В. Серов. Портрет Ганриетты Гиршман
Ганриетту Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.
Генриетта Леон родилась в Петербурге. Её мать закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля, отец занимался экспортом зерна. Родители собирали картины. После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Потом, по совету Репина, поступила в художественную студию О.Э. Браза. В их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.
В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана (1867-1936) и переехала в Москву. Владимир Осипович владел заводом по производству швейных иголок и собирал современную русскую живопись и антикварную мебель. Особенно ценил работы Валентина Серова и Константина Сомова. Не случайно именно они нарисовали лучшие портреты Генриетты.
Об этом браке А.Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе".
Сама Гиршман вспоминала: "Постепенно я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию, до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью".
В особняке Гиршманов у Красных ворот бывали многие представители "серебряного века". В альбомах Генриетты стихи, рисунки, автографы, даже признания в любви. Среди авторов Брюсов, Серов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский. Кстати, коллекция Гиршманов не была спрятана от посетителей. Она входила в путеводители, и, с разрешения хозяина, её можно было посмотреть.
ВАЛЕНТИН СЕРОВ И ГАНРИЕТТА ГИРШМАН.
Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и "боялись его всевидящего глаза". Генриетта Гиршман не боялась. Она знала, что Серов был в неё влюблен. В 1904-1911 гг. она заказала ему, по крайней мере, пять портретов.
По словам Игоря Грабаря, Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман: «Угрюмый и не легко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной».
«Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, — писала Гиршман, — он благодарил меня за долготерпение и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!» Она считала, что произведение своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины» (1656).
О ПОРТРЕТЕ.
Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман Серов писал на протяжении года (1907). Он изобразил светскую красавицу в элегантно-строгом костюме, а не в бальном платье. Дама перед зеркалом туалетного столика в своем будуаре – мотив, предполагающий нечто интимно домашнее, теплое по настроению. Однако от этого портрета веет холодом. Гиршман явно не настроена на откровение со зрителем.
Несмотря на то, что она стоит вполоборота к зрителю, она вас не видит, а себя явно демонстрирует, но, судя по выражению лица, предлагает вам держаться на расстоянии..
Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.
Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно
«Отыскивая в большом доме подходящий для обстановочного портрета уголок, — писал И.Э.Грабарь в монографии, посвященной Серову, — он пришел в восхищение от очаровательной туалетной комнаты, уставленной бесподобной по красоте мебелью карельской березы. Дальше он просто не рассуждал; это было так красиво, так соблазнительно отражался хрусталь, а с ним и сам Серов в зеркале туалетного стола, что «обстановка» была найдена и портрет начат и окончен здесь» . Так в доме Гиршмана у Красных ворот родился один из самых прославленных женских портретов В.А.Серова — «У туалетного стола» (портрет Г.Л.Гиршман).
Кроме Серова, портреты Гиршман писали Александр Риццони, Илья Галкин, Константин Сомов, Филипп Малявин, Константин Юон, Николай Милиоти, Леонид Пастернак, Зинаида Серебрякова.
В 1918 г.Гршман разместил в своём особняке хранилище Музейного фонда, но в начале 1919 г. коллекцию национализировали, и летом 1920 г. картины передали в Румянцевский музей, откуда в 1924 г. они попали в Третьяковскую галерею. Коллекцию мебели постигла такая же судьба. Вначале в особняке открыли Музей мебели, а потом передали экспонаты в Александринский дворец в Нескучном саду. В 1926 г. мебель частично ушла в музеи, а частично – попала в учреждения.
В декабре 1922 г. Станиславский написал в альбом Генриетты: "Ваша роль в русском искусстве значительна. Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты. Вы с мужем взяли на себя эту трудную роль и несли её много лет талантливо и умело. Спасибо вам обоим. История скажет о вас то, что не сумели сказать современники. Пусть сознание исполненного красивого дела облегчает вам посланное всем нам испытание. Душевно преданный и любящий вас К. Станиславский".
Вскоре Гиршманы уехали в Париж, где открыли художественный салон. В кризис 1930-х гг. спрос на антиквариат упал, и салон стал книжной лавкой. В ней они проводили выставки художников-эмигрантов. Заказывать картины или покупать их, как прежде, они не могли, и выставки не только помогали существованию лавки, но и были своеобразной помощью художникам.
После смерти мужа Генриетта осталась с двумя детьми. Сначала она поддерживала магазин, работала в приюте для детей эмигрантов. Потом уехала в Америку. Некоторое время работала секретарём у дирижёра Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого, с которым была знакома с московских времен. Потом сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.
Последние годы жизни Г.Л.Гиршман прошли в Нью-Йорке. По свидетельству А.Н.Бенуа, она до последнего времени продолжала быть очаровательной, несмотря на весьма почтенный возраст, живой, всем интересовавшейся, особенно музыкой.
Свидетельство о публикации №218051701585