Зачет по политологии

(из воспоминаний о студенческой жизни)

Четвертый курс. После академического отпуска по болезни учусь на курс ниже своих. Среди новых сокурсников особо друзей не завела, все больше со «старыми» общаюсь, а они на пятом, – заканчивают.

У меня летняя сессия началась, а мои подружки сдают гос.экзамены и готовятся к защите дипломов. В разгаре «обмывки» – шумные и развеселые студенческие посиделки по поводу «последнего семинара», «последней лекции» и т.д. Без меня не обходилась практически ни одна вечеринка. Песни под гитару, стихи, анекдоты – мы не умолкали до утра. Да и что уж греха таить? – не обходилось и без обильных возлияний!

После очередной «обмывки» иду в универ на дифференцированный, т.е. с выставлением оценок, зачет по политологии. Преподаватель – мужчина средних лет, невысокий, седой и со строгими глазами. Мне кажется, он не улыбался никогда. По крайней мере я его улыбающимся или хотя бы с доброжелательным выражением лица не видела. Была пару раз на его занятиях, сердитый дяденька не слишком-то мне понравился и я решила, что политология мне, в принципе, в будущем не пригодится и перестала ходить на его лекции.

А зачет-то сдавать надо! С утра я вырядилась на зачет как на праздник. На мне был великолепный брючный костюм цвета кофе с молоком, который мне подарила моя подружка Куралай. Выглядела я в нем сногсшибательно – этакая леди! Вышла из общаги: солнце светит, птицы щебечут, ничто не может и не должно омрачить моего великолепного настроения!

В просторном холле главного корпуса встретила свою подругу Марфугу. Она была с братом, который учился в Москве в РУДН. Ануар был направлен на практику в Нефтекамск, а по пути он заехал проведать сестренку. Мы были и раньше с ним знакомы, в Алма-Ате он бывал не раз. Ему доставляло несказанное удовольствие слушать байки про наше студенческое житье-бытье, и вообще, – послушать казахскую речь, по которой он очень скучал в России. Марфуга пригласила всех наших девчонок, в том числе и меня, вечером к себе в гости. Она жила с мужем Сагидуллой в его общежитии, в политехе. Вечеринка намечалась по поводу то ли ГОСа, то ли защиты, то ли приезда брата, в общем, – не суть!

Как только я сообщила, что иду на зачет, Ануар озабоченно стал расспрашивать: «Ну, как ты? Готова к зачету? Думаешь сдашь?». Я посмотрела на Ануара как на инопланетянина: «А что там сдавать-то? Ну, зайду, посмотрю что к чему. Жагдай айтып, жартымды коярмын! (из современного казахского фольклора, дословно: «объясню ситуацию, поставлю пузырь»). Этой фразы было достаточно, чтобы этот московский франт буквально сложился пополам и разрыдался от смеха! «Ну и ну! Мы к зачету не так готовимся. Мы занимаем очередь и до последнего сидим в читалке, зубрим до одури! А вы – руки в брюки и на зачет! Вот это да!». Договорившись насчет вечера мы разбежались. Ануар мне кричал вслед: «Приходи обязательно! Расскажешь как сдала!». «Договорились!»

Иду в корпус юрфака, где был назначен зачет. В темном коридоре у двери аудитории мрачнее тучи стояли мои согрупницы. Кто-то из девчонок тихонько плакал, стоящие рядом успокаивали. Стоило мне подойти, как все на меня зашипели: «А ты вообще ему на глаза не показывайся! Он знаешь какой злой, он все пропуски нам припомнил. Уже десять человек вышло с зачета, а он никому еще не поставил. А сегодня – последний день зачетной недели. Не сдадим сегодня, то допуска к экзаменам не получим и придется летом или осенью пересдавать!». «Нда-а!» - призадумалась я. Дело «швах»: у меня за весь семестр всего два посещения.

Но я так просто не сдаюсь! Вдруг вспомнились слова Ануара и я, недолго думая, развернулась и прямиком направилась к читалке юрфака. Попросила дать мне «Толковый словарь политических терминов». Бухнув неподъемную книгу на стол, совершенно безинициативно открываю словарь где-то ближе к началу, ткнула пальцем и стала читать статью: «Государство». Читаю, да, определение я знаю, переворачиваю еще пачку листов, натыкаюсь на статью «Политические партии». Пробегаю глазами – и это определение мне известно. Годы руководительской деятельности в комсомольской организации, в общем-то, не прошли даром. А в читалке, в отличии от темного и мрачного коридора, солнце так жарило, да такое яркое, ну такое жизнерадостное, просто невозможно было усидеть!

Я вернулась назад. Преломив «оборону» и, несмотря на увещевания перепуганных девчонок, с громким стуком я почти ворвалась в аудиторию и почему-то осталась стоять у двери. Седой мужчина что-то писал. Секунда, две и преподаватель поднял на меня колючие глаза и, как бы вопрошая «чего стоим?», молча уставился на меня. И тогда, слегка растерянно, но с долей юмора в голосе и самое главное – с ослепительной улыбкой громко говорю: «Здрасьте! Я вот стою и думаю: мне сразу уйти или может попробовать билет взять?!». А про себя: «Ну все, приплыли! Сейчас выгонит и не видать мне зачета!». Сначала брови у него нахмурились, но потом его глаза слегка сузились, и я отчетливо увидела, как в них вдруг стали таять и исчезать льдинки. Мужчина неожиданно громко расхохотался: «Ну-ну, попробуйте!». Осмелев, подхожу к столу, торжественно вручаю зачетку, вытягиваю билет, вслух читаю вопросы и... вы не поверите: первый вопрос – «Государство», второй – «Политические патии».

Ух-ты! Я почувствовала такой кураж, шутка ли – такая удача! Деловито спрашиваю: «А можно мне без подготовки?». «Да, да, конечно! Присаживайтесь, пожалуйста.». Чуть ли не скороговоркой отчеканила все то, что только-что прочитала в словаре, потом стала приводить какие-то примеры, буквально «соображая на ходу». Сначала преподаватель, не поднимая головы, молча слушал меня, что-то писал, потом вдруг вступил в диалог со мной. Он не задавал мне вопросов, он дополнял мои ответы, высказывая свое мнение по поводу, а мне оставалось только поддакивать: «Да, да, да! Именно это я и имела в виду! Конечно, я тоже так думаю!». От такого куража я завелась и не могла остановиться, при этом затылком я ощущала обомлевшие лица своих согрупников.

«Спасибо! Вы можете идти!» – широко улыбаясь, прервал мою очередную тираду преподаватель и положил передо мной коричневую книжицу. В раскрытой зачетке в графе «оценка» прописью значилось «отлично». Есть зачет! Поблагодарив и распрощавшись, я стремглав умчалась прочь, надо было готовиться к вечеринке.
Одеваюсь, навожу марафет у зеркала в своей комнате, как с грохотом распахивается дверь и, громко смеясь, вваливаются ко мне девчонки с группы. «Ой, Гульбанушка! Что ты с ним сделала?!». «С кем?». «Да, с преподом! Он после тебя такой веселый, такой добрый стал. Собрал все зачетки, выставил нам «трояки» и отправил восвояси! Спасибо тебе!».

В раскрытые окна комнаты на первом этаже было видно, как Марфуга с подругами накрывали на стол. Ануар озабоченно встречал меня у порога: «Ну? Сдала?». «Конечно! Пять!». Еле сдерживаясь от приступов смеха, Ануар искренне недоумевал: «Но как?! Как можно сдать политологию без подготовки?!». Я рассказала все как есть. Мой рассказ стал хитом того вечера. Смеялись все до слез. Я была в ударе, вечеринка прошла «на ура», но это уже отдельный рассказ.

А я с тех пор знаю точно: улыбкой можно растопить любой лед! Улыбайтесь, друзья, и у вас все получится!

Алматы, апрель, 2011 г.


Рецензии
У Вас наверное особенная улыбка) И когда вспоминаете студенческое время вспоминаете, наверняка улыбаетесь? Верно? Спасибо.

Сергей Горельцев   19.04.2019 09:08     Заявить о нарушении
Все верно, Сергей!
Спасибо Вам за визит и теплый отзыв!

С наилучшими пожеланиями, Гульбану

Гульбану Кусаинова   19.04.2019 09:46   Заявить о нарушении