Горе- злословие

  В одном местечке жил работящий и разумный парень  по имени Никон.  С раннего утра и до самого вечера трудился он не покладая рук. Да  никаких богатств не заимел. Только крышу новую сделает, как ветер  ее всю в негодность приведёт.  Вырастит  урожай   богатый, а  придет время его собирать, то град зерно выбьет . Купит на базаре обнову,  домой принесёт и сразу она в негодность приходит. Никак  Никон понять не мог:  в чем же дело?   Что с ним не так, что удачи он  не имеет?   И вот  однажды на ярмарке услышал, как кто-то рассказывал историю,  что  поселилось где-то  в одной избе  горе и жить не давало.    Думал он,  раздумывал и решил, что и у него горе живёт, только не видно его. Надумал Никон  сходить  к бабе Яге, проконсультироваться по такому вопросу.  Взял в подарок для вредной бабки булку сахарную и утром рано по прохладе в путь отправился.
   А жила Яга  в лесу  дремучем на болоте.  Пришёл  Никон к болоту, встал перед её избой на курьих ножках  и кричит:
- Бабулечка  Ягулечка ты дома?  Можешь выйти ко мне, дело у меня спешное имеется.
А Яга дома на печке лежала и от скуки с тараканами в домино играла.  Услышала крик парня, обрадовалась, что собеседник пришел, а сама вредничает:
-  Ишь какой нетерпеливый нашелся, нет у меня времени с тобой разговаривать, - а самая уши навострился и слушает, что гость скажет.
- Вот неудача, - опять говорит парень.  - Я тебе принес булку сахарную, хотел  чаю  с тобой попить и о жизни покалякать.
Услышала бабка про булку, соскочила с печи и говорит в окошко:
- Хорошо, заходи, я самовар сей же  час  нагрею.
Никон вошёл, смотрит,  а Яга перед ним стоит нечёсаная, в длинной рубахе и простой веревкой подпоясана. Уселся он на лавку, достал булку и на стол положил.   Хозяйка поставила  две кружки железные, налила в них  тепленькой  воды и булку себе взяла.
- Ты милок, чай  простой попей,  а я  со здобой.  Потому, что от сладкого зубы портятся.
 Посмотрел парень  на  воду  и стал её  пить, а с  бабкой такой разговор завел:
- Вот скажи ты мне, вроде ты  много можешь, а живёшь одиноко. Что  родственников и друзей у тебя нет?
- Отчего ж нет.  Есть у меня сестра, да я с ней в ссоре.  Она младше меня на пять минут, а зовёт меня старухой. А какая же я старуха?- рассердилась Яга и стукнула кулаком по столу.  Железные чашки подпрыгнуло от удара и покатились на пол.  Водичка из них вылилась на Яговые лапти.
-Тьфу, чуть ноги не ошпарила,-заругалась бабка.
Никон вспомнил тёпленькую водичку и подавил улыбку.  - А кто твоя сестра?
- А Горе-злословие.   Только она не здесь живёт.  Любит среди людей селиться, чтобы всякие неприятности делать. 
От этих слов парень насторожился и спрашивает:     - И она везде может поселиться?
-Вешде,-прошепелявила Яга с набитым ртом.
А  могла она у меня поселиться?
-Так она у тебя сейчас и живёт,-  засмеялась  Яга.
И она на тебя похожа?-допытывается Никон.
Бабка проглотила огромный кусок булки, чуть не подавившись при этом, и заорала:
- Ничуть даже не похожа, я красивше её!
А как мне на неё посмотреть?- хитрит парень.
- Нельзя ее увидеть, она людям не показывается.  Если ее кто трижды увидит, то уйдет она навсегда из этого дома.  Поэтому и не видят её.
- Ну а как мне убедиться, что ты правду говоришь?  Вы же с ней двойняшки?
Яга подумала немного наморщив лоб и говорит:
- Могу я тебе показать её один раз.   Как только вернёшься от меня домой то встань у порога лицом к двери, подними руку и посмотри из-под нее назад.  Так сразу и увидишь мою сестрицу. И поймёшь, что я красивее.
Никон вскочил на ноги и побежал к двери.- Давай колдуй, я сегодня увидеть хочу.  Побежал он домой, а в лесу перед ним филин на тропинку сел и заухал:
 -Знаю я, что ты хочешь горе-злословие из дома прогнать, да только ничего у тебя не выйдет. Надо не просто три раза горе увидеть, а ещё и слова нужные сказать.  А Яга тебе их не назвала, схитрила.  Зато я тебе скажу.  Обиделся я на неё, в карты она мошенничает.  Когда увидишь горе, то произнеси три раза: - Что желаешь мне  пусть к тебе вернётся.   А Яге меня не выдавай,-и улетел. 
   Вернулся парень, вошёл в избу и сразу встал лицом к двери. Поднял руку и посмотрел из-под неё назад.  И увидел на лавке возле печки бабку, как две капли воды похожую на Ягу.   Не растерялся он и три раза произнес: -Что желаешь мне, пусть к тебе вернётся.
  Прошел один день, а у него опять неприятности: колодец пересох. Нечем огород поливать.  Собрался он и опять на болото пошел.  Прихватил с собой калач в подарок.
- Ей, Яга, выходи  будем чай пить.
Бабка выскочила на крыльцо, увидела  калач и тянет руки
- Подавай подарок, сейчас чая налью.    Никон сел, она взяла кружки, зачерпнула воды из болота, пиявок повыкидывала и  подала одну гостю чай. 
- Ну как, увидел мою сестрицу?
-Увидел, только ты приврала  мне.
- В чём это?- вытаращилась на него бабка.
-Да показалось мне, что коса у нее длинней.  Правда я под платком не много увидел.
- Нет, касатик, это ты  недоглядел,-  недовольно сказала Яга. - Плохонькая у неё коса, не чета моей,- потрясла Яга жиденькой косицей.
- И всё- таки я сомневаюсь.  Придется мне опять на Горе посмотреть.  Может покажешь?
- Иди домой,- проговорила хозяйка, жуя калач,- и внимательно смотри.  Только теперь как войдёшь в избу подойди к окну и посмотри из-за спины на сестрицу.
-Хорошо! - воскликнул парень и побежал   домой.   Только вошёл в свою избу, как к окну подошёл и посмотрел из-за спины.  Сидит горе-злословие там же.  Никон  сразу три раза произнёс  заветные слова, какие ему филин сказал.
   Прошел ещё день, отвалилось у него  колесо  на телеге.  Пошел он в лавку,  купил баранок и побежал к  бабе Яге.
А она уже его поджидает.- Ну что скажешь? Красивее я сестрицы?
- Красивее,- выдохнул Никон.  - Только показалось мне, что  горе-злословие с лица румянее,  чем ты.  Может показалось?
- Показалось! - рассердилась бабка. - Давай сюда баранки и беги домой, посмотри что она не румяная. 
-А как я увижу её?- спрашивает парень
- Зайдешь в дом,   встань у стены и  смотри назад.   Только повнимательней смотри.
- Посмотрю,- уверил  её парень,-  ничего не пропущу. 
  Всю дорогу до дома он бежал. И как только в дом зашёл то сразу к темной стене встал и назад посмотрел. И громко произнес:-  Что желаешь мне,  пусть к тебе вернётся.
 И все три раза это проговорил.  И словно в избе после этого  посветлело.   И с того времени все у парня изменилось к лучшему. И дом был крепкий, и в огороде урожай хороший и деньги стали  водиться.  Перестал он нужду испытывать.    А однажды собрался,  накупил гостинцев и к бабе Яге в гости пошёл.
-Что-то ты так долго ко мне не приходил?- поинтересовалась бабка.
-Думал кое о чем,- ответил парень.
-О чем же ?- спросила бабка.
- Не обижайся на меня, но похожи вы с сестрицей как две капли воды. И все же различие между вами огромное.   Не любят твою сестрицу люди и злыми словами о ней говорят.  А ты хоть и вредная бываешь да  сказки про тебя слушают с удовольствием  и дети  и взрослые.  Когда ты в них  веселая  и смешная. Такой и оставайся всегда, а я тебе калачи и баранки приносить буду. И ещё у меня тебе подарок есть,- и развернул перед Ягой новый сарафан с красивым пояском. Да дал зеркальце в серебряной оправе.
Посмотрела бабка на обновы, заулыбалась и хитро спрашивает:
- Прогнал всё же мою сестрицу из своего дома? Сумел меня обмануть? Ну и правильно сделал.  Будет знать, как меня старухой называть.


Рецензии
Светлана! Здорово излагаете и придумываете! Благодарю Вас!

Марина Пушкарева Кмв   26.02.2019 22:16     Заявить о нарушении