Летят гуси

Основная база нашей полевой партии находилась в Хатанге. Но создали ещё одну, так называемую подбазу на реке Шренка (кстати, так я и не выяснил, в честь кого назвали реку: Александр Иванович Шренк или Леопольд Иванович? Оба связаны с геологией, оба путешественники). Место очень интересное, но, к сожалению, я там побывал лишь однажды уже поздней осенью, а по северным меркам- зимой, и не увидел многого- ни причудливых скал-останцов, ни бродящих по окрестностям овцебыков. Так вот, на этой подбазе всё лето жил наш радист Андрей- умелый рыбак и охотник. Рыбы там было немерено всякой: благородной, и белой и красной, которую он ловил, солил в бочках, а начальство вертолётами вывозило в Хатангу, а потом и на Большую землю. В ту весну от подбазы должны были начинать выдвигаться на вездеходах две бригады. Одна работала на вездеходе ГАЗ-71, а вторая на мощном ГТТ. Те, что газоновские, расположились в вагончике вместе с радистом, а вторая бригада ночевала в палатке, которая была укреплена на вездеходе: устанавливался металлический каркас, на него натягивалась палатка, внутри ещё и утеплитель из сукна. Наверх поднимались по приставной лестнице. Обогревались с помощью печки-капельницы. Принцип действия: в самой печке находилась металлическая чашка, в неё капала солярка, подающаяся по трубке из бачка, закреплённого снаружи палатки. Чтобы труба не забивалась быстро сажей, в нарушение всех инструкций, разбавляли соляру бензином. Поджигали топливо в чашке и регулировали подачу краником. Перед сном кран перекрывали.
Вечером (хотя, какой вечер или ночь на Таймыре весной- солнце с небосвода совсем не уходит круглые сутки), наигравшись в карты, разошлись по спальникам- одни в балок, другие в палатку залезли. Проходит немного времени, и в вагончик забегает один из рабочих, машет руками, пытается что-то сказать, но дар речи изменил ему. Остальные напряжённо следили за его манипуляциями и, наконец, "поняли":
- Гуси!!! Гуси прилетели!!!
Похватали ружья и рванули на улицу, уверенные, что начался массовый прилёт серых гусей и чёрной казарки. А там их ждало зрелище: полыхала палатка у соседей, те лихорадочно забрасывали огонь снегом. Побросав ружья, присоединились к погорельцам и скоро справились с огнём. Вездеход-то отстояли, но от палатки остались лишь клочья на металлическом каркасе. Спальники и вещи, естественно, сгорели. Благо, геодезист Миша успел выхватить сумку с секретными материалами и подотчётный карабин.
Стали разбираться в причинах пожара. Оказывается, дежурный рабочий, перед тем, как занырнуть в спальник, закрутил кран подачи соляры и переусердствовал, сорвал его. Топливо начало литься тоненькой струйкой на раскалённую печку. Мужики лениво переговаривались перед сном:
- Что-то солярой сильно попахивает. Ты её, что, прямо на печку плеснул?- успели пошутить, как вдруг раздался хлопок-взрыв, и палатка начала полыхать. Мужики обезьянами прыгали с двух-трёхметровой высоты вниз, хватали всё, что под руку попадётся и пытались засыпать огонь снегом. А одного отправили за помощью в вагончик. Ну, а уж он не смог вымолвить слова, лишь махал руками, словно крыльями и мычал, бешено тараща глаза. Потому коллеги и решили в первую минуту, что он изображает гусей, и нужно скорее бежать на охоту.

Фото из Интернета. Река Шренк в районе устья.


Рецензии
Да, Саша! Вот он мужской заповедник!

Владимир Островитянин   19.05.2018 19:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя. Только, как это- мужской заповедник? В смысле, редкие звери в нём обитали? А на воле какие мужики бродили тогда? Смеюсь. Жму руку.

Александр Маевский   20.05.2018 18:48   Заявить о нарушении
Да, всё такое родное, близкое: и ГАЗ-71, и ГТТ, а капельницы я всегда недолюбливал, и старался обходиться без них.
Жму руку собрату...

Александр Антоненко   23.05.2020 07:10   Заявить о нарушении
Ох, дорогие мои! Где же вы? Совсем потерялись!

Владимир Островитянин   23.05.2020 08:33   Заявить о нарушении