Учитель истории 2

2 Любимая тема.

В праздники все ученики были в парадной пионерской форме – белой рубашке с красным или красно-белым галстуком, в темных брюках – мальчики, в голубых плиссированных юбках – девочки. В этом летящем плиссе девчонки выглядели замечательно и Павел мог на перемене, когда дотошные ученицы окружали его и донимали вопросами не по программе, взять кого-нибудь из них под локоток и начать чинно прохаживаться по коридору. 
Со всеми желающими пояснений Павел готов был и после уроков остаться, охотно прогуливаясь с учениками в школьном сквере, он отвечал на их вопросы, подробно все объясняя. Осенью, когда на землю падали спелые, коричневые каштаны, зимой, когда шел снег с дождем и вершина Витоши затягивалась дымкой, он любовался этим древним городом  и готов был дышать его воздухом целую вечность.
История Средневековья увлекала учителя, он хорошо знал крестьянский быт и одежду древней Руси и Европы , но говорил о крестьянах и торговцах с каким-то равнодушием, скороговоркой, иное дело ополченцы, княжеская дружина, тут он зажигался и говорил с увлечением, хоть записывай на магнитофон. Жаль магнитофоны тогда были громоздкие и ребята не могли принести такую громадину в класс. Знал он и оружие давних времён копья, стрелы, мечи, боевые топоры, знал и как защищали от ударов  щиты разных видов, доспехи, шлемы и кольчуги.
Когда речь зашла о ледовом побоище, Павел прикрепил на стене большую репродукцию картины Корина «Князь Александр Невский», открытка с этой репродукцией была у него во время войны. Художник посвятил свой триптих семисотлетию битвы на Чудском озере, он начал писать свой старинный сказ, свою северную балладу в 1942 году и закончил в 1943 году.
Тогда тоже зимы в России были лютыми и весна холодная.
Дети из теплых стран не верили, что на Чудском озере 5 апреля 1242 года мог быть лёд, а тем более такой прочный, что на нем можно было биться и не проваливаться. Два смуглых кубинца больше всех удивлялись, они впервые в Болгарии снег увидели.
Павел красочно рассказывал о русском стрелковом полке, вышедшем перед княжеской дружиной, прикрывшем собой середину главных сил. Рассказывал так, как будто сам там был. Учитель увлеченно вычерчивал план битвы мелом на доске.  Он рисовал построение клином немецкого войска и расположение русских сил. Как немцы и чудь выстроились тупоконечным клином, свиньей, усиленной с боков парой сотен воинов, для пролома рядов войска князя Новгородского, как прорвали строй русских. Но затем войска тевтонского ордена были окружены русскими с флангов, кабану отсекли голову.
Братья рыцари  сопротивлялись упорно и погибали, некоторые из них всё-таки прорывались из окружения и  вышли из боя. Русские преследовали бегущих по льду на протяжении семи вёрст. Указка в руках Павла очерчивала круги, то он делал резкие выпады и словно бы фехтовал, то отступал назад, точно парируя удар. Оказалось, что обычная указка может стать в его руках серьёзным оружием.
А дети удивлялись- погибших рыцарей счёт шел всего лишь на десятки, а сражению уделяется такое внимание. В современных войнах гибнут тысячи и никого это не волнует. Но Павел и не хотел говорить о современных войнах.

Примечание:
Фотография марки СССР 1967 года с фрагментом триптиха «Александр Невский» » (1942) художника Павла Корина скопирована из сети Интернет


Рецензии
Европа всегда косо на нас смотрела, уж больно приглядны были обширные русские просторы в масштабе территории. И сейчас палки в колеса вставляет. Вот и надейся на свои армию и флот.

Алексей Суслов   24.05.2018 16:47     Заявить о нарушении
Спасибо! Наши друзья –наша армия, флот и авиация!)) Раньше Россия и СССР играли на противоречиях между европейскими странами, находили в Европе союзников, а теперь никаких союзников нет.

Алла Авдеева   25.05.2018 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.