Матвеев - мир разваливается на части

Современный мир «разваливается на части»
Владимир Матвеев

Формирование нового мирового порядка сопровождается глобальными валютными, торговыми, энергетическими войнами и «горячими конфликтами» на региональных уровнях. Формируется новейший технологический уклад, происходит процесс смены глобальных элит, глобальной торговой системе грозит «развал». 

Все больше исследователей, аналитиков обращают внимание на раздробленность мира и процесс разрушения старых международных институтов, увеличение роста конфликтов и рост напряжения в результате гонки вооружений сверхдержав.

Как пишет Сверре Лодгард (Sverre Lodgaard), старший научный сотрудник Норвежского института международных отношений, в Aftenposten «дипломатические решения ради общего блага становятся редкостью в большой политике» и приводит ряд характерных особенностей современной политики.
Как пишет норвежское издание, государственный суверенитет, территориальная целостность и невмешательство в дела других государств нельзя более «считать ядром мировой политики». Международное право зачастую стало свободно толковаться «в угоду той или иной стороне».

Еще 20 лет назад мир был однополярным, теперь же «стал полицентричным». По мнению ученого, США перестали быть лидером либерального миропорядка, но упрочили свою позицию как сверхдержава с правом на влияния на международные события, равно как и Россия с Китаем. «Импульсивный и внезапный по своей природе», Трамп сделал «непредсказуемость частью своей стратегии».

При этом, Американская империя движется по пути Британской. Китай, «страна номер два в международной иерархии, возможно, скоро свергнет ее с пьедестала, и поэтому все чаще рассматривается как проблема, соперник или даже враг». Противоречия между США и Китаем становятся все более очевидными, «верхушка иерархии власти может пошатнуться в любой момент».

Отмечается, что Китай развивается столь стремительно, что мир в скором времени «снова станет двуполярным». Ученый прогнозирует, что на этот раз сверхдержавами будут США и Китай. В крайнем случае, мир останется многоцентричным, но «главенствующая роль будет отведена этим двум игрокам».

Однако, в этом контексте напомним, что ряд экспертов США считают, что мировой порядок изменился, и на смену одно-полярной системе во главе с Соединёнными Штатами, пришла «конкуренция» между тремя основными державами – США, Китаем и Россией.

Относительно перспектив Евросоюза, Лодгард пишет, что «в последние же годы европейское единство начало давать трещины, интеграционные процессы приостановились и заново встали вечные вопросы: «если ли смысл в интеграции, если она может в любой момент «взять тайм-аут»? И можно ли в данном случае считать стагнацию проявлением регресса»?

Процесс Brexit «может обернуть дело в любую сторону»: «единая Европа может развалиться окончательно, и тогда бывшие страны-члены пойдут каждая своей дорогой. С другой стороны, избавившись от британского тормоза, интеграционные процессы могут заработать с новой силой — именно в этом Макрон сейчас пытается убедить Меркель», пишет Aftenposten.

В отличие от Лодгарда, заметим, что, несмотря на еще не согласованные планы канцлера ФРГ Меркель и президента Франции Макрона по реформированию ЕС, структура уже расколота и находится в процессе естественного переформатирования странами-участницами, усиленного процессом Brexit и политикой Администрации Трампа. Париж и Берлин сами не могут договорится по процессу реформирования еврозоны. Основную роль в переформатированной структуре начинают играть национальные правительства, что прослеживается на примере Польши (под эгидой США).

Автор отмечает, что «утрачивают силу международные соглашения о контроле над вооружениями и разоружении». Если недавний российско-американский договор СНВ-III, действующий с 2011 года, «не будет продлен, мир впервые с 1972 года останется без договоренности о сокращении стратегических ядерных вооружений между двумя сверхдержавами».


Отмечается, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) «подвергается растущему международному давлению». Автор уверен, что «если президент Трамп разорвет ядерное соглашение с Ираном, это будет ощутимый удар».
Как пишет издание, на смену «статичной и стерильной политике» времен холодной войны «пришла сложная мозаика», где власть меняется быстрее, чем «когда бы то ни было».
В книге «Геополитика чувств» французский политолог Доминик Муази, напоминает Aftenposten, оставляет важное замечание. «Мы никогда не поймем мир, в котором живем, если не начнем принимать во внимание чувственную подоплеку геополитики».
В конце своей статьи научный сотрудник Сверре Лодгард пишет, что «мир разваливается на части». «Перспектива пугающая, однако если мы не решимся взглянуть проблеме в лицо, то окажем себе медвежью услугу».

В заключение добавим, что нарушение миропорядка, установленного после Второй мировой войны и общепринятых ранее правил, приводит мировых лидеров к поиску новейшего мирового порядка с резким обострением борьбы за ресурсы и лидерство в нем.
Мир стремительно приблизился к последней грани развязывания глобальной торговой войны. КНР вводит новые тарифы на 128 единиц американской продукции на сумму 3 млрд долларов в ответ на пошлины США на китайский алюминий и сталь.

Наряду с этим, правительство США набрало чрезмерно много кредитов, а Китай является одним из главных покупателей долговых обязательств США. У США федеральный долг составляет свыше $21 трлн (выше объема ВВП) (https://www.usgovernmentdebt.us/). Предполагается, общий долг США к концу 2018 года составит порядка $24.58 трлн.

Одной из причин масштабного кризиса может стать колоссальная закредитованность, долги правительств. Суммарный глобальный долг достиг 164 триллиона долларов США или около 225% мирового ВВП.

По убеждению канцлера ФРГ, выход Вашингтона из соглашения по ядерной программе Ирана подрывает мировой порядок. Невзирая на отказ США от «ядерной сделки» с Ираном, европейские страны, Россия и Китай намерены придерживаться соглашения.


Рецензии