И снова гости к нам. Рецензия на журнал Сибирские
С удовольствием прочитала продолжение повести-сказки "Что скажет солнышко" Михаила Тарковского, гл. редактора альманаха "Енисей", лауреата лит.премий "Ясная Поляна" (2010), им. А.Дельвига (2015), В.Шукшина (2016) и др. Удивительное, я бы сказала, трогательное отношение автора к природе, его искренняя любовь ко всему окружающему - это настоящий дар. И хоть сама повесть подана ... от лица собаки, читается легко и, я бы добавила, что некоторые рассуждения этих животных, воспринимаются как самопародия. Но ведь писатель на то и писатель, чтобы подниматься над примитивным восприятием мира и удивлять читателя.
"Потом все глубели- голубели снега (именно ГЛУБЕЛИ- выделено Л.Ковалевой) , все углублялась канава дороги и неистовей пуржило на тепло, и лютовало в морозы. Казалось, чуть звезданет, чуть отодвинется облачная вьюшка - задвижка - и стремительней улетит тепло, ухнет перепадом от минус пяти до пятидесяти".
Мария Теплякова. Суздаль. Певчая и звонарь в храме Успения Божьей Матери на Княжьем дворе. Автор трех поэтических сборников. Член СП России и Союза художников народного искусства.
Мне кажется, ее стихи не могут оставить равнодушным ни одного читателя.
Я растаял. Я рухнул, как мартовский снег.
Всходит солнце сегодня от имени тех,
Кто весной превратился в ручей.
Я беззвучно кричал, я не мог убежать,
Эту жизнь так хотелось в руках удержать...
Мои волосы стали травой.
Уходи, но свою оборону держи.
Вот, возьми мои хлебные карточки, жизнь,
Я- туман над Невой.
О, глазастое небо твое, Ленинград !
Никуда не ушли, в карауле стоят
Все деревья твои.
До мурашек ! И сразу перед глазами "Дорога жизни" через Ладогу, письма Тани Савичевой, лютые морозы той далекой, военной блокадной зимы и моя свекровь, чудом выжившая в то жуткое время и спасшая двух детей ( дочку Лиду и сына, моего будущего мужа Виктора)... Низкий ей поклон ! А Марии Тепляковой - Божьего благословения и творческих успехов !
Антон Мухачев , дебютант журнала, в 2011 году обвинен в экономическом преступлении и экстремизме ( приговор - 9 лет лишения свободы). Виновным себя не признал. Образование высшее. Московский горный университет. Был участником националистических движений против нелегальной иммиграции и "Северное братство".
Антон представлен циклом "Два глотка", в который вошел короткий рассказ "Карцер", повествующий об условиях жизни в тюрьме. Автор пишет о своих собственных ощущениях. взаимоотношениях с другими заключенными. Читаешь и понимаешь,что в такие, не столь отдаленные места, лучше не попадать. Думаю,что и второй рассказ Антона "Сантиметр" также не оставит читателя равнодушным.
Виктор Сайдаков пишет стихи и прозу. Полковник запаса. Публиковался в журналах "Воин России", "Новосибирск", "Дальний Восток".
Обращаю внимание читателя вот на эти пронзительные стихи :
По декабрю метель метет и снег подваливает
По декабрю отец идет и снег нахваливает.
Он все хвалил, он русским был: душа- рубашечка,
Возьмет гармонь , и песни- эх! нараспашечку !
Читаешь - душа поет вместе с поэтом и с каждой строкой окунаешься в незатейливый мир сельской жизни и наслаждаешься каждым ее мигом.
Поземкой долго снег несло, потом прояснело,
А солнце село за селом у дальней пряслины.
По декабрю отец ушел... нас приморозило...
А родом был отец-сокол из Новорозина...
"Степной дождь", "Все падают, сыплются звезды", стихи-посвящение Ал.Денисенко "Конь заплачет..." - это все он, Виктор Сайдаков.
Игорь Москвин, член СП Санкт-Петербурга. Автор цикла романов и рассказов о сыскной полиции 70-х годов 19 века.
"Несколько мгновений истории". Все девять миниатюр , представленных журналом, уносят читателя в далекие годы правления Великого Государя Российской империи Петра первого.
"Первая дуэль в России" - ах, как же злободневна эта миниатюра! Читаешь , а перед глазами невольно встают сегодняшние дни. Все то же высокомерие иностранцев ( в тексте речь об англичанах) по отношению к России и ее "варварам" ( народу). Упорное нежелание уважать чужие законы, традиции, наконец, проявить элементарную порядочность, тактичность. Все до боли знакомо.
А вот миниатюру "Караул" читала с улыбкой. Это же надо ! И так и эдак уговаривал царь-батюшка часового открыть ему башню, но- увы ! солдат на своем посту остался непреклонен.
И "Тесак" , и "Прожект о завоевании Америки" - все здесь говорит о мудрости его Величества. Уверена, читателю очень понравятся миниатюры Игоря Москвина.
"Литературный архив" в этом номере порадовал пьесой Владимира Зазубрина "Подкоп".
"Эта пьеса, пролежавшая в московских архивах РГАЛИ ровно 70 лет, наконец-то публикуется в родном журнале писателя. Она не была напечатана ни в "оттепельные" 50-е годы, когда ( в августе 1956г) произошла его реабилитация и были переизданы "Два мира", ни в 60-е, когда в том же архиве была обнаружена его повесть "Щепка", ни в 70-е, когда вышел "зазубринский" том в "Литературном наследстве Сибири(ЛНС) ценой изгнания из "Сибирских огней" основателя и редактора ЛНС Н.Яновского, ни в 80-е, когда было издано, казалось бы, все наследие писателя, включая крамольную "Щепку"... И только сейчас, в корпусе текстов В.Зазубрина заполнена, видимо, последняя брешь, закрыто последнее "белое пятно". Но самое главное- восстановлена справедливость".
Владимир Яранцев, член СП России, в своем повествовании не спеша, но очень ярко раскрывает личность писателя, человека незаурядного, талантливого, но обреченного и окруженного внешними обстоятельства не в свою пользу...
Анатолий Узденский, окончил Новосибирское театральное училище, работал актером. Затем начал заниматься режиссурой. С 2005 года- в московском театре "Современник". Автор книг "Как записывают в артисты" и "Горький привкус миндаля". Народный артист РФ. Весело и иронично рассказывает актерские байки, имевшие место в его собственной жизни. И "Малина в шоколаде", и "Человек из свиты" - эти короткие зарисовки как бы задают импульс всем, решившим встать на нелегкую актерскую стезю. И, слава богу, что у Анатолия все, в конце концов, получилось и он состоялся как актер, режиссер и писатель.
Александр Денисенко , учился в Новосибирском пединституте. Член СП России. Автор книг "Аминь" и "Пепел". Циклом "Любить полным ответом" открывает третий номер журнала. Его рассказ "Млекопитательница" написан от первого лица. Яркие, самобытные характеры сельских жителей глазами ребенка переданы очень эмоционально и правдиво. Вся немудреная жизнь селян вокруг своих покосов, скотины, уборки урожая на колхозных полях. Ленивые перебранки с пастухом в ожидании буренок, перекатываются во рту как спелая вишня :
" - И что за зверско существо ты воспитала ?- накинулся вдруг на бабку Агафью подъехавший Проня- пастух.- Опеть твой козел над молодежью измывался, а перед обедом мне в газету катышей навалил, прям на Пленум ЦК. А в прошлый раз весь Президиум обгадил. Ну, ежели вдругорядь в администрации али в органах узнают...
- Плевала я на твоеную администрацию и на твои органы. Поболе твоих видали. Нашел чем бабку пугать. Надоть скотину пасти, а не валяться под кустом с газетками. Прохиндей..."
И рассказ "Юных надежд моих конь" и "Не забывай былые дни" - те же воспоминания, та же ностальгия по родным местам.
"- Здравствуй, дядя Афанасий !
- Здравствуй, Саня , а ты, я вижу- налегке, стало быть, ненадолго?
- Да вот, вырвался на денек, сны замучили : каждую ночь деревенский дом снится, приволье наше. Сейчас спрыгнул с пригородной, вижу, земля уже с утра успела прихорошиться, нарумяниться..." (Отрывок из рассказа "Не забывай былые дни").
Уверена, читатель с большим интересом прочитает прозу Ал.Денисенко. Во втором номере журнала за этот год я читала стихи Виктора Сайдакова и обратила внимание,что одно стихотворение посвящено Александру Денисенко. "Конь заплачет - придет дядя Гриша..." . Мне кажется, что эти великолепные стихи посвящены именно ему, автору вышеперечисленных рассказов. Мартовский, весенний номер изобилует прозой. Рассказы "Рыжая" и "Стыд" Владимира Куницына , члена СП России, окончившего философский факультет МГУ, автора трех книг, поражают своей откровенностью, влюбленностью главных героев в жизнь.
"А ситуация заключалась в том,что я случайно встретил женщину, которая способна внезапно влюбиться в незнакомого человека- всего за поэтическое совпадение. А сам я готов упасть к ее ногам за один только этот взгляд, в котором полыхнула прямая и благородная душа, по- ангельски открывающаяся на духовную близость, способная броситься ей навстречу бесстрашно!"( отрывок из рассказа "Рыжая").
Удивительно правдиво передано автором чувство стыда за свой поступок и этот стыд, несмотря на то, что главный герой за всю жизнь оброс свежими и увесистыми "стыдобами", не дает ему покоя до сих пор. Так велико его чувство к своей няне.
"Право, трудно сказать, за что может полюбить маленький мальчик старую чужую женщину, чтобы еще и благодарно вспоминать ее всю жизнь? Уж больно далеко они стоят друг от друга во всех измерениях. И тем не менее факт любви налицо. И он даже теснит пресловутое представление о "зове крови", который я совсем не ощущал в себе..."
Рассказ "Горчаков в городах" Ивана Васильева , автор публикуется впервые, в настоящее время путешественник - фрилансер, повествует о неустроенной, полной внутреннего метания жизни главного героя. Меняя одну за другой квартиры, никак не может найти покой и отправляется в родной город. Пройдя по знакомым улицам, убеждается, что здесь ничего не изменилось тоже.
" ... Те же низкорослые домишки, то же беззастенчивое обращение на "ты", та же тоска, когда хочешь найти в этом навечно знакомом месте радостно узнанное незнакомство, а натыкаешься на ужас дежавю. Но только в этот раз было повторение другого года : это был его город, город детства, нестриженой юности, любовного бескорыстия и безвозмездности, влюбленного бессеребреничества."
Читателю будет интересен и слог, каким написан рассказ, и судьба главного героя.
Валерий Хайрюзов.Окончил Бугурусланское летное училище и факультет журналистики Иркутского университета. Публиковался в журналах "Сибирские огни", "Новый мир" и др.
Повесть со странным и непривычным для слуха названием "Бараба" раскрывает биографические события из жизни автора.Валерий Хайрюзов от главы к главе неспешно ведет читателя, все больше и больше посвящая его в жизнь своего родного поселка, дома, школы, друзей и обидчиков.
"Из глубины памяти я вытаскиваю клички своих соседей - еще не мужиков, но уже и не парней, которые вроде и были, а потом куда-то исчезли, оставив прозвища : Митча, Кольча, Троха. Позже на лекциях по истмату я услышал утверждение,что народ никогда и ни при каких обстоятельствах не ошибается. Возможно, однако сам факт существования кличек и прозвищ говорил о наблюдательности, желании людей как-то разукрасить свою жизнь."
С юношеским максимализмом герой повести рассуждает о жизни, мечтах, первой робкой и, до конца не неосознанной влюбленности в одноклассницу Катю, о своих друзьях - Федоре Дохлом, Борьке Черных, Вадике Куликовом.
"Вспоминая то время, могу сказать,что мы жили по законам ребячьей республики, где все было по-честному: уж если сказал,то делай."
Но вот школа позади. Впереди- мечта. Летное училище. И главный герой говорит :
"Все идут одной дорогой только до первой развилки. Дальше у каждого начинается свой путь. Неожиданного для всех я сделал первый самостоятельный шаг в сторону взрослой жизни..."
Сергей Кузичкин, автор 9 книг прозы и сборника стихов. Редактор альманаха "Новый енисейский литератор" своим замечательным рассказом "Рая, Ада и чистильщик " думаю, заинтересует читателя, так четко в нем описан чувства главного героя. Рассказ короткий, но очень гармоничный.
"Где-то на просторах Земли жил, а, может, не жил, а лишь изредка появлялся из другого измерения мужчина, называвший себя чистильщиком и избравший меня своим постоянным клиентом в числе сотен, а , может, даже тысяч таких, как я, людей."
Святослав Егельский, студент композиторского факультета Национальной музыкальной академии Украины. Публикуется впервые. Небольшим рассказом "Музыка за стеной" непременно завладеет вашим вниманием. В каждой строке здесь любовь и к музыке, и к незнакомке. Не буду утомлять читателя излишними подробностями. Этот рассказ нужно просто прочитать и пережить всю ту гамму чувств, что и литературный герой.
"Что она делает вечерами ? Какое у нее лицо ? Куда она идет каждое утро ? А вот дома ли она- это можно было проверить. Сергей открывал крышку пианино. И начинал играть их мелодию. Иногда она отвечала ... "
Рубрика "Очерк и публицистика" на этот раз представлена главами из книги "Все возвращается" Виктора Косоурова. Он окончил Новосибирский инженерно-строительный институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1972 г. на комсомольской и партийной работе.
Эта книга воспоминаний выходит в издательстве "Вече". Виктор Семенович человек в Сибири известный. Уверена , читателям будет интересно узнать, какую карьеру сделал автор книги.
"Думаю,что если бы "Книга рекордов Гиннеса" распространялась на секретарей комсомола, то я наверняка был бы в нее занесен как человек, проработавший наибольшее количество лет на должности второго, а затем и первого секретаря обкома комсомола".
"Музыка и человечность". Песня жизни Алексея Бородина. Авторы Андрей Подистов - писатель, журналист, редактор, член СП России. Публикации в журналах "Порог", "Уральский следопыт" и др. и Лариса Подистова - филолог. Член СП России. Стихи и проза публиковались в журналах "Невский альманах", "Дальний Восток", "Север" и др.
"Мы уже довольно много знали о нашем собеседнике, он человек в Новосибирске известный. Прекрасный музыкант, долго преподавал игру на виолончели в музыкальной школе в Академгородке. Но больше, наверное, известна в последнее время его удивительная развивающая школа для детей с тяжелыми формами умственной отсталости. Ее так и называют - школа Бороздина. Кажется : где виолончель- а где дети с разной степенью отставания в развитии ? Какая связь ? Где логика ? Как сложилось, что одно переплетено с другим ?..."
Авторы тонко, ненавязчиво и в то же время очень тепло знакомят читателей с этим и вправду удивительным человеком, Алексеем Ивановичем Бороздиным.
В публикации много выдержек из книги "В контексте жизни". Эта книга вызвала у читателей такой жгучий интерес, что ее тут же переиздали еще раз.
" Счастье - это жизненный успех, считает Алексей Иванович и добавляет : без всяких снисхождений, тут же отметая меркантильный смысл этого слова.Это то,что ты отдал людям и оно оказалось им нужно."
Сам он хорошо запомнил слова Владыки Кирилла, в ту пору митрополита Смоленского и Калининградского: если у Бога есть некий план, Он ищет для исполнения этого плана подходящего человека.
- Вот меня и нашли,- шутит Бороздин.
И завершает третий номер журнала очерк Марии Китаевой "Опередивший время" о двух самых известных произведениях А.Ф Писемского "Тюфяк" и "Тысяча душ". И, как всегда, "Картинная галерея "Сибирских огней" Тамары Драницы "Иркутский портрет". Автор с любовью пишет о художниках разных эпох и направлений. Это и Н.А.Андреев (1889-1938) и А.П.Жибинов (1905-1955) м портретист А.И.Вычугжанин. О магических пространствах портретов В.П.Тетенькина (1929-2009) и др. художниках.
Лана Ковалева. Севастополь. Обзор подготовлен для "Литературной газеты".
Свидетельство о публикации №218051800715
С уважением к вам и наилучшими пожеланиями.
Александр Венгеровский 15.08.2021 06:51 Заявить о нарушении
Светлана Ковалева 2 15.08.2021 11:48 Заявить о нарушении
Светлана Ковалева 2 15.08.2021 11:51 Заявить о нарушении
Mayra 26.12.2021 11:48 Заявить о нарушении