Первый совок - Томазо Кампанелла

Во времена далекого социализма, в шестидесятые годы я прочитал замечательную повесть сказку «Незнайка в Солнечный город». Она наполнена юмором, остроумными научными и техническими идеями. Сегодня можно сказать, что это удивительная пророческая книга.

Например, в книге Носова описано разрушения социальной структуры города по сценарию аналогичному  сценарию Киевского майдана и прочих цветных революций.

В семидесятые годы, будучи студентом, как все студенты той поры я изучал основы научного коммунизма. При прохождении этого курса мы изучали работу В. И. Ленина «Три источника и три составных части марксизма». В этой работе говорилось о том, что в основе теории диалектического материализма лежит немецкая классическая философия. В основе экономической теории Маркса лежит теория прибавочной стоимости английских экономистов Адама Смита и Давида Риккардо. В основе теории научного коммунизма лежат идеи французских социалистов утопистов. В этом же курсе упоминался средневековый философ Томазо Кампанелле и его книга «Город Солнца».

Как-то связать эту работу с книгой Н. Носова нам студентам не приходило в голову. А преподаватели с кафедры «научного коммунизма» талдычили как дьяконы в церкви «истины марксистко-ленинского учения», даже не пытаясь понять их и связать как-то с текущей жизнью.

Студенты механико-математического факультета, на котором я учился, к этому предмету и к так преподносимым знаниям относились чисто формально. Мы занимались математикой, теоретической механикой, а все остальное оставалось за кругом наших интересов. Как показало время, знания о развитии общества имеют более важное значение, чем какие-то ремесленные навыки. Если бы советская интеллигенция знала законы развития общества и умела на практике их применять, то она бы не повелась на дешевые разводки времен перестройки.

 Позднее, работая преподавателем и читая лекции студентам по курсам теории управления, теории игр, истории математики и информатики, я не раз обращался  к сюжетам и техническим идеям, описанным в книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

После трагических событий произошедших на Украине в 2014 году ярко,выпукло высветилось пророческое содержание  этой книги. В книге описаны многие феномены современней культуры, например манипулирование общественным мнением, создание необходимых для города модных течений в одежде, в строительстве и т.д. Отсутствие идеологии в обществе, то есть целевой функции его развития, привело к тому, что случайно возникшее хулиганские поведение трех человек породили волну, разрушившую всю структуру города. [Подробно этот процесс показан в моей работе. Трагедия сказочных повестей отражение распада СССР.]

Всё это заставило взглянуть на книгу, как  на серьёзное философское футуристическое произведение. В этой книге Н.Носова фактически вступает в дискуссию с предтечей  коммунизма Томазо Кампанеллой. Он показывает не жизнеспособность общества изображенного Кампанеллой в книге  «Город Солнца».

Современная официальная историческая информация ангажирована социальной структурой общества. Одна из основных задач этой информации поддерживать статус-кво самой этой структуры, то есть скрывать истинную историю процессов изменений в обществе.  Поскольку структура общества очень консервативна, то есть существует и сохраняется не одно столетие, то и соответственно искаженная информация сохраняется и приобретает ореол вечной истины.

 Примером реализации такого  подхода  может служить информационная картина эпохи «Ренессанса» в  Европе. Написано тысячи книг философских, научных, искусствоведческих трудов  относящихся к этому периоду.  Завеса из восторженных описаний творений великих художников, зодчих, первых исследователей природы скрывают, суть произошедших изменений в обществе. Скрывается вектор развития человечества.

Если отойти от этой тысячелетней информационной мишуры, то можно поставить вопросы.

В чем принципиальная суть возрождения? Возрождение чего?

Художники рисовали картины разного качества и до эпохи возрождения и после. Картины покупали представители высшего класса и украшали ими свои дворцы. Некоторые произведения, для воздействия на народ выставляли в соборах и церквях.

В архитектуре естественно с развитием технологий происходили изменения, которые затрагивали конструкции строений, стиль, но это совершенно не главное. Замки, мосты, дворцы строили во все времена.

Главное, что произошло в этот период, это изменения взаимоотношений между сословиями. Между человеком и природой. В это же время формируется идеологические основы идеологических направлений пытающиеся исказить, подменить процессы освобождения человека.

Устоявшийся общественный уклад, существовал в Европе столетья. Крестьяне работали день и ночь, а все результат труда, за исключением минимальных средств необходимых для поддержания жизни и работоспособности крестьянина, уходил на содержание управляющей структуры и элиты. Церковь осуществляла идеологическое обоснование существующей системы, выполняла подготовку кадров для администрации. Армия и вооруженные охранные отряды феодалов осуществляли силовой контроль.

Вся эта структура была как закостеневший, застывший панцирь черепахи. Переход из одного слоя общества в другой был не возможен. Низшее крестьянское сословие, не имело ни каких прав, а часто условия жизни их были хуже, чем у домашних животных. Подчиненность населения достигалось тем, что оно удерживалось в диком культурном состоянии и грубым  физическим насилие. Страшные по современным понятиям казни были обычными еженедельными зрелищами в крупных городах. Любое проявление недовольства установленным порядком и даже намерения  минимально похожие на выражение недовольства подавлялось с демонстративной жестокостью.

Элита жила по своим не менее жестким законам, связанная общим экономическим  интересом и кровными узами. Любое преступление члена элиты по отношению к лицам низшего сословия не наказывалось. Нужно было совершить нечто выходящее за все этические рамки против других членов элиты, что бы последовало жестокое наказание.

Подобное явление мы наблюдаем в настоящее время. «Золотая молодежь» нагло, дерзко попирает все нормы и законы, и остается полностью безнаказанной.

Жесткое государственное устройство стран в Европе с его религиозной идеологий рухнул под воздействием стихийных сил природы. Прокатившиеся по Европе  в 14-15 веках эпидемии чумы выкосили большую часть населения. Цена крестьянина как источника получения продукта выросла. Чума не щадила и привилегированные сословия. Погибла большая часть управляющего административного аппарата, который готовился и обучался в школах при монастырях. Если население достаточно быстро восстанавливалось естественным путем, то для того, чтобы государство функционировало, необходимо было восстановление управляющих структур в опережающем темпе. Причем необходимо было создать новую систему ценностей, оправдывающую изменения в обществе. Новая религиозная идеология была представлена в форме различных протестантских сект.

По причине нехватки кадров, было открыто обучение лиц всех сословий. В монастыри начали принимать крестьянских детей и детей простых горожан.

Эти дети приходили из сферы производственного труда, и они несли в себе, явно или нет, материалистическое восприятие мира, которое допускало возможность преобразования мира. Попав в привилегированный слой эти люди, получали права и защиту соответствующие их новому статусу.  При этом происходило ослабление жесткой стратификации общества, снималось идеологическое обоснование униженного состояния крестьянского сословия, как умственно и культурно неполноценного.

В эту эпоху, в обновленной элите начали появляться образованные люди, придерживающиеся  материалистических представлений об окружающем мире. Новые идеи находили поддержку, понимание и развитие, не смотря на все препятствия, создаваемые старыми структурами общества. В эту эпоху тремя величайшими гениями Томазо Кампанеллой, Джордано Бруно и Галилео Галилеем были сформулированы основные направления развития человечества.

Надо заметить, что они были людьми своей эпохи, то есть они родились, формировались и творили в обществе глубоко религиозном. Поэтому они были людьми глубоко верующими. В то время не существовало даже понятий позволяющих сформулировать другую материалистическую точку зрения. Но их труды, их миропонимание входили в конфликт с официальной религией. Они, оставаясь в религиозных представлениях, исходя из изучения реального мира, пытались изменить религиозные догмы.

Галилео Галилей заложил основы современной науки и инженерии. Развивая свой научный подход познания мира, он понимал, что выбивает основа религиозной идеологии. Для того чтобы смягчить этот удар он предложил церкви компромисс.

Основное утверждение Галилея сводился к тому, что бог создал святое писание и весь окружающий мир. Не оспаривая истинность святого писания, человек должен изучать окружающий мир. Изучая его человек, совершает богоугодное дело, познает божественный замысел, а  познав его, человек, преобразует окружающую среду.

Церковь под давлением необходимости технического прогресса и развития общества была вынуждена лавировать и в конце концов принять этот компромиссы.  Учение Галилея было принято для практического применения, а сам Галилей избежал сожжения на костре.

Идеи Джордано Бруно носили более радикальный характер. Фактически он открыл для человечества бесконечную вселенную.   Джордано Бруно утверждал, что на небе действуют те же самые законы физики, что и на Земле, а, следовательно, Земля не уникальна. Этим самым  разрушался библейский миф о сотворении мира и избранности человека.

Учение, Джордано Бруно не предлагало ни какого компромиссного решения для Церкви. Оно просто отметала христианскую религию, как устаревшую мифологическую картину мира. При этом разрушались все идеологические основы общества. Вся иерархия подчиненности одних слоев населения другим теряла легитимность. Католическая церковь и все разновидности протестантских церквей резко отреагировали на учение Джордано Бруно и физически уничтожили человека открывшего бесконечность мира.

Высказанные гипотезы Джордано Бруно уже тогда находили  обоснование в новой, создаваемой Галилеем механике. Галилей наблюдал движение спутников вокруг Юпитера, которое подобно движению планет вокруг Солнца. Тихо Браге изучая движение комет, пришел к выводу, что не существует никаких небесных сфер. Окончательную точку в этом вопросе поставил Ньютон. Он показал, что эллиптические траектории движения планет являются следствием действия закона всемирного тяготения, который работает как на Земле, так и в отдаленном космическом пространстве.

Но первым среди равных  был Томазо Кампанелла. Он впервые поставил вопрос о возможности преобразования общества на основе нового научного мировоззрения и сделал первые реальные шаги по этому преобразованию.

Он был предтечей великих революционеров Карла Маркса, Владимира Ильича Ленина и  Иосифа Виссарионовича Сталина. Именно он впервые воплотил в жизнь идею: «Мало изучать историю развития общества, надо ее творить».

В современной информационной среде его биография искажена, а идеи полностью забалтываются, искажаются или просто замалчиваются.

Томмазо Кампанелла ( Tommaso Campanella), родился 5 сентября 1568, на юге Италии в небольшом городке Стило. В истории иногда проявляется странная пророческая символика. Campanella - переводится на русский язык как колокольчик, звонок. Себя он себя называл  «Колоколом предвещающим зарю».

Томазо Кампанелла родился в семье бедного неграмотного сапожника. Вновь мы видим улыбку музы истории Клио, И.В. Сталина родился в семье сапожника.

Семья Кампанеллы не могла оплатить его обучение даже в начальной школе. Маленький Джованни Кампанелла стоял под окнами  школы и выкрикивал ответы на вопросы учителя, если ученики не могли ответить.

Интересно заметить, что Галилео Галилей учась в университете Пизы, так же подслушивал лекции по математике у дверей лекционного зала. Он не имел средств, что бы заплатить за обучение.

В 1575 -1576 году по югу Италии прошла очередная волна чумы. Семья Кампанеллы пережила её.

Талант Джованни Кампанелла, его стремление к знаниям были замечены и его приняли в монастырскую школу. В четырнадцать лет в 1582 году он принял постриг  в монахи Доминиканского ордена, приняв имя Томмазо. Фактически, учитывая его происхождение,  другого пути к личностному развитию, к знаниям у него не было.

Интересно, что Джордано Бруно так же стал монахом доминиканцем в пятнадцать лет.

Доминиканский орден был одним из самых богатых монашеских орденов. Он контролировал юг Италии и являлся одной из важнейших опор власти Папы.

В 1583 году Томазо Кампанелла  был переведён в монастырь Благовещения в Сан-Джорджо-Морджето, где получил  схоластическое образование, которое включало в себя логику и физику  Аристотеля.  Талантливого семинариста представили местному владетельному князю Джакомо II Милано, который в дальнейшем оказывал ему покровительство.

В 1587 году Кампанелла окончил курс тривиума (первый цикл обучения в средневековом университете). В настоящее время в системе высшего образования  это соответствует бакалавриату.  Продолжить образование квадривиум  Кампанелла отказался. Он начал работать над  своим первым философским трудом — трактата о методе «Об исследовании вещей».

Учитывая его выдающиеся способности, руководство ордена направляет его для  углубленного изучения богословия в монастырь в городе Козенцу.  В это время там находился в ссылке Бернардино Телезио ученый богослов и философ, развивающий  в своих трудах учение о том, что познание природы, заключается в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Это учение было изложено в его труде  «De rerum natura juxta propria principia» .

Развитие идей и методов, изложенных в этой работе Телезио, послужило основой для учений Джордано Бруно, Френсиса Бэкона, Декарта.

К 1589 году Кампанелла окончил богословское обучение в Козенце и был принят в местную Академию.  В этом же году он покидает южную провинцию Калабрию и отправляется в Неаполь один из главных городов Италии.

В Неаполе 21-летний Кампанелла принимает участия  в публичных диспутах, которые устраивались в церквах по воскресеньям при большом стечении публики. Томазо Кампанелла выступал активным проповедником материалистических идей, высказанных Б.Телезино.  Имея прекрасную память, умея строго и логически мыслить он, смело вступал в диспуты по всем вопросам богословия, философии, истории с любыми священниками, не смотря на их титулы и должности. Победами в этих диспутах он приобрел много сторонников, но и много реальных врагов, которые имели доступ к властным рычагам.

Такими же  яростными спорщиками, не признающими ни каких авторитетов, были Галилей и Джордано Бруно. В свое время Папа римский даже запретил богословам вступать в открытые дискуссии с Галилеем.
В Неаполе Кампанелла был принят  в научный кружок общеевропейского масштаба  братьев делла Порта. Здесь он познакомился с учением Коперника и Джордано Бруно.

В мае 1592 года в Неаполе Кампанелла был в первый раз арестован собственным орденом и помещён в карцер монастыря Сан-Доменико, как он сам писал, «по подозрению, что его выдающиеся познания имели демоническую природу». Судя по опубликованным документам, орденское начальство осудило телезианство  Томмазо Кампанеллы.

 В письме к другу Кампанелла с гордостью писал, что на процессе он заявил, «я извёл больше лампадного масла, чем обвинители выпили вина».
К этому времени Томаззо Кампанелла уже имел высоких покровителей. В его защиту выступил доминиканский провинциал Калабрии Джован-Баттиста да Полистена (руководитель конгрегации Доминиканского ордена в Калабрии), который обратился к великому герцогу Тосканы Фердинанду I и предложил определить молодого учёного в университет Пизы или Сиены.

 В сентябре Томмазо Кампанелла был освобождён. Было вынесено постановление, чтобы фра Томмазо в недельный срок вернулся в Калабрию. Вместо этого Кампанелла отправился в Рим, где пробыл две недели.

В Риме его взял под покровительство кардинал Франческо Мария дель Монте, который также хлопотал перед герцогом Тосканы.

В начале октября Кампанелла прибыл во Флоренцию, где остановился в монастыре Сан-Марко. Монаха был принят великим герцогом, которому посвятил свою работу De sensu rerum.

В январе 1593 года Кампанелла прибыл в Падую и был зачислен в университет как подданный испанской короны.

В Падуе на третий день по приезде Кампанелла был арестован по обвинению в содомии (из-за недостатка места он спал в келье другого монаха), но вскоре он был отпущен. По-видимому, это было с одной стороны следствие развития каких-то интриг в высшем свете, с другой стороны очередное предупреждение со стороны ордена и Инквизиции.

В Падую к Кампанелле прибыл с посланием от герцога Тосканского Галилей! Эта встреча произвела на доминиканца глубокое впечатление.

Через год, в январе 1594 года Кампанелла был арестован Падуанской инквизицией в третий раз. В этой же тюрьме Римской инквизиции в это же время находился Джордано Бруно.

В апреле 1595 года фра Томмазо был признан «сильно заподозренным в ереси» и приговорён к покаянию в обители Санта-Сабина на Авентине (окраины Рима).

В 1596 года Кампанелла был арестован — в четвёртый раз, и обвинён в связи с еретиком и лжепророком Шипионе Престиначе из Стило( Стило родина Кампанеллы). Кампанелла обратился за помощью к кардиналу дель Монте и роду д’Эсте и был освобождён. Руководство Доминиканского ордена немедленно повелело Кампанелле вернуться в Калабрию.

Сосланный в Калабрию Кампанелла на несколько месяцев задерживается в Неаполе, где активно участвовал в диспутах и общался со старыми друзьями. Обнаруженные в архивах инквизиции документы свидетельствуют, что маркиз Марио дель Туфо пытался пристроить Кампанеллу в свиту кардинала Антонио Каэтани; с семьёй маркиза он совершил путешествие в Апулию.

Все выше описанные события биографии Томаззо Кампанелы говорят том, что он был вхож в высший свет Неаполя, Флоренции, Падуи, Рима. Ему покровительствовали высокие церковные иерархи.

В это время в недрах римско-католической церкви шла беспощадная борьба между монашествующими орденами и различными группировками при дворах князей и Папы римского. По-видимому, Томмазо Кампанелла принимал активное участие в этих интригах. Причем не на последних ролях.

Все это позволяет высказать предположение о том, что ссылка Томмазо Кампанеллы в мае 1598 года в Калабрию, якобы за неблагонадежность прикрывала некоторую специальную миссию.

Провинция Калабрия (Юг Италии), в эту эпоху являлось одной из спорных территорий в Южной Европе. На этой территории развернулась почти открытая борьба множества различных государств. Кто владел Калабрией, тот контролировал Средиземноморье.

Калабрия была оккупирована Испанией, которая проводила политику колонизации мало чем отличающейся от её политики в Южной Америки.
Местная знать была отодвинута от всех управляющих функций. Поборы с населения осуществлялись оккупационными войсками грабительскими методами. Все это привело к тому, что в Калабрии началась бесконечная партизанская война населения с оккупантами, со всеми соответствующими эксцессами.

Испания хотя и являлась католической страной, власть Папы Римского признавалась чисто номинально. Испанская инквизиция, испанские филиалы монашеских орденов обладали большой автономией. Эти противоречия  проявлялось во всем. Часто беглецы от испанской инквизиции скрывались  в Итальянских городах, проживая в них легально.

В Калабрии свои интересы имели торговые города республики, Венеция, Генуя, Флоренция. Одним из главных участником борьбы за юг Италии выступала Османская  империя. Калабрия являлась неким бифрукационным фокусом политической жизни южной Европы.

Доминиканский орден проводит в Калабрии свою политику и в качестве основного координатора этой политики в Калабрии был выбран Томмазо Кампанелла. Он имел в Калабрии тесные дружеские связи с местной элитой, пользовался известность и авторитетом в образованных городских кругах, обладал ярко выраженной харизмой, способностью увлечь людей и повести их за собой.

Но руководство ордена не могло даже представить, что Томмазо Кампанелла выработает концепцию построения государства нового типа  и начнет воплощать её в жизнь. Они предполагали, что Кампанелла, добившись успеха в Калабрии, будет удовлетворен перспективой, занять соответствующие высокие посты в иерархии ордена.

Подобное явление будет еще не раз наблюдаться в истории, когда лицо казалось бы, находящееся под полным контролем некоторых политических сил, вдруг начинает проявлять самостоятельность, начинает формулировать свои интересы и из человека функции превращается в субъекта политики. Как правило, это имеет место, в том случае, когда имеется большая неопределенность в развитии событий.

Близким по времени примером, появления такой личности, может служить  Оливер Кромвель лидер буржуазной революция в Англии. Оливер Кромвель человек, не знатного происхождения. Его род не принадлежал к высшей английской аристократии,и не не имел больших средств, но был вовлечен в борьбу и хаос гражданской войны. Вступив в войну с отряда в шестьдесят воинов, вскоре он командует армией, созданной им на принципиально новой идеологической основе. Он успешно побеждает в гражданской войне, изгоняет интервентов из Англии.

Кромвель отражал интересы одной из группировок высшего света, в который он даже не имел доступа.  Но создав реальную военную силу он вышел из под контроля и реализовал свое личное представление о том, как должно быть устроено общество и государство. Он сумел найти и убедить людей в правоте своих идей, которые стали его опорой и проводниками.

Через три года после его смерти Королевская власть была реставрирована с помощью иностранной интервенции. Тело Кромвеля было извлечено из могилы. Около двадцати лет с 1661 года по 1680 год отсеченная голова Кромвеля находилась на столбе перед Вестминстерским Дворцом.  Даже в настоящее время, спустя триста пятьдесят лет английская правящая аристократия  хранит ненависть к его памяти и делам.

Интересное замечание первые в истории Советы солдатских депутатов были  созданы в армии Кромвеля. Эти Советы играли значительную роль в управлении армии, а затем и страны.

Прибыв в Калабрию, Томмазо Кампанелла начал активную подготовку к восстанию. Он установил связи с местными дворянами, с партизанами, скрывающимися в горах, с эмигрантами находящимися в Османской империи.

Был разработан соответствующий план вооруженного восстания. К сожалению документов, о его подготовке по естественным причинам сохранилось очень мало. Есть отдельные фрагменты. Так была согласована дата подхода к портам Калабрии турецкого флота, для нейтрализации действий Испанского флота. Назначены даты восстания в отдельных городах Калабрии.

Одновременно с разработкой плана восстания Томмазо Кампанелла начал разработку государственного устройства после победы. Его идеи и предложения по организации нового государства нашли поддержку у его соратников.

Томмазо Кампанелла разработал реальную политическую программу преобразования общества после победы восстания 1599 года.

Центром грядущей совершенной республики должна была стать гора Стило. В опубликованной позднее книге «Город Солнца» он описал характерные детали устройства нового общества: полное отсутствие частной собственности на средства производства, единство духовной и светской власти, общественное воспитание и обучение детей, ведущую роль науки и техники в производстве. Принципиальное отличие его утопии от утопий Платона и Т. Мора (1516 год) состояла в полном отрицании эксплуатации человека человеком. В городе Солнца не было рабов. 

10 августа 1599 года испанским властям поступил донос, заверенный нотариусом, что братья-доминиканцы Томмазо Кампанелла и Дионисий Понцио, и многие другие знатные и простые лица составили заговор, чтобы в союзе с Папой и турками свергнуть в Южной Италии испанскую власть. До сих пор ведутся дискуссии о масштабах заговора и степени вовлеченности в него различных политических сил.

Кто осуществил выдачу заговора вопрос остается открытым. Томмазо Кампанелле вступил в открытый конфликт с главными устроителями заговора – Доминиканским орденом. По-видимому,  церковные иерархи поняли опасность возможной реализации плана Томмазо Кампанеллы.

Протоколы следствия по калабрийскому заговору 1599 года позволяют сделать вывод, что общественную программу Т. Компанелла сформулировал в период подготовки восстания. Образ идеальной республики,  встречался как в проповедях перед народом, так и в его  тюремных писаниях. В некоторых показаниях утверждается, что после победы восстания «монархом мира» должен был стать сам Т. Кампанелла, который путём астрологических расчётов установил, что великое преобразование мира должно было начаться в юбилейном 1600 году.

 Кампанелла был предупреждён своими соратниками о провале заговора, но морально- этическим соображениям он отказался бежать.

 
Самыми драматическими годами в жизни Кампанеллы были 1600 и 1601 годы.  Всего было захвачено около двухсот заговорщиков и лиц в той или иной степени связанных с ними. Большинство схваченных  принадлежали к простым сословиям, поэтому после пыток, для устрашения населения они были достаточно быстро казнены.  С представителями знати проводилось детальное расследование. С помощью пыток выявлялись связи участников заговора и, как правило, в конце расследования их тоже казнили.


Томмазо Кампанелла, находясь в застенках, как мог, помогал товарищам выбрать правильную тактику защиты. Но выдержать пытки не оговорить себя и друзей могли только единицы. Авторитета Кампанеллы перед соратниками была абсолютный, он находясь в заключении, там или иным способом передавал им последние указания и просьбу как вести себя перед исполнением казни. Он просил их  публично на эшафоте отказаться от показаний, полученных под пыткой. Это отречение облегчала участь оставшихся, так как показания, полученные под пыткой теряли юридическую силу.

 Обвинения, выдвинутые против Т. Кампанеллы, сводились к обвинению в преступлениях против веры и ереси. Политические аспекты заговора сознательно игнорировались.  Именно слабая доказательная база в предъявленных обвинениях позволила Т. Кампанелле избежать смертной казни.

Поскольку Т. Кампанелла  принадлежал к элите ордена, то для применения к нему пыток требовалось разрешение из Рима. Оно было получено в январе 1600 года.

 31 января Кампанелла был помещён в подземный карцер, наполнявшийся водой во время морского прилива, так называемый «крокодил». Кампанелла выдержал в нём семь суток одиночного заключения, хотя многие арестанты погибали в течении трех- пяти дней.

 Из карцера его сразу бросили на пыточный станок «полледро», на котором допрашиваемого растягивали верёвками от лба до больших пальцев ног, травмируя мышцы, связки и суставы. Один из соратников Т. Кампанеллы, Дионисий Понцио после аналогичного испытания, подписывая протокол, был вынужден держать перо в зубах.

Под пытками Кампанелла признал ряд обвинений, тем самым подписав себе смертный приговор. Понимая это, он принял решение имитировать безумие. По представлениям той эпохи, безумец неспособен к покаянию и проклятие с его души переходит на палача.

В течение месяца Кампанелла демонстративно бредил, при допросах изображал полное безразличие и непонимание обращённых к нему слов. Однако, подосланные в камеру  агенты зафиксировали его разумные беседы с другими заключёнными, при обыске у него была изъята записи о том как надо выстраивать защиту в суде.

В мае 1600 года следствие возобновилось и в течение двух недель Томмазо дважды был подвергнут испытанию на дыбе. Стойкость Кампанеллы и умелая симуляция привела к тому, что в  ноябре узник был осмотрен десятью разными лекарями, которые вынесли заключение, что он безумен: «ни один разумный человек не смог бы вытерпеть то, что перенёс он».

Но Римские власти отказывались верить в безумие Кампанеллы, который упорно продолжал симуляцию. 31 мая 1601 года из Рима пришло указание подвергнуть фра Томмазо самой жестокой форме пытки — «велья» (итал. la veglia — «бодрствование»). О пережитом спустя много лет в своей «Теологии» он писал так:

В течение сорока часов я был вздёрнут на дыбу с вывернутыми руками, и верёвки рассекали мне тело до костей, и острый кол пожирал, и сверлил, и раздирал мне зад и пил мою кровь, чтобы вынудить меня произнести перед судьями одно только слово, а я не пожелал его сказать, доказав, что воля моя свободна.

Пытка продолжалась 36 часов подряд 4 и 5 июня 1601 года. Судя по детальному опубликованному протоколу, даже на колу Кампанелла продолжал выкрикивать бессмысленные фразы, а также громко возглашал свою святость и взывал к жалости своих мучителей.

По легенде, когда палачи сняли его со станка и присутствовавшие инквизиторы официально объявили его безумцем, почти бездыханный узник прошептал палачу: «Я не такой дурак, чтобы признаться в том, чего они хотели».

Кампанелла в трактате «Медицина» упоминает тюремного хирурга Шипионе Камарделла, который остановил кровотечение и смог почти без последствий залечить тяжелейшие травмы, хотя их следы остались до конца жизни.

13 ноября 1602 года Священная Конгрегация, не отменяя обвинений в ереси, осудила Кампанеллу на пожизненное тюремное заключение «безо всякой надежды на свободу».

После неудачной попытки устроить побег, Томаззо Кампанелла с июня 1604 по апрель 1608 года Кампанелла был помещён в одиночное заключение в сырые подземелья Сант-Эльмо, куда дневной свет проникал на два-три часа в день. Он содержался на хлебе и воде. В условиях полного отсутствия человеческого общения и лишённый возможности писать, Кампанелла активно занимался поэтическим творчеством. В этот период он отказался от  симулирования безумия.

В августе 1606 года он пишет письмо Папе Римскому Павлу V с просьбой разрешить вступить в переписку с Каспаром Шоппе, с которым он подружился в 1603 году.

Каспар Шоппе был одним из идеологических лидеров контрреформации. Он происходил из протестантской семьи, но перешел на сторону католической религии. По- видимому Каспар Шоппе предложил Папе использовать знания и талант Томаззо Кампанелля в борьбе с протестантами.

Заметим, что в молодые годы К. Шоппе был знаком с кальвинистом Ж.Ж Скалигером, одним из создателей общепринятой исторической хронологии. Позднее К. Шоппе выступил с критикой этой работы.

Томмазо Кампанелла в своей связи с К. Шоппе видел возможность, критикуя протестантскую религию, пропагандировать свои взгляды. Он пишет книгу « Побежденный атеизм», которую К. Шоппе публикует.

С 1618  режим содержания Томаззо Кампанела был существенно ослаблен.
Узнику дозволялось писать и учить, принимать посетителей и зарабатывать на жизнь составлением гороскопов.

Кампанелла никогда не оставлял надежды выйти из тюрьмы, равно и как начать переустройство мира. Часть философских трудов Т. Кампанеллы были занесены в индекс запрещенных книг и К. Шоппе  отказался от печати. Через К. Шоппе Кампанелла познакомился с Тобиасом Адами — лютеранином, который с 1617 года начал печатание трудов Калабрийца в протестантской Германии.

Именно Адами опубликовал книгу «Город Солнца».

Начиная с 1616 года через К. Шоппе Т. Кампанелла стал обращаться практически ко всем влиятельным лицам Европы — от Папы Римского и короля Испании до императора Священной Римской империи.

Томмазо Кампанелла вновь становится участником политических международных интриг. После сложной под ковёрной политической игры между Испанией, Францией и  католической церкви, мае 1626 Томмазо Компанелла вышел на свободу, пробыв в непрерывном заключении почти 27 лет.

Отметим такой интересный факт. Умение формулировать и излагать свои оригинальные идеи, образованность и эрудиция Томазо Кампанеллы, сделали его популярным законодателем  культурной жизни Неаполя. В  последние восемь лет содержания в тюрьме в Неаполе он свободно общаться с испанскими и итальянскими аристократами, желавшими посетить его в тюрьме и послушать проповеди.

После освобождения Кампанеллу тайно как белоризца (монаха низкого ранга) под вымышленным именем доставили из Неаполя в Рим.

Реабилитация Кампанеллы завершилась 11 января 1629 года, когда его книги были удалены из «Индекса запрещённых книг», а ему вернули все рукописи. Тогда же Генеральный капитул Доминиканского ордена по совокупности трудов присвоил Т. Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.

В 1630 году Т. Кампанелла встретил в Риме Галилея. Они общались, но близости не возникло из-за приверженности Галилея к атомизму.

Интересно отметить, что Т. Кампанелла становился всё более ортодоксальным и нетерпимым, к так называемым «гуманистам». Доминиканец сурово осудил Лукиана и Эразма, а также Боккаччо и Аретино, равно и «шута Франсуа Рабле, который заразил ересью Францию».

В чем-то он повидимому был прав. Вся сатира и критика общества этих авторов была беспредметна и уводила человека от понимания причин существующего порядка и при этом не предлагала путей изменения.

В августе 1633 года в Неаполе был арестован ученик Кампанеллы — калабрийский доминиканец Томмазо Пиньятелли, обвинённый в подготовке анти испанского заговора. Он был приговорен к смертной казни и задушен в тюрьме. Подозрения испанских властей вновь обратились против Т. Кампанеллы. В 1633 году вице-король потребовал выдачи фра Томмазо. В этой ситуации Папа официально объявил, что не будет препятствовать выезду Т. Кампанеллы во Францию. Т. Кампанелла под вымышленным именем и в рясе минима, монаха нищенствующего ордена в личной карете французского посланника в Риме был отправлен в Ливорно, где сел на корабль отправляющийся в Марсель.

Во Франции он ведет активную политическую жизнь, его принимает король Людовик XIII, кардинал Ришелье. Он знакомится с Мерсеном, главным научным координатором Европы, Но в круг естествоиспатателей он не вошел. Его основные труды и вся деятельность была связана с идеологической борьбой с протестантизмо, с Испанской монархией.

На рассвете 21 мая 1639 года Томмазо Кампанелла скончался в своей келье  во сне. Его похоронили в церкви Сент-Оноре, однако во время Великой Французской революции церковь была разрушена, а останки выброшены.

Перед кончиной Кампанелла в своих посланиях (в том числе великому герцогу Тосканы Фердинанду II) не скрывал своей пророческой миссии и утверждал, что пророк — даже гонимый и побеждённый — воскреснет на третий день или спустя ТРИ СТОЛЕТИЯ! Пророчество это сбылось в девятнадцатом веке в России.

Надо отметить, что часть предсказанных социальных изменений в жизнии общества, требование научного материалистического подхода к решению проблем получили реальное воплощение. Многие предлагаемые им идеи в образовании, в формировании семейных отношений, в оргаанизации общественного производства были почти в чистом виде реализованы в Советском Союзе. 

Практически все исследователи за прошедшие века, независимо от их теоретических и общественных взглядов, именовали идеал Кампанеллы коммунистическим.

«Город Солнца» — это беллетризованная идея Кампанеллы, которую он надеялся реализовать до конца своей жизни, пытаясь последовательно использовать для этой цели испанскую монархию, католическую церковь и французскую монархию. Образ города Солнца неразрывно связан со всей совокупностью философских и политических сочинений Т. Кампанеллы. Характерно, что утопия Томмазо Кампанеллы наибольшим образом раздражала и раздражает именно католических исследователей его творчества.


Рецензии
Мне всегда не нравилось определение Города солнца - утопия!
Ну а здесь я полностью согласна!
Вся сатира и критика общества этих авторов была беспредметна и уводила человека от понимания причин существующего порядка и при этом не предлагала путей изменения.
Более того, человек должен сам работать над собой! И соизмерять желания и возможности.

Лариса Оболенская-Азбукина   07.03.2024 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к работе и ваш отзыв.
Город Солнца проходил через наше детство. Это Солнечный город в повести сказке Носова "Незнайка в Солнечном городе".
Мне кажется вам будет интерсно посмотреть статью."Трагедия сказочных повестей - отражение распада СССР.
http://proza.ru/2018/06/10/91
С международным женским днем.Здоровья! Счастья! Любви!

Александр Ляхов   08.03.2024 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.