Символ уходящей эпохи

В письме к художнику Илье Остроухову от 5 декабря 1895 года Василий Максимов так рассказывал о создании этой картины: «Дом и весь пейзаж мною сочинены были раньше, чем я обработал фигуры, над поворотами которых я долгонько мозговал и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюм весь и вся обстановка были у меня в запасе как наследие моей тёщи, франтихи-профессорши сороковых годов»…

  Впервые Василий Максимов задумал написать полотно в 1866 году, когда  жил в деревне Шубино Тверской губернии. В 1880-х годах он написал ряд этюдов и эскизов. Над самой же картиной Максимов работал в 1888—1889 годах в расположенной на берегу реки Волхов усадьбе Любша, которая в 1885 году по наследству перешла его жене Лидии Александровне.

 Работа над картиной была закончена в 1889 году. Полотно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге и Москве и «имела исключительный успех». Критик Владимир Стасов писал, что «это тема, чудесно взятая и чудесно переданная». В том же 1889 году картину приобрёл Павел Третьяков.

Забытая усадьба

   В письме к Павлу Третьякову от 14 января 1889 года Максимов называл свою новую картину «Забытая усадьба» — он писал: «С радостью жду посещения моей утлой мастерской собратьями по кисти, что-то скажут о моей «Забытой усадьбе»?» Но три месяца спустя, в письме к Третьякову от 8 апреля 1889 года, Максимов уже использовал название «Всё в прошлом», которое с тех пор и закрепилось за этой картиной.

  Как не печально констатировать, но после написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня. Чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял эту картину, которая пользовалась популярностью у покупателей. Говорят, что им было написано более 40 авторских повторений.

Остатки былой роскоши

  На переднем плане изображены две пожилые женщины — барыня и её служанка-наперсница. Они расположились у порога флигеля. Основное здание усадьбы находится на заднем плане — в запущенном состоянии, с заколоченными окнами. Вокруг него — засохшие деревья, а там, где когда-то были разбиты клумбы, лежат кучи сушняка. У флигеля же распустился куст сирени, в тени которого и сидят в этот весенний солнечный день героини.

  Барыня, в модном когда-то кружевном чепце сидит в кресле, задумавшись, с полузакрытыми глазами. Она одета в платье с нарядным бантом и бархатную тальму, отделанную мехом. На пальцах — золотые перстни, в опущенной руке держит лорнет. Под ноги подложена подушка, рядом с которой примостился спаниель. В вальяжной позе старухи видна благородная стать.

  По-видимому, она вспоминает что-то из своей молодости. «Она полна сознания своего былого достоинства. Перед нами барыня, когда-то властная и жестокая», напишут потом о ней критики. Для этого образа Максимову позировала жена брата Алексея Варвара.

  Служанка расположилась на приступке, рядом с самоваром. Художник изобразил её как простую деревенскую старушку-крестьянку. Она одета в пёструю юбку и кофту, поверх которой повязан тёмный фартук. На голове — атласный платочек. Она и сейчас не перестаёт трудиться — сосредоточенно вяжет чулок, зимою будет приятно надеть его на зябнущие ноги. У обеих женщин всё в прошлом — балы и увеселения для одной, тяжёлый труд — для другой. Теперь им только и остаётся, что радоваться весеннему солнышку.

 Особое очарование картине придаёт пейзаж. Большой, полуразрушенный усадебный дом, вырубленные деревья старинного парка… Прошлое живёт лишь в воспоминаниях, но серебристое сияние тёплого весеннего дня наполняет душу светлым покоем, и по-прежнему буйно цветёт старый куст сирени…

Сад усадьбы Любша стал декорацией для картины

    С 1863 года Василий Максимов учился в Академии художеств в Петербурге, а в 1866 году переехал в деревню Шубино, расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии, где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых.

   Надо полагать, что на художника произвела большое впечатление богатая обстановка графской усадьбы, наряду с рассказами о былом величии и о том, что теперь всё идёт к упадку. Там же он познакомился со своей будущей женой — Лидией, дочерью статского советника Александра Александровича и его жены Надежды Константиновны Измайловых. Им принадлежала небольшая усадьба Любша. Её сад и стал декорацией для картины, а прототипом барского дома был выбран соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой.

Авторские повторения

  Как написано выше, существует ряд одноимённых авторских повторений картины «Всё в прошлом». Одно из них, выполненное в 1890-х годах, принадлежит коллекции Национального художественного музея Белоруссии.

      В Государственной Третьяковской галерее есть реплика картины, выполненная сепией на бумаге. Здесь же находится уменьшенное повторение картины, которое поступило в 1973 году от Октябрьского райфинотдела города Москвы (возможно, ранее оно было в коллекции А. П. Лангового).

       В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге тоже есть авторское повторение картины «Всё в прошлом», исполненное в половину величины оригинала. Поступила эта копия в 2000 году как дар петербургских коллекционеров Якова и Иосифа Ржевских. Кроме этого, авторские повторения картины есть в Архангельском музее изобразительных искусств, Кисловодском мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко  и других собраниях.

Лебединая песня

     Критик Владимир Стасов в 1889 году в статье «Наши передвижники нынче» дал высокую оценку картине «Всё в прошлом». По его мнению, это полотно «представляет крупную единицу в истории его деятельности», и оно стало самым значительным достижением художника со времени написанной в 1875 году картины «Приход колдуна на деревенскую свадьбу».

    Обсуждая сюжет картины — «проживающая последние годы своей жизни старуха-помещица, которая протянулась на кресле в саду и которую грызут воспоминания прошлого», — Стасов отмечал, что «это тема, чудесно взятая и чудесно переданная». На основании своих впечатлений от этой картины Стасов пришёл к такому выводу: «Максимов не потух и не стушевался. В нём ещё добрый запас ощущения русской жизни. Он, наверное, сделает ещё много хорошего. Даже колорит его получил живость и изящество».

      Художник Яков Минченков так писал о Максимове в своих «Воспоминаниях о передвижниках»: «Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича».

     Художник и искусствовед Александр Замошкин отмечал, что «тема новеллы «Всё в прошлом» — распад «дворянских гнёзд» в условиях жизни пореформенной России — дана Максимовым с большим мастерством».

Повесть о помещичьей России

    Искусствовед Алексей Леонов подчеркивал, что картина Максимова «имела исключительный успех». По его словам, художник «создал полотно глубокого общественного смысла и большой художественной выразительности», которое стало «символом уходящей пореформенной России». Искусствовед Маргарита Чижмак утверждала, что картина «Всё в прошлом» за время, прошедшее с момента её написания, не потеряла своего обаяния, и она «предстаёт в залах Третьяковской галереи дивной «повестью» о помещичьей России с её героями, укладом жизни и нравами».

     Как это часто бывает у художников, после большого успеха наступает период угнетающей нужды и лишений. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями… Он продолжал рисовать сцены крестьянского быта, но почти не находил заказчиков и покупателей. Незадолго до смерти Василий Максимович начал писать «Прощённое воскресенье», но не успел её закончить: бедность и болезни сломали художника. Он умер 18 ноября 1911 года. Однако в истории русской живописи Максимов навсегда занял достойное место как «летописец» крестьянской жизни.


Рецензии
Уважаемая Наталья!
Есть картины, сильно воздействующие на зрителя, настолько сильно, что приобрести такую картину можно только для музея, в этом причина бедности Максимова.
Немножко о восприятии картины "Всё в прошлом", в ней есть небольшая надежда - куст сирени в цвету и медный начищенный самовар - жизнь продолжается.
С уважением,

Ирина Арапова   18.05.2018 20:55     Заявить о нарушении
насчет надежды... Даже не знаю, что вам тут сказать. Молодости-о все равно не вернуть

Наталья Швец   18.05.2018 21:03   Заявить о нарушении
Надежда для зрителя.
С уважением,

Ирина Арапова   18.05.2018 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.