Грозный миг

 В гром превратили горы
         ГРОМкий крик –

 и ГРОМ же их разрушил,
                эти горы.

 Оставим притязания и споры –

 Всему придёт черёд свой,

              Грозный

                Миг 








 (по главе 32 «Мастера и Маргариты»)




 



 2 августа – Ильин день…

 «До обеда – лето…
 Осень – после обеда!»

 Илиндан (сербск.)
 Илинден (болг.и македон.)
 Уацилла (алан.=осетинск.)

 Также:
 рус. Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Богатые соты, Илья-грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый; укр. Громове свято; серб. Илиjа громавник; болг. Гръмовник, Гръмоломник, Гръмодол… 

 Далее: пророк Илья в Исламе и Христианстве:

 Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы…

 Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а НЕ признающие Его будут преданы смерти”… 
 (так и случилось – жрецы Ваала были казнены)

 Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. 

 Ильин день считался границей сезонов, при этом у ЮЖНЫХ славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей; было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж...

  …В мусульманскую традицию 
 почитание пророка перешло, по всей видимости, из христианской среды. Об этом свидетельствуют написание его имени – Ильяс (арабизированный вариант греч. формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз Илья упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 – особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульманской лит-ре образ Илии был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять Илию с иными персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти» - Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется ТАКЖЕ с вмч. Георгием Победоносцем)
 …4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)...  (Православная энциклопедия)


 Илья считался (и считается)  ГРОЗНЫМ пророком…


 “Илья грОзы держит, Илья хлебом наделяет!” 


 

 

 

 

 

 

 

 


Рецензии