Эта долгая, короткая жизнь. 3 глава
Среди дехкан развивалось кооперативное движения, открылись специальные школы и курсы по подготовке советских, партийных, хозяйственных и судебных работников. Был создан Среднеазиатский коммунистический университет, в котором обучалось много узбеков. В Ташкенте, Коканде и Самарканде работали советские партийные школы. Ликвидация крупных землевладельцев и баев и образование колхозов, происходила много позже, в тысяча девятьсот двадцать шестом году.
Это написано для того, чтобы в дальнейшем мы могли иметь представление о том, что происходило в то время в Фергане и Ферганской области, в том числе и в Маргилане, Намангане и Коканде.
Бакир акя, вернувшись домой, стал угрюмым и не общался с соседями, ведь они погубили его дочь, свет его очей. Но жене он рассказал, что сначала его хотели повесить.
- Но я не делал этого, жена, понимаешь, не делал. Я Аллаха боюсь, такой грех на душу брать. А Юлдаш баю сам Аллах и приготовит кару, за двух невинных детей, им погубленных. Наверное, Всвевышний смилостивился надо мной и оставил жить, - тяжело вздыхая, говорил он.
О том, что ему пришлось испытать за эти неполных семь лет, он говорить не стал, зная, как больно будет родным услышать о его злоключениях. Старший сын Бакира акя, Гулом, пока отца не было, сумел жениться, ведь парню было уже двадцать пять лет, хотя Юлдаш бай и отнял всю скотину, что дал за Сабиру.
- А остальное можешь оставить, Бакир, всё же я провёл с твоей дочерью первую ночь, - снисходительно объявил Юлдаш бай на следующий день, после похорон Сабиры.
Гулом взял девушку, жившую недалеко от них, из такой же бедной семьи, что были и они. Свадьбу не играли, просто было не на что, так, скудный дастархан для сватов, которые привели невесту в дом Машкуры опы, да похлёбка из муки и пшеницы. Местный мулла прочёл молитву и провёл между молодыми обряд никяха. Соседи, как могли, помогли, кто-то испёк лепёшки, кто-то принёс фрукты из своего сада, так, общими усилиями и прошла маленькая свадебка. Гулом стал жить с молодой женой и к возвращению Бакира акя, у них родилась дочь, которой было уже пять лет.
- Хорошо, что Гулом женился, ты прости меня, Машкура, не дал я тебе должного счастья в жизни, - сказал Бакир акя, прижимая к груди внучку, но малышка отворачивалась от седеющей бороды своего деда, которого впервые видела.
- Не говорите так, Бакир акя. Я с Вами была очень счастлива. Разве в богатстве счастье? Да, Аллах забрал нашу единственную дочь, упокой её душу в своей обители, Всевышний. Но он подарил нам Нигору, нашу ненаглядную внучку. Вот женим Сардора, всё у нас будет хорошо. Ведь ему уже двадцать один год, - отвечала Машкура опа.
Но Бакир акя слышал, как она плакала по ночам, вспоминая Сабиру. Как получилось, что Машкура опа забеременела, она и сама не поняла, хотя конечно, Бакира акя не был так стар, ему и пятидесяти лет не было, а она то и того моложе, ей исполнилось всего сорок четыре года. Но прежде, чем женить младшего сына Сардора, женщина узнала, что у неё будет ребёнок. От стыда она не знала, как сказать об этом мужу, не знала, как же она родит, когда у неё уже есть внучка. Какой стыд перед сватами. Но о том, чтобы избавиться от ребёнка, у Машкуры опы и в мыслях не было. Она знала, что это великий грех, который Аллах не прощает.
И осенью тысяча девятьсот двадцатого года, Машкура опа родила девочку. Роды приняли местные бабки, которых под самое утро позвал Бакир акя. Девочка родилась слабенькой, с маленьким весом, хотя в те времена, в селе и не взвешивали родившихся детей. Но прошедшая революция, всё же внесла изменения и малышку зарегистрировали в местном сельсовете, который заменял тогда почти все административные учреждения, не считая школы, назвав её Сабира, в память о дочери, тем более, девочка была очень на неё похожа. Там поставили дату рождения и вручили Бакир акя бумагу, свидетельство о рождении.
Пришлось на год отложить свадьбу Сардора, ведь рождение нового человека, даже в очень бедной семье, событие. Бакир акя благодарил судьбу за то, что она благосклонно подарила им ещё одну дочь.
- Наверное, Всевышний вернул нам нашу дочь. Может быть её душа и перешла к этой малютке, верно, Машкура? - взяв ребёнка на руки и целуя в лобик, сказал мужчина.
- Вы правы, она очень похожа на нашу Сабиру, - улыбаясь, ответила Машкура опа.
Женщина стыдилась того, что в таком возрасте и вдруг родила. Но Бакир акя успокаивал жену.
- Это Аллах так решил, просто так Он не даёт такое благо, - сказал он.
Шло время, земля, которую им дала советская власть, была благодатной, мужчины работали от зари до зари. Земля их худо-бедно, но кормила. Даже получилось купить корову и двух баранов, казалось, жизнь понемногу налаживалась.
Через год, они наконец женили и Сардора, дом, правда, был небольшой, но семья была дружная, в тесноте да не в обиде, жили они не хуже других. Общими усилиями, налепили из глины кирпичи, высушили на солнце, а солнце в летнюю жару палило нещадно. Пристроили рядом, по соседству, ещё домик, для старшего сына Гулома и он с женой и дочерью переехал туда. Больше детей им Бог не дал, а у Сардора родился мальчик, который и был младше своей тёти Сабиры на два года.
Только время было неспокойное, образовались банды басмачей, правда, пришедшие в Туркестан большевики, нещадно с ними боролись. Только басмачи свирепствовали и не давали покоя местным жителям, которые вечерами стали запирать калитки, чего раньше никогда не делали. Многих из села переманивали в эти банды, обещая большие деньги.
- Вот расправимся с большевиками, богатая жизнь у вас начнётся, - говорили им.
И простодушные люди верили, а когда убеждались, что богатая жизнь им не светит, хотели вернуться к семьям, только уйти из банды басмачей и возвратиться домой, было невозможно. Таких сразу расстреливали, держа других в страхе. Люди стали с недоверием относиться друг к другу, казалось, предатели были везде.
Бакир акя в банду не пошёл, хотя его и заставляли это сделать, то угрожая, то уговаривая. Но он помнил Юлдаш бая и что он сделал с его дочерью и сыновьям запретил уходить к басмачам. И однажды ночью, в их дом ворвались люди Хикмат бая, главаря басмачей, которые засели в горах и выловить их и уничтожить, было дело непростым. Сам Хикмат бай сидел на коне, в дорогом халате и тюрбане.
- Схватите предателя Бакира и выведите на улицу! - приказал Хикмат бай.
- Уважаемый Хикмат бай, Бакир не продавался большевикам, он просто бедный дехканин, живёт с семьёй. Зря Вы его обижаете, - попытался возразить местный старик, сосед Бакир акя.
Хикмат бай презрительно посмотрел на старика и просто выстрелил в него, может этим он хотел навести страх на людей. В руках басмачей горели факелы, освещая всё вокруг. Вышедшие на улицу люди и правда со страхом взирали на происходящее. Но что они могли сделать, безоружные, против такой силы? Когда старик рухнул на землю, женщины завопили. Бакир акя стоял перед басмачами со связанными руками, Машкура опа умоляла не убивать её мужа. Гулом и Сардор пытались защитить отца, но местные жители, боясь и за их жизни, крепко держали ребят за руки.
- Презренные! Вы забыли, кто вас многие годы кормил, поил и одевал? Продались красным? Смерть предателям! Никому пощады не будет. Достопочтенный Юлдаш бай тоже не сидит сложа руки, он тоже воюет с советами. За клочок земли, вы готовы ползать перед ними на коленях, - привстав на коне, громко говорил Хикмат бай.
Потом он велел всенародно повесить Бакир акя и ещё двоих сельчан, что быстро и сделали его люди. Вокруг стоял плач и крики.
- Красные! - крикнул один из бандитов, подбежав к Хикмат баю.
- Я ещё вернусь! А кто добровольно вступит в мой отряд, награжу всю его семью. По коням! - крикнул Хикмат бай.
Басмачи ушли, когда отряд красноармейцев прискакал в село. Светало и было решено преследовать банду Хикмат бая и покончить с ней. Только через два дня пришла весть, что с басмачами покончено, несколько сельчан тогда вернулись, те, которые добровольно сдали оружие и повинились перед советской властью. Среди них были те, которые, как они говорили, не убивали. Их простили и велели возвращаться домой.
Бакир акя, старика и ещё двоих мужчин, хоронили всем селом, с громким плачем и причитаниями. Так Машкура опа осталась вдовой в свои сорок семь лет и с маленькой дочкой на руках.
Но жизнь не стояла на месте, надо было жить дальше. С бандой басмачей было покончено, хотя в других областях ещё оставались банды, сформированные из раскулаченных и тех, кто добровольно, или насильно вступал в банды басмачей. С ними жестоко боролись красноармейцы.
Но тут пришла новая беда...
Свидетельство о публикации №218051800109