Трясцина Людмила Ивановна

   
         

              Не знаю почему, но только это - факт: с первых классов в школе мне не нравилась математика. Кто знает, возможно, она мне и «отбила» бы желание учиться в школе, если бы не одно «НО». Я обучался с первого по десятый класс в трёх разных школах. К моему счастью, везде на моём пути встретились замечательные учительницы математики. К сожалению, я запомнил на всю жизнь только двоих из них, ибо в Средней школе № 9 города Тольятти  находился всего-навсего полгода (в 8 классе). Потом продолжил обучение в 8 классе и окончил десятый уже в тридцать пятой городской Средней школе.

         Так вот, я до сих пор с особой теплотой вспоминаю прекрасных педагогов, обучавших нас математике, Ларису Гурьевну Харченко с украинской школы и Людмилу Ивановну Трясцину с российской школы. Речь сейчас пойдёт о последней.

          Родилась Людмила Ивановна  13 ноября 1939 года. Что сказать, и число «13» не очень хорошее, и тридцать девятый год – начало Второй Мировой войны – тем более.  Как и моя мама (на три года старше) она относится  к  категории граждан - «Дети войны». Тяжело во время Великой Отечественной войны было всем, и на фронте, и в тылу, а тем более, в оккупации. Но больше всего лиха досталось детям. Многие, став взрослыми, «замкнулись в себе», стали мало общительными. Таких я часто встречал и в селе, и в городе. Их понять можно: то, что они перенесли тогда, врагу не пожелаешь.

         Однако были и есть среди «Детей войны» и такие, кто смог  достойно прожить последующие годы, радуясь жизни, и радуя окружающих  людей. К ним, по праву, можно отнести и Людмилу Ивановну Трясцину.

          Когда моя мама забирала мои документы с девятой школы в тридцать пятую, то её сама директор отговаривала от этого. Во-первых, после чисто украинской школы я ещё не совсем адаптировался к русской, во-вторых, там находился уже давно сплочённый коллектив учителей, а в тридцать пятой - все новые, за полгода едва успевшие познакомиться. Тем не менее, мама рискнула, забрав документы: каждый день ездить на переполненном городском автобусном маршруте №3 со Старого города в Новый (тогда районов в Тольятти ещё не существовало) и обратно, - считалось невозможным.

         К счастью, тревога оказалась напрасной: да, встречались мне и не очень хорошие учителя, но большинство из них можно смело назвать Учителями с большой буквы. Среди них – Л.И. Трясцина.

           Смотрю я сейчас на фото нашего 10 «б» класса, на фотографию Людмилы Ивановны, и невольно сравниваю с фото на её странице на сайте «Одноклассники». Да, прожитые годы, десятилетия её состарили внешне, но остались те же добрые глаза, та же улыбка. Даже посторонний, взглянув на последнее фото, скажет: «Перед нами добрейшей души человек». И не ошибётся. Ибо мы, её ученики и ученицы 1974 года, это подтверждаем.

         Права моя одноклассница Валя Калёнова: «Любовь к школьному предмету прививает не сам предмет, а педагог-учитель». На себе это я вполне испытал. Так получилось, что с детства я не принадлежал к так называемым «физикам», меня сильно тянуло к «лирикам». В итоге я и окончил не технический вуз, а гуманитарный. Конечно, счастлив вдвойне тот человек, которого тянет в обе стороны. К ним опять же принадлежит наша бывшая учительница математики. Я нисколько не удивился, прочитав на её странице в «Одноклассниках», что среди увлечений в разделе «Книги и периодика» указана – поэзия. Оказывается можно преподавать математику и интересоваться стихотворениями и поэмами, не относящимися к указанному предмету.

           То, что Людмила Ивановна замечательный педагог, я окончательно убедился  по окончании восьмого класса. Тогда многие из одноклассников ушли учиться в техникумы и училище. Собрался и я, рассчитывая на техникум. Но сейчас, с высоты прожитых лет,  убеждён, не видать мне  тогда техникума, как «своих ушей». Возвращаться в 9 класс вряд ли получилось бы, пришлось бы идти в профессиональное училище. К счастью, меня от этого оградила школьная комиссия во главе с директором Харитоновым В.Г. Но «последнюю точку» в этом вопросе, конечно же, поставила учительница математики, что в начале для меня оказалось полной неожиданностью: математика-то давалась мне с трудом. Однако проучившись потом в девятом и десятом классах, я понял одно: она в первую очередь беспокоилась не о своём предмете, её интересовала дальнейшая судьба каждого персонально ученика. За это ей низкий поклон!

           Трясцина смогла убедить меня, что лучше окончить ещё два класса и поступить потом в институт, где не требуется математика. Честно говоря, я до этого сам тогда не додумался. Но когда после армии поступил и успешно окончил юридический факультет университета, я вспомнил те её слова, ибо она оказалась права на все сто процентов. Меня с тех пор не покидает мысль: как она могла это предугадать, зная меня всего каких-то   четыре месяца? Знала бы Людмила Ивановна, как я получив диплом юриста, ехал с Самары (тогда – Куйбышев) в Тольятти и всю дорогу мысленно её благодарил?!

            Многие мои одноклассники состоят в друзьях у Трясциной в «Одноклассниках», и  меня это нисколько не удивляет. Меня здорово удивил совсем другой друг. Я даже сначала  не поверил, он ли это? Речь идёт о Павле Булгакове. С нами он, понятно, не учился, так как родился пятью годами позже. Зато в 1975/76 учебном году заканчивал восьмой класс в Средней школе №35, что и я годом раньше – десятый.

           Так вот, Пашу я знаю давно, он брат моего друга Толи Булгакова. Очень честный и принципиальный человек, окончивший в своё время военно-политическое училище и работавший долгое время в милиции. Если он включил в число своих друзей наряду со мной только одного представителя педагогического коллектива нашей родной школы, то сделал  это не просто так. Паша хорошо разбирается в людях.  Это как раз лишний раз подтверждает, нам, учащимся бывшей Средней школы №35 (ныне этот гимназия с тем же номером), с учителем математики повезло. Я сейчас с ужасом думаю, что меня ожидало, если бы они с учительницей русского языка поменялись тогда местами?! К счастью, этого не случилось.

18.05.2018 г.



          


Рецензии
Замечательный рассказ о хорошем человеке. У советских преподавателей была прекрасная черта - служить трудом людям. Когда я читал Ваш рассказ, Уважаемый Пётр, то невольно сравнивал отношение Людмилы Ивановны Трясциной и к предмету, который она вела в школе, и к ученикам.
Изменились времена, изменились и нравы в стране. При диком капитализме на первое место в жизни
вышли деньги, нет былого уважения к учителям, того что было в советские годы жизни, но время не
властно над человеческой памятью, хранящей в себе образы хороших людей.

ВСЕГО ДОБРОГО ВАМ, УВАЖАЕМЫЙ ПЁТР!

С Уважением

Александр Андриевский   18.05.2018 16:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за замечательную рецензию.

Петр Панасейко   18.05.2018 18:28   Заявить о нарушении