Портрет Ленина

У нас в спальне, над железной кроватью, покрытой стареньким шерстяным одеялом, висел портрет Ленина. Это был небольшой портрет, размером чуть поменьше школьной тетрадки, вышитый цветными нитками мулине на небольшом куске плотной ткани, натянутом на картон и по краю аккуратно обшитый кантом. На нём  в профиль, по грудь, был изображён мужчина  лет пятидесяти, с небольшой бородкой и усами, в тёмной кепке и в чёрном галстуке. Лицо у него - улыбающееся,  глаза немного прищурены и смотрят как будто с усмешкой. Мой дедушка, Дмитрий Иванович, очень дорожил этим портретом. Он часто подходил к нему, останавливался и смотрел на него. Заметив, как благоговейно дед смотрел на этот портрет, однажды я спросила:
-Деда, кто это?
 В ответ он важно и с трепетом в голосе, не отрывая глаз от портрета, сказал:
-Это Владимир Ильич Ленин, дедушка Ленин.
-Дедушка Ленин…,-задумчиво повторила я. - А он добрый?
-Да, - сказал дед,- он очень добрый, хороший, и очень дорогой для всех простых людей, человек. Он – друг всех трудящихся на Земле.
-Трудящихся…, -опять задумчиво повторила я за дедом незнакомое для меня слово.-
А почему он - друг? 
Немного вздохнув и помолчав, дед ответил:
-Потому что он хотел, чтобы все, кто честно трудится, жил хорошо, и чтобы на всей земле не было  ни бедняков ни богатеев.

К тому времени, как происходил этот разговор, Ленина уже давно не было в живых, но дедушка говорил о нём, как о живом человеке, и, видимо, стремился привить это восприятие и мне. Когда я шалила, дед указывал мне на портрет и говорил с укоризной: «Ай-ай-ай, как тебе не стыдно, дедушка Ленин-то всё видит, как ты себя ведёшь». Это повторялось не один раз, когда после очередной моей шалости, дед указывал мне на «всевидящее око» и говорил, что мне должно быть очень стыдно перед «дедушкой Лениным» за плохое поведение. Всё  это стало меня несколько озадачивать.
Для меня мой дед был самым главным в доме, и я никак не могла понять: какое ко мне имеет отношение какой-то другой «дедушка», которого я совсем не знаю, который к тому же давным-давно умер, а теперь просто «сидит» на своём портрете, молчит и улыбается? И хотя этот Ленин – мне совсем никто, но он почему-то как бы «живёт» в нашем доме, тут, вместе с нами, как член нашей семьи…
Несколько раз, когда никого не было в комнате, я подходила к портрету  и потихоньку рассматривала этого на вид ничем не примечательного и совершенно чужого для меня человека. И что в нём такого особенного? Почему  дедушка так дорожит им?
А с портрета на меня смотрело хитро улыбающееся лицо со складками у рта…Посмотрев как-то раз на это лицо подольше, я открыла один секрет. Когда смотришь на него мельком – не видишь этой особенности, вроде простой улыбающийся мужчина – и всё. Но когда подойдёшь поближе и приглядишься, то замечаешь, что этот человек на портрете, который давным-давно умер, как будто действительно начинает «оживать»…я чувствовала, что, как будто какая-то странная невидимая сила удерживает меня возле портрета, заставляет смотреть на него…и я стояла и смотрела…но чем дольше я смотрела, тем больше мне казалось, что и в этих складках у рта, и в улыбке и прищуренных глазах, проскальзывает как будто что-то хищное и зловещее, и что во всём этом облике весельчака и добряка прячется что-то недоброе, жестокое и беспощадное…готовое вот-вот вырваться наружу…и тогда, глядя на лицо «доброго дедушки Ленина», мне становилось страшно… И вот эту способность Ленина «оживать» я обнаруживала всякий раз, когда смотрела на него. Но ещё больше мне становилось не по себе от мысли, что этот вездесущий «дедушка» исподтишка наблюдает за мной…у меня действительно не раз  возникало чувство, и что он тоже «рассматривает» меня, как и я его. Его прищуренные глаза как будто говорили мне: «я всё вижу… вижу, как ты себя ведёшь…от меня нигде не спрячешься…».
А вдруг он – злой колдун?
Потом, помню, я даже стала бояться этого портрета. Я старалась на него не смотреть даже мельком и убегала из комнаты. Мне казалось, что от него исходит какая-то особая энергетика, всепроникающая, достающая тебя везде. И даже когда я засыпала, во сне мне мерещились эти прищуренные глаза, и словно какой-то таинственный голос говорил мне: «вижу тебя везде, вижу, как ты себя ведёшь…насквозь тебя вижу…». Иногда я даже плакала во сне.
Однажды с этим портретом произошёл случай, который запомнился мне во всех деталях на всю жизнь. Мне тогда было примерно 4 или 5 лет. Как-то раз, после очередной моей шалости, дед снова указал мне на «всевидящее око» Ленина и пристыдил меня за непослушание. Будучи сильно обиженной, я сказала в адрес портрета что-то очень непочтительное,  дерзко высказалась о «дедушке Ленине». Как именно, не помню, но помню, что дед пришёл чуть ли не в бешенство, неимоверное негодование, весь побагровел, и в неистовстве схватив меня за руку и выпучив глаза (отчего я уже не знала, кого мне больше бояться), подвёл меня к портрету, и, указывая на него, воскликнул: «Сейчас же проси прощения у дедушки Ленина!» Хорошо помню то его состояние, я его таким никогда раньше не видела. Он выглядел так, словно я обидела не Ленина, а его самого.
Испуг от поведения деда, страх, стыд, смешались в моей душе с чувством унижения и сильной обиды. «Просить прощения… у кого? У …портрета?!» Мне казалось это абсурдным и унизительным. «Да кто он вообще такой? Неужели он для моего деда дороже, чем я?» Я попыталась попросить прощения у деда, ведь он – родной мне человек. Но он, холодно приняв моё извинение, неизменно требовал, чтобы я обратилась к портрету. «Я тебя прощаю, но вот простит ли дедушка Ленин тебя теперь, не знаю...», - невозмутимо произнёс он. И в этот момент мне показалось, что и в голосе моего дедушки проскользнуло что-то жестокое и беспощадное, словно этот чужой «дедушка Ленин», если он и в самом деле – злой колдун, отнимал у меня моего родного деда, околдовал его, заставлял делать то, что он не хотел, заставлял быть не самим собой, а каким-то другим, совсем чужим человеком…злым и жестоким…
Я чувствовала себя одинокой, беспомощной и беззащитной. Мне надо было во что бы то ни стало «вернуть» моего родного дедушку, сделать так, чтобы он вспомнил, что я – его родная внучка, сделать так, чтобы он снова стал самим собой, чтобы всё в нашем доме встало на свои места.
Я плакала, но дед был неумолим. Тогда, упав на колени перед портретом, всхлипывая, глядя на него сквозь застилавшие глаза слёзы, дрожащими губами я произнесла: «Дедушка Ленин, прости меня пожалуйста, я больше так не буду…». Когда я говорила это, Ленин продолжал хитро улыбаться, и, прищурившись, смотрел на меня…но теперь, как мне показалось, его лицо несколько смягчилось и стало добрее… и он как будто снова превратился в "доброго дедушку". Слушая моё извинение, дед одобрительно кивал, после чего тяжело вздохнул, понемногу успокоился и вышел из комнаты. А я долго не могла прийти в себя от произошедшего…
Для меня, для моей детской души, это стало настоящим потрясением.
Не знаю как, но несмотря на всю абсурдность этого «извинения», и чувство унижения, я преодолела в себе естественное нежелание повести себя неестественным образом только ради моего родного деда…«Ладно, - думалось мне, - пусть…раз дедушке так дорог этот «дедушка Ленин», извинюсь перед ним, чтобы он успокоился…ведь всё равно он, а не какой-то чужой дед для меня самый главный, и самый родной, мой дедушка, который заменил мне отца… ведь никто-никто на свете, будь он тысячу раз самым великим из всех людей, никогда не заменит тебе твоего родного и близкого человека…

P.S. Позднее, вспоминая этот эпизод из своего детства, я не раз возвращалась к мысли о том, какой колоссальной энергией, какой необыкновенной силой воздействия на умы и сердца обладал этот с виду ничем не примечательный человек, что даже через много лет после смерти его воспринимали, как живого, а на его портреты, заполонившие всю страну, и проникшие почти в каждый дом, смотрели, как на иконы, с душевным трепетом, со слезами умиления… Да, Ленин был великим человеком, и многие сохраняли ему преданность и носили его образ в сердце до конца своих дней, как мой дедушка, Дмитрий Иванович. Но часто эти чувства были гипертрофированными, похожими на болезнь… возвеличивание этого человека часто доходило до абсурда, до умопомрачения…что и подтверждает этот случай, о котором я рассказала вам, мой дорогой читатель.

17.05.2018


Рецензии