодого возраста, также относительности достигнутых выводов, суждений и необходимости дальнейшего развития, собирания знаний об оцениваемом предмете.

Одновременно, высокое значение приобретают навыки, как самого распознания—выявления признаков оценочного суждения, так и изначальной оценки — определения характеристик источника оценочного суждения. Характеристики источника позволяют определиться с его авторитетностью.

Значимость оценочного суждения производна от таких характеристик источника, как компетентность и информированность. В контексте заявленной темы восприятие источника, как авторитета презюмирует ( предполагает априори, бездоказательно) высокий уровень его компетенции и осведомлённости.

У вас нет ощущения, что современная информационная среда, плотно окружающая, воздействующая на личность, содержит избыток оценочных суждений по обществоведческим темам политики, экономики, истории, религии, философии и многим другим? Нет ощущения, что все источники мнений полагают себя так или иначе экспертами в этих отраслях знания? Не удивительно, что по поводу эксплуатации и ремонта автомобиля, бытового или промышленного оборудования, иной техники мы без сомнений обращаемся к специалистам, однако считаем, что по вопросам социальных взаимодействий, общественного устройства, функционирования человеческого сознания, индивидуальной и социальной психологии, поведения индивидуального и массового мы в состоянии самостоятельно формировать мнения и следом руководствоваться им?

Ежедневно и ежечасно современники испытывают воздействие различного формата СМИ, собеседников иных авторов в социальных сетях, в кругу личного общения. И большая часть потребляемой информации содержит оценки явлений, процессов, событий. Следует задаваться вопросом: насколько компетентен и осведомлён источник? Каково происхождение информации, которой этот источник пользуется при формировании своего суждения? Достоверна ли исходная информация?

Даже этих нескольких вопросов достаточно, чтобы отчистилось и освободилось сознание, а качество познания, простого изучения себя и мира вокруг изменилось значительно.

Процесс познания и существования в современном мире без принятия на веру информации от авторитетных источников невозможен. Следовательно, крайне важным остаётся вопрос приятия авторитетов.

17.05.2018


Рецензии