Возрождение немецкой культуры и религии в АзР

  Т. Гумбатова. Возрождение немецкой культуры и религии в Азербайджане(1994-2003).
    Согласно переписи населения в 1989 году в Азербайджане проживало 748 немцев. Безусловно, это были те люди,  у которых в пятой графе советского паспорта было записано - немец.
Изменение политической ситуации в Советском Союзе с 1985 года, интенсивное развитие демократических принципов в обществе, сделало людей более открытыми. Но страх пережитого в прошлом был так велик, что этот процесс шел очень медленно. Это касалось и сведений о принадлежности к немецкой национальности.
Общеизвестно, что в семьях смешанных браков, родители сами настаивали на том, чтобы их дети при получении советских паспортов не приобретали эту непопулярную ранее национальность. Это касалось даже тех случаев, где немцем был отец. По этой причине точные данные о количестве немцев не только в Азербайджане, но даже в г. Баку отсутствуют до настоящего времени.
   Первой организацией в Азербайджане, которая в 1992 году объявила себя немецкой, была Новоапостольская церковь. В арендуемом клубе института искусств (сейчас там расположено посольство Германии в Азербайджане) эта организация очень мобильно и активно стала проводить свою религиозную деятельность в г. Баку. Именно там впервые за много лет публично зазвучала немецкая речь. Проповеди священнослужителей из Германии привлекли внимание немцев и их потомков.
   20 августа 1992 года в Азербайджане был принят «Закон о свободе вероисповедания. Новоапостольская церковь была зарегистрирована в Минюсте Азербайджана. Это дало ей возможность арендовать для богослужений Зал Органной и Камерной музыки Азгосфилармонии (б. молитвенный зал Евангелическо-Лютеранской Церкви Спасителя ). Газета « Труд» сделала об этом сообщение (1), ошибочно указав, что в кирхе возобновила работу евангелическо-лютеранская церковь.
   Новоапостольская церковь никогда не была «немецкой» и в Советском Союзе появилась накануне его распада в 1990 году. Согласно сведениям
(2), первые приверженцы новой апостольской веры появились в Шотландии и Англии в средине Х1Х века и быстро распространились на европейском континенте, в том числе и в Германии. В 1863 году между английскими и берлинскими апостолами произошел разрыв, в результате чего в Германии возникло сообщество, получившее в 1930 году название - «Новоапостольская церковь». По общепринятым понятиям эта церковь является сектой - т.е. в ее вероучении содержится только часть общего христианского учения. Наиболее необычным является крещение умерших. Главой церкви в Баку был апостол Клаус Дитер Кениг (Северный Рейн- Вестфалия) из Германии. В 1999 году, согласно данным  выпускаемого церковью журнала » Наша семья» (3), в Баку насчитывалось 199 членов. Число немцев или людей,  имеющих немецкие корни установить не удалось. Пастырем общины долгие годы работает Айдын Фараджулаев , по матери- Рейхсшнайдер.
   Общество » Возрождение» .
16 сентября 1992 года Президент Азербайджанской республики Абульфаз Эльчибей издал Указ « О развитии малочисленных народов и национальных меньшинств». В этом же году было зарегистрировано «Азербайджанское национально-культурное общество немцев «Возрождение», главной целью которого было » объединение этнических немцев и сохранение немецкого этноса». Председателем этого общества была избрана Ида Швайгерт. Согласно Уставу, членами общества могли стать только те, кто документально мог доказать свое немецкое происхождение и их члены семьи (4). По данным (5) в 1996 году общество насчитывало 120 человек.
   С первых дней в обществе много внимания уделялось изучению немецкого языка. В 1993 году была организована первая группа учащихся. С 1996 года Посольством Германии было образовано три, а в 1997 году - пять групп и воскресная группа для детей. Посольство Германии передало в дар пишущую машинку и 40 комплектов учебников с кассетами для тех, кто не смог попасть на эти бесплатные курсы. Затем эти курсы были организованы при академической службе по обмену студентами (ДААД) в Бакинском институте иностранных языков, где члены общества «Возрождение» продолжили изучение родного языка бесплатно. Но вскоре эта льгота посольством Германии была отменена (6). До настоящего времени члены общества обязаны оплачивать эти услуги,  и хоть эта сумма невелика, для многих она оказалась непосильной.
   В обществе люди общались, знакомились с немецкими традициями, вместе отмечали праздники. В 1997 году они отметили свое пятилетие (7). К этому времени в обществе уже числилось 230 человек, включая жителей г. Баку, Сумгаыта , Шеки и Гянджи На юбилее присутствовал советник посольства Германии Яспер Вик. После отъезда в 1999 году И.Швайгер в Германию, председателем общества был избран А. Сафаров ( по матери Тиссен), который продолжает работать до настоящего времени. При обществе организован детский хор под руководством членов правления общества Н. Кепеть и Л. Рыбалкиной (Меркель). В 2002 году хор стал дипломантом второго детского фестиваля фольклорной музыки, проводимого Министерством молодежи и спорта Азербайджана(8). Общество « Возрождение» до настоящего времени не имеет своего помещения. Их возможности ограничены двумя часами по воскресеньям ,предоставляемыми им посольством Германии в помещении « Капельхауза».
  Общество «Германия-Азербайджан»
В июле 1992 года в Азербайджане было открыто Представительство общества «Германия-Азербайджан», зарегистрированного при Кабинете Министров Азербайджана. Это общество было создано в декабре 1991 года в г. Дюссельдорфе. Президентом стал профессор, главный хирург земли Северный Рейн-Вестфалия Хармен ван Лессен. Полномочным представителем этого общества в Азербайджане был Ч.Абдуллаев ,а с 1995 года проф. К.Рустамов. В основном, это общество занималось гуманитарной помощью. Директором, а позже вице-президентом стал доктор М.А.Азербайджани , гражданин Германии, который вместе со своей женой фрау Кристи много сделали не только для азербайджанского народа, но и для возрождения и развития немецкой культуры. Благодаря их доброте ,общество «Возрождение» и Евангелическо-Лютеранская община долгие годы проводили свою работу в их помещении и постоянно получали материальную поддержку.
  В 1992 году вышла первая работа по истории немцев в Азербайджане, основанная на архивных материалах(11) . После ухода из этого общества ,Ч.Абдуллаев продолжил свою работу по сближению и дружбе двух народов -азербайджанского и немецкого. Им изданы две книги, освещающие эти отношения(12,13).
   Евангелическо-Лютеранская община г. Баку
инициативе пастора Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Св.Екатерины г. Киева Ахима Райса. При его помощи был составлен Устав Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины . Учредителями этой общины были Гамм Э.А. ,Швайгерт И.И., Эстерле(Луценко)Н.Г., Май(Алиева) Э.И. ,Мосман(Рыжкова)Э.Я., Франк(Ахмедова) Ф.Л. ,Гасаналиева(Швайгерт) Н.В., Кляйн(Гейдаров)Р.И. ,Гольцман(Алтынов) В.И., Редигер(Алиева) Л.С. и Гумбатова Т.Ф.(Клейншмидт).В процессе подготовки документов было решено зарегистрироваться под именем ранее существовавшей с 1877 года Евангелическо-Лютеранской общины в г. Баку
   2 ноября 1994 года, ровно через 57 лет после расстрела последнего церковного совета, община была зарегистрирована в Минюсте Азербайджана и приобрела статус юридического лица. Председателем общины была избрана Гумбатова ТФ., членами церковного совета- Швайгерт И.И. и Алиева Л.С.(14).
Община старалась объединить людей, имеющих немецкие корни. Членами общины могли стать только люди , получившие святое крещение. Обычно эти сведения не требовали подтверждения. За все время был только один случай ,когда пришлось проверить этот факт и убедиться в неправде. Обязательным было письменное подтверждение о желании пройти конфирмацию, т.е. принять лютеранство.
  Евангелическо-Лютеранская община начинала свою работу в условиях религиозного ренессанса. В страны б. Союза , в том числе и в Азербайджан, хлынул поток религиозных иностранных деятелей различного толка. Теологическая необразованность людей ,вызванная многолетней пропагандой атеизма с одной стороны ,неуверенность и непонимание происходящего в политической жизни государства с другой стороны, способствовали массовому увлечению религией. Заезжие пасторы собирали огромные аудитории слушателей. С целью привлечения в религиозные общины организовывались бесплатные курсы английского языка .Проходили публичные крещения в море. Широким потоком шла гуманитарная помощь в виде использованной одежды и старых лекарств.
   Зал органной музыки представлял собой универсальный религиозный дом. Богослужения адвентистов сменялись новоапостольцами, затем шли кришнаиты и американская организация пятидесятников «Животворящая благодать» .Все эти организации имели возможность оплачивать аренду зала( 100, позже 200 долларов США за два часа) в кассу Минкультуры.
В Азербайджане до настоящего времени отсутствует Закон о возврате религиозных зданий. В связи с этим  община все эти годы неоднократно обращалась к министру культуры Полад БюльБюль –оглы с просьбой бесплатно предоставить зал для работы общины, но получала отказ.
    В январе 1996 года Президент Азербайджана Г. Алиев дал устное указание о предоставлении общине зала по воскресеньям с 10 до 12 часов. Но министерство не дало никакого распоряжения по этому поводу. Попытка разрешить этот вопрос в судебном порядке не увенчалось успехом(15).
До настоящего времени община г. Баку , которая согласно утвержденного устава от 2000 года является правонаследницей Евангелическо-лютеранской общины и церкви «Спасителя», не имеет официально разрешенного права на бесплатное использование б. молитвенного зала для своей работы.
Без денег и гуманитарных пряников , без помещения и без духовного наставника, но с глубокой Верой лютеранская община начала долгий и трудный путь своего возрождения.
   Главная задача состояла в восстановлении своего исторического места в обществе среди традиционных конфессий. По этой причине, прежде всего были установлены взаимоотношения с Русской Православной церковью, религиозной общиной европейских евреев и с Управлением мусульман Кавказа.
     24 декабря 1995 года община провела в кирхе свой первый благотворительный рождественский вечер. Несмотря на то,что расходы на него превысили сумму собранных пожертвований, это было событием , которое не осталось незамеченным (16).С этого года эти вечера стали традиционными.
  С 1995 года община осуществляет уход за могилами немецких военнопленных в Баку и работу по возвращению имен похороненным (49). По инициативе общины совместно с обществом «Возрождения» и исполнительной властью Ясамальского р-на г. Баку была проведена очистка территории кладбища этого района и первичное озеленение. Проделана огромная работа по архивам Азербайджана и Москвы, составлены списки тех, кто нашел свой последний приют в Баку. В результате обращения общины в Президентский аппарат в 1996 году Управлением жилищно-коммунального хозяйства под руководством Меликова все захоронения приобрели вид могил . В настоящее время кладбище находится в надлежащем порядке, но , к сожалению, могилы так и остались безымянными. Каждый год Евангелическо-лютеранская община в третье воскресенье ноября в День поминовения усопших и 10 мая посещает тех, кто не по своей воле навсегда остался на земле Азербайджана (50,51).
    08 октября 1995 году после участия в одной из конференций в Анапе по инициативе Гумбатовой Т. была создана рабочая группа по изучению истории российских немцев в Азербайджане. Членами этой группы стали: Руднева Р.–зам.директора по научной работе Гос. исторического архива , Керимов Э –вед. н.с. института этнографии и истории НАНА и др. . Руководителем группы была избрана доктор Грайсфальдского Университета Аух Эва –Мария(59).
  22 октября 1997 года институт Археологии и этнографии НАН Азербайджана совместно с Германским институтом провели первую международную конференцию «Кавказские немцы –немцы на Кавказе до первой мировой войны»(60 ) . В 1999 году в Ханларе (б.Еленендорф) прошла вторая конференция (61 ). 25 сентября 2001 года в Баку - третья конференция « Немцы в городской жизни Южного Кавказа» .Безусловно ,это было бы невозможно без поддержки исполнительного. Директора Института германских и восточноевропейских исследований г. А.Айсфельда и г. Е.Аух. 8 октября 2000 года руководителем группы была избрана к.и.н. Х.Вердиева. Группа является членом Международной Ассоциации исследователей истории российских немцев и продолжает свою работу до настоящего времени. периодически собираясь для обмена информации и простого общения.
    С 1996 года в прессе по инициативе общины постоянно публикуются сообщения об истории лютеранства в Азербайджане(17,18,19) и ЕЛЦ Спасителя в Баку(20,21).
  Благодаря пастору Райсу у общины установились добрые взаимоотношения с «Евангелическо-Лютеранской Церковью в России,на Украине, в Казахстане и странах Средней Азии»- именно так она представляла себя в то время. Пастору Редеру было поручено оказывать нам духовную помощь в работе. Прекрасный организатор , он делал все, что было в его силах , для поддержки и развития общины ,за что мы ему очень благодарны.
   В феврале 1996 года община организовала в Кирхе необычную для города конференцию, посвященную 450-летию со дня смерти Мартина Лютера. К сожалению, до сих пор многие путают его с Мартином Лютером Кингом.На сцене был установлен портрет Лютера, который удалось разыскать в Музее религии Азербайджана. В зале была организована выставка,посвященная его жизни.
Перед собравшимися выступили с докладами канцлер посольства Германии в Азербайджане Вольф-Рюдигер Тиц, госпожа Эн Козларич ,пастор Штефан Редер из Санкт-Петербурга и председатель общины Гумбатова. В конференции приняли участие глава Русской Православной церкви Епископ Александр и посол Америки Р .Козларич. В заключение прозвучали музыкальные произведения Баха, Глюка, Шуберта (22,23.).
   При поддержке фонда «Друзья культуры Азербайджана» 5 мая 1996 года общиной был организован ретро-концерт по программе духовного концерта ,состоявшегося 4 апреля 1913 года в молитвенном зале церкви. Этот концерт был очень тепло принят публикой и повысил интерес к лютеранской общине(24,25).
   1 декабря 1996 года в кирхе состоялся вечер памяти семьи Нобель ,организованный общиной при помощи нефтяного консорциума АМОК. Баку стал для семьи Нобель не только местом, где они работали и жили. Он стал их судьбой. Нобели исповедовали лютеранство (здесь бывали Роберт и Людвиг вместе со своими семьями) и участвовали в строительстве кирхы. Лютеранская община была первой ,кто вспомнил их добрые дела по распространению просвещения и культуры в нефтяном царстве Баку (26). С этого времени община ежегодно проводит 1 декабря День памяти семьи Нобель(27,28).
   Впервые в Баку 24 декабря 1996 года был организован общиной красочный праздник Рождества Христово(29). Дети общины прекрасно подготовили сцены из библии. Немецкие рождественские песни звучали в исполнении детского и общинного хора под звуки органа .Тогда впервые была исполнена песня «Штиле нахт -Тихая, святая ночь» ,которую сразу полюбили наши, уже ставшие постоянными , гости .С тех пор зародилась традиция у лютеранской общины дарить свет рождественского праздника в виде зажженной свечи главе Русской Православной Церкви Архиепископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру ,который всегда присутствовал на нашем празднике.
Торжественное богослужение вел пастор Оборский, который и   провел первое венчание временно поверенного в делах Германии Яспера Вика и Кордулы Вильхерос.
   На праздник Пасхи в апреле 1997 года приехал из Германии пастор Свен Грундман. Это он совершил первое крещение восьмерых детей (30).Сегодня можно с полной ответственностью утверждать, что этот человек был наиболее близок к образу священнослужителя. Его отличала духовность и преданность своему делу.
  В мае 1997 года на пятидесятницу богослужение проводил пастор Редер(31). Евангелие читал посол Америки г.Козларич. На праздник пришло много гостей , в том числе и посол Германии г.Зибек .Богослужение велось на немецком, английском и русском языках.
    Это был тот период ,когда можно было считать, что лютеранская община заняла свое достойное место в обществе. Именно так мы представляли себе работу лютеранской церкви в Баку. Величественный зал в центре города, прекрасный хор, звуки органа и мудрая проповедь пастора – все это ,безусловно, привлекло бы многих жителей и гостей ,независимо от их вероисповедания. Рост же общины должен был происходит только за счет тех, кто захотел бы объединиться в любви к Богу и в милости к людям. Этот процесс не мог быть быстрым. Ведь еще Лютер говорил, что на 1000 христиан приходится только один верующий.
   В октябре община отмечала праздник Урожая(31). Зал был украшен в соответствии с немецкими традициями. Приехавший на этот праздник пастор Тимм из Германии,  был удивлен увиденным в далеком мусульманском городе. Он провел обряд крещения среди взрослых.
Кроме праздников, были будни ,которые проходили в помещении общества» Германия-Азербайджан». Воскресные библейские собрания, курсы немецкого языка,детский хор и изучение библии с детьми, общение и проведение немецких праздников.
   Надо отметить ,что до сих пор мы постоянно рассказываем на страницах газет о немецких праздниках и традициях(33,34,35).
 Общество переживало бум переселения. Ощущался отток людей в Россию. Многие члены общины были заняты только вопросом переезда в Германию. В Баку развился бизнес по приобретению документов ,в том числе и фальшивых, о принадлежности к немецкой ,еврейской и армянской национальности. Теперь это стало популярным.
  Люди в общине были разными. И большая часть, к сожалению ,была далека от Бога. Оставалась надежда на приезд духовного наставника, который смог бы зажечь искру любви к Богу и людям.
Общине необходим был постоянный пастор. Г.Козларич предлагал помощь в приглашении его из Америки. Но община считала, что для возрождения церкви необходим был только немец.
  Община всегда была бедной. Ее доход колебался от 500 в 1994-95 годах до 2500 долларов США в 1999 году. Пожертвования получали от мусульманина А.Азербайджани,  пастора Редера, Мартин-Лютер-Бунда из Германии, пастора Райса и др .Но большую часть денег община получала в результате своей активной деятельности и доброй репутации.
  Впервые среди религиозных организаций Баку лютеранская община организовала в 1997-98 годах летний отдых детей. Несмотря на небольшие возможности ,община помогала старым и больным людям. Обращения за помощью к исполнительной власти при решении социальных или жилищных условий ее членов всегда находили поддержку и понимание. Нам верили, что своей религиозной деятельностью мы не причиним беспокойства обществу.
    В 1998 году в качестве постоянного пастора общины нам был рекомендован г.Оборский , выпускник миссионерской организации Германии. Кратковременное его пребывание в нашей общине оставило много вопросов. Но выбора у нас не было.
    В 1997 году, в связи с усиленной миссионерской работой иностранцев мусульманского и христианского толка и резким осуждением этих действий обществом , в Закон » О свободе вероисповедания» Азербайджана было внесено дополнение ,запрещающее иностранцам проводить религиозную работу в Азербайджане. В связи с этим, община могла пригласить пастора по согласованию с Управлением по делам религии при Кабинете Министров  только на месяц.
6 сентября 1998 года в Кирхе состоялось рукоположение Г.Оборского на служение его пастором в нашей общине Этот церемониал совершили Епископ ЕЛЦ России Георг Кречмар, Епископ Редер и пастор Ингман Тимм из Ростока. Статья, освещающая это событие в жизни Баку, называлась:» Дорога, которая ведет к храму »(36). Но пути Господни неисповедимы…
   14 марта 1999 года община торжественно отпраздновала 100- летний юбилей Евангелическо-Лютеранской Церкви(37.Построенная в 1899 году на пожертвования прихожан архитектором А.Эйхлером(20)церковь при освящении получила название»Спасителя». Известно ,что только зданиям   церквей и мечетей( а не общинам) присваивают собственные имена.
   На торжества прибыли из России Архиепископ Кречмар и Епископ Ш.Редер, из Германии- вдохновитель и организатор нашей общины пастор Райс, пастор Тимм и ректор миссионерской организации из г. Хермансбург г .Людеман. От семьи Нобель из Швеции приехали правнуки Людвига Нобеля - Карл и Андерс Тиден (38) .В зале была организована общиной выставка, посвященная истории лютеранства в Азербайджане и жизни семьи Нобель в Баку. В фойе датский комитет по работе с беженцами и греческая община представили выставку рисунков детей. С приветствиями выступил посол Германии г. Зибек, Архиепископ Православной церкви Александр и др. Начальник управления по делам религии М .Ибрагимов зачитал приветствие от правительства Азербайджана. Вечером состоялся благотворительный духовный концерт(39).Это был большой праздник. организованный активистами общины практически без денег, в расчете на сбор пожертвований.
    После праздника до руководства пастора Оборского было доведено то беспокойство , которое возникло в связи с его активной   деятельностью вне общины среди местного населения. Известно, что лютеране никогда не занимались миссионерством и прозелитством.  Пастор Оборский не был приверженцем учения Лютера и лучше чувствовал себя в миссионерской религиозной работе, которая была запрещена в нашем государстве. Государственные структуры, проявляя к нам доверие, старались не замечать эти нарушения до определенной поры. О деятельности пастора , которая создавала проблемы для работы общины , шла речь в выступлении председателя общины Гумбатовой Т. на Генеральном синоде ЕЛЦ в мае 1999 года(40).
    Борьба с миссионерством в Азербайджане усиливалась. В один день были  высланы четверо иностранцев. Господин Оборский не сделал выводов и вскоре вынужден был покинуть Азербайджан .Двое членов общины, которые поддерживали его –Н. Гайдарова и С. Алиева за нарушение общественного порядка были осуждены и оштрафованы . Последняя вместе с членом общины Э.Асадовым и семьями в 2002 году выехали нелегально в Германию и попросили политическое убежище по причине того, что им ,азербайджанцам, не дают верить в Христа.
В общине начался конфликт, который бывает практически во всех сообществах, особенно там , где главную роль играют деньги. Согласно Уставу, высшим органом общины является общее собрание.
 Мы приняли с благодарностью предложение от пастора Редера и Архиепископа Кречмара с одной стороны и Управления по делам религии с другой стороны, оказать помощь общине . Было согласовано ,что в свой ближайший приезд религиозные деятели, с которыми у нас были только дружеские связи, проведут примирительное богослужение, а потом расширенный церковный совет решит вопрос об общем собрании . К сожалению, Архиепископ Кречмар, превысив свои полномочия, собрал в кирхе представителей всех посольств, включая японского! и вместо богослужения попытался провести   перевыборное собрание(41), чем только усугубил конфликт.
   Община прилагала усилия к цивилизованному разрешению вопроса, но сила денег и сила давления не позволила ей это сделать.
Неожиданно,  но с учетом политического момента, несколько конгрессменов США и сенатор Браунбек направили Президенту Г.Алиеву письма о »своей обеспокоенности» по поводу свободы религии в Азербайджане, в том числе и в лютеранской общине(42). Так что у пастора была сильная защита . Это было видно и по последующему его поведению, публикациях за рубежом(43) и в интернете.
   16 декабря 1999 года Президент Алиев перед турецким саммитом, где решался вопрос о членстве Азербайджана в Совете Европы, срочно встретился с представителями глав традиционных религиозных конфессий (мусульмане ,православные и иудеи) . 17 декабря в газете «Зеркало» была опубликована статья «Вновь о миссионерстве», где вспоминалась наша община(44).
   А 24 декабря 1999 года за час до начала был сорван министром культуры Поладом Бюль-Бюль-оглы традиционный Рождественский праздник (45). Как оказалось позже, член общины Н.Гайдарова опубликовала ложное объявление об утере общиной печати (46) и направила на бланке общины с ксероксной печатью письмо министру культуры с просьбой запретить этот праздник, так как теперь председателем общины является она. Сотни людей с возмущением и непониманием остались стоять в Рождественский вечер перед вдруг закрывшимися дверьми кирхы. Среди них был и Глава Русской православной церкви Архиепископ Александр.
   В азербайджаноязычной прессе прошла волна публикаций о миссионерской деятельности лютеранской общины среди азербайджанцев.
28 декабря 1999 года газета (47) опубликовала опровержение по поводу утери печати. Затем Н. Гайдарова, продолжая представлять себя председателем, обратилась в прокуратуры всех районов с различными обвинениями . Община была вынуждена обратиться в суд. .
    14 апреля 2000г. община прошла перерегистрацию в Минюсте, а 27 апреля суд Наримановского р-на г. Баку признал собрание недействительным, избранное руководство нелегитимным и обязал Н.Гайдарову возвратить имущество общины и возместить моральный ущерб.
   В августе 2000 года мы обратились в Санкт- Петербург за помощью к Епископскому Совету , в котором участвовали представители лютеранских церквей независимых государств б .союза. Большинством было поддержано предложение церковного совета общины о проведении собрания по избранию нового совета , в составе которого не будут присутствовать никто из причастных к этому конфликту. Почему-то Архиепископ Кречмар настаивал на регистрации еще одной общины в Баку. В ноябре в Баку приехал специально для подготовки собрания Епископ Гумель , но предложил Управлению по делам религии зарегистрировать еще одну общину либо ликвидировать нашу.
    Евангелическо-Лютеранская община г. Баку посчитала это грубым вмешательством во внутренние дела общины и отказалась от такой помощи.
Попытка оппозиционеров зарегистрировать еще одну общину под названием » Иисуса Христа» не удалась(48 ). В 2002 году Государственный Комитет по работе с религиозными организациями в соответствии со ст. 12.2. Закона о свободе вероисповедания дал заключение о целесообразности регистрации «Евангелическо-Лютеранской общины «Хиласкар» , председателем которой является Гайдарова Н. Но эта религиозная организация не прошла регистрацию в Минюсте Азербайджана и не имеет статуса юридического лица .К сожалению, несмотря на то, что собственные имена не переводятся , а сохраняют произношение языка оригинала, эта община представляет себя в церковных печатных изданиях под именем « Спасителя».
    Уже сегодня ясно, что эта община является «крышей» для работы различных иностранных миссионерских организаций среди азербайджанцев, особенно в Шекинском районе , с целью их христианизации. Вопрос о законности работы еще одной общины с нашим названием и правомерности их миссионерской деятельности является предметом рассмотрения правоохранительных органов.
Евангелическо-Лютеранская община продолжила свой путь.
    Евангелическо-Лютеранская община г. Баку в 2000 году получила помещение на бывшей усадьбе семьи Нобель и назвала, существующий согласно устава с 1996 года, Центр встреч-» Вилла Петролеа».
   Центр встреч проводит большую культурную и просветительскую работу среди людей разных национальностей и вероисповеданий. Религия всегда составляла большую часть культуры и по этой причине , никаких разногласий в работе общины нет. В конце 1999 года община в кирхе провела прекрасный вечер, посвященный 250 -летию Гете(52). Сцены из «Рейнике Лис» ,поставленные с учениками школы №160, часто повторялись на различных праздниках (53). Были проведены музыкально- литературные вечера, посвященные памяти лютеран Марлен Дитрих(54), Гофмана (55), Шлимана (56), Вагнера(57), Мартина Лютера . На вилле возобновились традиционные музыкальные вечера. Большую помощь нам оказывает музыкальный отдел Государственной библиотеки им. Ахундова , предоставляя записи музыкальных произведений.
  Евангелическо-Лютеранская община и ее церковный совет- Гамм Э. Гумбатова Т., Степанова С., Халилова Р. и Щульц Е. пережили за эти годы много трудных и драматических моментов.Мы познали, что такое санкции  и что такое Америка.  Но у нас всегда был пример тех восьми из 1200 членов церкви: пастора Пауля Гамберга , председателя Церковного совета Христиана Дитцель, идейного руководителя и казначея Рудольфа Вагнера ,члена церковного совета Дитриха Тиссена ,секретаря кирхи Иды Темниковой , и.о. пастора Марии Фридрихзон,члена общины Джона Винтера ,члена общины Амалии Карпенко , расстрелянных 1 ноября1937 года(21). Это благодаря их огромной вере и мужеству сохранились кирха, колокола и община. Память о них глубоко в наших сердцах.
Говорят: » Что в имени твоем?» Вот имена тех, кто участвовал в возрождении лютеранской общины в Баку.
Немцы:
Анзель (Байрамова ) Ф.Э.(1922), Байтингер (Насибова) Н.Х. (1947-2002), Батт (Радецкая)М.Е.(1931), Беккер Э.Э.(1918-1996), Вальтер П.П.(1924), Вахтель С.К.(1948-2002), Вернер(Пириева) О.И.( 1914), Вильгельми И.(1956), Вильгельми С. (1953), Вильгельми Ф.А.(1914), Гамм Э.А. (1955) , Гаан(Мориц) (1922) , Гейндрих Е.А.(1913- 1997)) , Герберсгаген (Искендерова) О.П.(1961), Горн (Шляхтина) М.И. (1913 - 1996),Дайкер (Баширова)М.Р. (1951), Диц( Рыбинцева ) Г.К. (1938), Доц (Чичуженко) Л.А.(1912-2001), Драйт (Кулиева) К.А.(1918) , Дробот(Салманова )О.И.(1961),Келинер(Васенкина) (1911-1997),Келинер(Коваленко)М.(1950), Кербер(Бабаева) Н.Г.(1914-1995), Корн А.Г.(1950) ,Клейн (Кадырова) Л.Л.(1942), Коберштейн (Гумбатова) Л.В.(1961), Кремер(Половова) Н.Г.(1927) ,Лейрих (Суровенко)Г.К.(1915), Лейрих (Шляпкина)И.К.(1922-2002) ,Леман ( Удовиченко) Ф.Х.(1920), Май(Алиева) Э.И.(1939), Майер (Карпачева) Т.В.(1928) ,МилльС.А.(1952) ,Миллер (Джабарова ) И.К.(1940-1998), Михель Л.В.(1961), Мосман(Бергер)Э.Я. (1950) Нусс (Каткова) Н.(1949) ,Приб (Алиева) Г.А.(1926-1999) ,Приб (Рачинская) И. А. (1924), Приб (Джабарова) Э.А. (1927) ,Райзер О.Э(1934), Рейш А.В.(1948), Рише(Лебедева) Б.М.(1920) ,Роот З.В.( 1924), Роот Т.(1960), Трибельгорн(Рамазанова) Л.П.(1921), ТроменшлегерА.А.(1998), Швайгерт И. И. (1942) , Шеффер(Керимова) Т.И.(1952) , Феллер М.К.(1917-1995), Феллер Т.И.((1913-1998) ,Фелендорф (Литвак) Э.Д.(1911-2001), Цицер А.О. (1926). Эгнер (Алиева ) Е.П.(1908-2000), Эстерле(Луценко) Н.Г.(1948) ,ЮстусЛ.А.(1911- 1999). Всего 56 человек. В Баку осталось до 2002 года 17 человек. Многие умерли, но большая часть выехала в Германию и Россию.
Немцы по матери (составили за эти годы 74 человека):
Это дети Роот , Шимбор, Шмидт, Рифлинг, Тильман, Кюн ,Шнайдер ,Кехтер,Батт ,Эрентраут, Миллер, Меркель, Гайнц, Кляйн, Фонгисс ,Люц-Ойгенах ,Рауш, Зельтенрейх, Бегман, Кригер,Иогансон, Кепеть ,Роос, Техлькерт, Фабер, Меркель, Клостер, Эйсман, Шульц, Шлейхер, Фильберт ,Матисс, ,Миллер , Кох ,Доц и др.
Немцы по отцу:
Горст, Гольцман , Шейнеман ,Беринг, Рейш, Шнейбах, Герман и др. - всего восемь человек.
Немцы по бабушке:
Лампардер ,Клейншмидт, Бек, Роот, Науман. Штрук, .Вейтман,Флек,Тиссен ,Канн ,Арцер и др. всего 40 человек.
На момент раскола в общине было 80 человек. В настоящее время-45.
Евангелическо-лютеранская община продолжает жить Последняя публикация по поводу нашей общины так и называется :» ЕЛО не НЛО- она действительно существует»(58).
     Воскресные библейские часы, проводимые проповедницей общины Эльмирой Ибрагимовой (Иогансон) и записи духовной музыки позволяют многим найти в нашем доме душевное спокойствие в этой трудной грешной жизни.
«И это пройдет» -говорится в Библии . Община с оптимизмом смотрим в будущее и начала подготовку к празднованию своего десятилетия в 2004 году.
 Дальнейшая работа по возрождению немецкой культуры в Азербайджане. на наш взгляд ,зависит только от присутствия увлеченных, бескорыстных людей. Нам очень хочется надеяться, что они будут всегда.
Литература.
Гумбатова Т.Ф. Возрождение немецкой культуры и религии в Азербайджане. В кн.: Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956—2002). Материалы международной научной конференции. М., 2003. С. 333—347;   


Рецензии