Калитка. Деконструкция образа в пяти эпизодах

Эпизод первый: прибытие на дачу.

Как только, дойдя до развилки, я огибаю угол, мой взгляд упирается в колодец, стоящий ровно посередине улицы, и я иду, держа его в центре поля зрения, пока впереди слева из-за деревьев не показывается мой дачный дом, - зрелище, знакомое с раннего детства, на которое я невольно направляю свой взор. По мере того, как я иду к колодцу, приближаясь ко мне, дом все время смещается влево, и мой рассеянный взгляд постепенно с него соскальзывает, но его нарастающее присутствие я чувствую как бы нутром, пока не настает кульминация, и дом начинает отплывать назад, за мое левое плечо, а прямо передо мной во весь рост вырастает колодец. Обойдя колодец справа, и повернув голову влево, привычным взглядом я обнаружил полоску ветхого забора, и в нем – калитку. От дороги, которая, миновав колодец, продолжает свой путь посередине улицы, влево отходит едва заметная тропинка, направляясь к калитке  вдоль полого спуска,  но из-за своего расположения в низине калитка не считает себя пониженной в статусе; она горда своею хоть несколько старомодной, зато затейливой  архитектурой: поверхность калитки – сплошная и гладкая, за исключением мелких круглых и ромбовидных сквозных прорезей, размещенных вдоль линий, образующих геометрический рисунок, вписанный в ее барочный внешний контур – наверху дверца завершается симметричным треугольным выступом, обрамленным завитками и увенчанным розеткой. Дополнительным украшением служат декоративные выпуклые крупные шляпки гроздей, которыми калитка сколочена.
Подойдя к калитке, и привычным жестом обняв ее за  широкие плечи, я отпираю висячий замок; скрипя притворным недовольством (на самом деле она мне рада), калитка отворяется, пропуская меня на участок. Спотыкаясь о корни старых елей, короткой тропинкой, забирающей влево, я выхожу к своему дачному дому, справа от которого открывается место, где в былое время находился яблоневый сад.

Эпизод второй: отбытие с дачи.

Заперев дом, я поспешно направляюсь к калитке. Теперь мне приходится подниматься в гору, и калитка выглядит недружелюбно, - ощетинивается, как препятствие. Вместо красивого фасада она мне демонстрирует свою изнанку – Z-образную несущую раму, которая загнутыми гвоздями напоминает оскаленную пасть. Всем своим видом калитка дает мне понять, что моим поспешным отбытием недовольна. Я же этим капризам потакать не намерен: выйдя, я прикрываю за собою калитку, и запираю ее на замок. Ухожу быстро, даже не попрощавшись с калиткой взглядом.




Эпизод третий: непроходимость калитки.

Проболев целый месяц, я приехал навестить дачу, и обнаружил, что калитку на целый  метр завалило снегом, и ее невозможно открыть. Оказалось также, что мой организм, ослабленный болезнью, перелезть через забор тоже не может. Высунувшись из снега, калитка смотрела на меня виновато: мол, я здесь не причем, но все же прости! Конечно, обходными путями, по пояс в сыпучем снегу я как-то до дома добрался, однако понял: без калитки плохо!

Эпизод  четвертый: императивность замка.

Одно время ко мне зачастили потрошители дач. Дачу вскрывали чуть ли не ежемесячно, чтобы в ней все перерыть, хотя найти там уже было нечего; я ремонтировал дверь или оконный щит, вешал новый замок, но очень скоро в дачу влезали опять.
И тут  меня надоумил мой мудрый сосед:
- Что ж ты хочешь, у тебя калитка не заперта, и это воспринимается, как то, что дача стоит бесхозная, приглашая зайти на участок любого прохожего.
Послушав, я повесил на калитку замок, и дачные взломы почти прекратились. Калитка только тогда –  символ неприкосновенности частной собственности, когда она заперта на замок!

Эпизод пятый: мой сон.

Мне приснилось, что я брожу по своему дачному участку, и его не узнаю: на том месте, где стоял дом – теперь ровное место; забора тоже нет; осталась только одна калитка, и она заперта на висячий замок.
                Май 2018 г.


Рецензии