Искусство в Терезиенштадте часть 5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «Последнее пристанище надежды. Художники в Терезиенштадте».

Некоторые художники по ночам часто собирались вместе, чтобы работать над рисунками.
На рисунках отражены многие сюжеты – поиски пищи, колонны людей, ожидающих депортации, переселение узников лагеря с одного места на другое, улицы и фасады домов в гетто, а также портреты заключенных – стариков, больных, умирающих, и умерших.

ФРАНТИШЕК МОРИЦ НАГЛ (28.05.1889-28.10.1944). Франтишек родился в городке Костельни Мыслова (тогда Австро-Венгрия).
С 1905 года по 1908 год посещает школу прикладного искусства в Праге и затем до 1912 года – пражскую Академию Художеств. По окончании учебы возвращается в родное имение в южную Моравию, где он с тех пор жил и работал художником.
В 1939 году, после вступления немцев в Чехословакию Нагла с семьей выселяют из имения на улицу. Теперь в его доме разместился «гитлерюгенд». Наглы переезжают в глубинку.

25 мая 1942 года Франтишека вместе с женой, скрипачкой из Праги Властой Нетеловой и двумя детьми депортируют в Терезиенштадт. Он берет с собой необходимые для живописи принадлежности и материалы.

В лагере Франтишек создал множество акварелей и гуашей, подробно анализирующих жизнь в лагере-гетто в течение длительного периода.
В 1943 году в Освенцим на смерть был отправлен сын Мирослав. Сам художник с женой дочерью Верой прибывает в Освенцим на последнем транспорте из Терезиенштадта, где они и погибают.

В конце 1949 года на чердаке при ремонтных работах в Терезиенштадте строители нашли 254 картины Франтишека Морица Нагла, которые он создал и замуровал в лагере для будущих поколений.


ПЕТЕР КИН (1919-1944). Этот, без преувеличения, гениальный художник, поэт и драматург 25-летним погиб в Освенциме. Он родился в Варнсдорфе, городе на севере Чехии, недалеко от немецкой границы. Отец был предприниматель в области текстиля. Их семья принадлежала к чешскому немецкоговорящему еврейству. Петер окончил гимназию в городе Брно.

Он был талантливым человеком, писал стихи, рассказы, был драматург и  киносценарист. Был и  талантливым рисовальщиком, художником. В одном из стихотворений после прихода нацистов в Чехию Кин писал о том, что он боится огромной синей темноты, этого ужаса смерти, который коварно поджидает его...
Когда его, как и других студентов-евреев, исключили из института, он посещает частную школу рисунка и графики, а также дает уроки рисования для молодежи при синагоге.

Вскоре он женится на своей любимой модели, Ильзе Странски.

4 декабря 1941 года Кин вместе с родителями и женой был депортирован в Терезиенштадт.
Более 100 картин маслом, преимущественно портреты, он забрал с собой в будущем в изгнание.
Как и многие другие художники, он работал в техническом бюро, а также занимался литературной деятельностью, музыкой.

Он, как и другие, еще не знал своей судьбы, но острое предчувствие беды - депортации и смерти - тревожило души. И они работали с огромной отдачей. Петр Кин, как видно, обогнал их всех. До депортации он нарисовал около тысячи рисунков, написал стихи, три пьесы и либретто для знаменитой оперы Виктора Ульмана «Император Атлантиды» (Эта опера сохранилась и впервые была поставлена на сцене уже в 1975 году). В Терезиенштадте Кин написал стихотворный цикл «Город чумы». Многое из написанного и нарисованного Кином не сохранилось.
Личная жизнь у него не сложилась, и Петер сходится с Хельгой Вольфенштайн, тоже чертежницей техотдела.

16 октября 1944 года Петера, его родителей и его жену Ильзу депортируют в Освенцим.
Кин ничего не сообщил об этом Хельге, но незадолго до отправки транспорта он передал ей чемодан со стихами и множеством рисунков из жизни гетто.
Жизнь Петера закончилась в Освенциме в конце 1944 года, где он работал на погрузке товарных вагонов. Он погибает от инфекции без врачебной помощи.

Подруга Кина Хельга Вольфенштайн пережила Терезиенштадт, а с ней пережил и чемодан Петера Кина с содержимым. В 1971 году по решению правительства ЧССР рисунки Петера Кина переданы в музей Терезиенштадта.


АРТУР ГОЛЬШМИДТ. Артур родился в 1873 году в Берлине в еврейской семье, рос и учился в Гамбурге. Ещё в 1858 году семья вышла из еврейской общины и перешла в протестантизм. Он учился на юриста, успешно работал и в 1902 году становится судьёй I инстанции.
В 1904 году женится на крещеной еврейке Китти Хоршиц. В 1913 году Артур – уже земельный судья. Карьера его успешно продвигается, в конце концов, его приглашают в Лейпциг в Верховный имперский суд.

Карьера юриста для него заканчивается в 1933 году сразу после прихода к власти нацистов. Отныне Гольшмидт всецело отдается своему давнему хобби – живописи.
Он реалистически оценивал национал-социалистическую угрозу для своей семьи и отправляет в 1938 году обоих своих сыновей (Эриха и Георга-Артура) за границу, во Флоренцию.
Когда в 1942 году умерла жена Китти, местный пастор отказывается хоронить на христианском кладбище из-за «неарийского» происхождения.

 Через месяц после смерти жены Гольшмидта в июле 1942 года депортируют в Терезиенштадт. Здесь в гетто он был как пастор для еврейско-протестантской общины лагеря.
Он пережил лагерное лихолетье и вернулся вновь в Гамбург. Он стал активистом социал-демократической партии, был заместителем бургомистра города Reinbek, входящего в большой Гамбург. 9 февраля 1947 года 74-х летний Артур Гольшмидт умирает.
Младший сын – жив. Он крупный французский писатель, эссеист и переводчик. Кстати, он перешел в католицизм.
Продолжение следует.


Рецензии