Неправильные дети

Каждодневные заботы так прижали Петра Петрович, что он вот уже неделю сидит дома безвылазно, конца и края не видно, когда сможет отправиться в народ и беззаботно побродить по деревне, пообщаться с земляками, которых ему бог подошлёт. Тут уж без разницы, абы была возможность словом перемолвиться с живым человеком. А то ведь так недолго и от разговоров отвыкнуть.
- Ты понимаешь, - жаловался он в обед заглянувшему к нему соседу Харланычу, - я всё думал, на кого же похож. Вроде, не в тюрьме, тьфу-тьфу, - Пётр Петрович постучал костяшками пальцев по столбу, у которого стоял, - гиря к ногам не привязана… Затем дотумкал: я как тот волк, что хвост в прорубь опустил, пытаясь зимою рыбы наловить. Мне, правда, по природе своей хвоста иметь не требуется, но что это за жизнь, если «Иди, куда хочешь!», сказали, а из стартового пистолета не пальнули, чтоб можно было смело со двора выбежать…
- И чего же неотложного творишь? За что от свободы отлучили? - удивился Харланыч.
- Ни в сказке сказать, ни ломом на скале начеркать, - грустно улыбнулся Пётр Петрович. - Три дня гостей собирал в полторашку – колорадских жуков, будь они трижды неладны! Глаза бы мои на них не глядели! Сначала в охотку трудился – стоя. Потом два дня ползал на коленках, вчера перешёл на локти. Сегодня с раннего утра уже не могу согнуться-разогнуться, лежу в картошке, а жуки по мне ползают и ползают, твари колорадские. Так и слышу их ехидное похрустывание челюстями.
- О, насколько у тебя всё запущено, - оглянулся Харланыч, точно боясь, что его услышат. - Загулять не пробовал? Может, водка отпугнёт нежеланных гостей? Не любят же собаки пьяных.
- Так то ж собаки нашенские! Жуки ни русского языка не понимают, ни традиций наших не знают. Надышатся от меня винного перегара, злее будут, в два раза быстрее жрать картошку станут. Совсем мне с ними не совладать.
- Не знаю, не знаю! Раз уж заговорили про огород, расскажу тебе про внука Славку. В Бийске живут. - Харланыч в упор посмотрел на соседа – не будет ли возражать? Понял, что тот рад постоять у забора лишнюю минуту, продолжил: - Вернувшись с дачи, сын Василий с Еленой заехали к дочери. У них, я говорил как-то тебе, свой домик в два этажа. Почти в деревне живут.
- Где ты видел у нас двухэтажный домик? - язвительно поинтересовался Пётр Петрович.
- Дело не в этажах! - отреагировал Харланыч. - У их дочери домик с крылечком, совсем по-деревенски! И вот, приехали они, а на крыльце сидит Славка. Ему девять лет, играется на телефоне. «Слава, - восклицает дед, - что баба Лена придумала!?». - «Что такое?» - спрашивает Славик, не отрываясь от забавы. «Баба Лена огород на тебя переписала!». По-прежнему не отрываясь от игры, Славка помолчал минуту-полторы, потом сказал, не глядя на деда: «Слушай, дед! Вот это она зря!». Дед с бабой переглянулись. «Это ещё почему?» - спрашивает дед. «Паша, братка, старше меня. Ему семнадцать! Он первый наследник на огород!». Это в девять-то лет так рассуждать!? А что будет, когда вырастет!? Да когда же-нится!?
- Когда вырастет, телефон у него уже не отобрать! Так и будет твой смекалистый внук Славиком зваться и на телефоне играть. Если с детства не приучить к работе, после школы поздно в руки лопату совать. Ишь, как шустро от огорода открестился! Хотя, - задумался Пётр Петрович, - не у тебя одного такой внук шустрый. Гостил я в прошлом году у сына в Барнауле. Весна, картошку за городом надо сажать. Поехали я, сын с женой и их дочь, Марина. И прихватили с собой внука, Игорька… Тоже девятилетний городской оболтус. «Пускай, - подумали, - приобщается к посильному труду, картошку раскидывает по лункам из маленького ведёрка. Приехали! У нас, взрослых, доля такая – кормить самих себя. А Игорёк изнылся весь, ему каждое движение по рублю стало бы в радость. А тут за будь здоров и не кашляй, то есть бесплатно оторвали от компьютера на физический труд. Поэтому он очень обрадовался, когда к огороду на машине с друзьями подъехал его брат. Он нынче девять классов окончил. «Вот, Гошенька, - заорал радостно Игорёк, - я картошку закопал, а ты будешь откапывать!» Видишь, куда нацелился; весной открестился от осенней работы.
- Тебя бабка-то не заругает ли за то, что я тебя разговорами от труда праведного отрываю? - проговорил Харланыч, поглядывая на сенцы, желая знать, не идёт ли со скалкой в руке хозяйка мужиков разгонять.
- Пошла по делам к сестре. Не скоро явится. Их надо холодной водой разливать, чтоб расстались, - отшутился Пётр Петрович. - Дала мне задание жука собрать, с тем и скрылась. Собирай или не собирай, он следом за мной по картошке прыгает там, где я только что его многочисленных родственников в плен взял.
- Тогда пошли на скамейку, - предложил Харланыч.
Он первым направился к калитке.
Сидят на скамейке, перебрасываются лениво деревенскими сплетнями. И говорить, вроде бы, не о чем, и расходиться по домам не хочется.
Выручил подвернувшийся под руку Ревизор. Прозвище ему досталось в наследство от должности. Он при советской власти работал контролёром-ревизором, а потом жизнь повернулась так, что всё пошло кувырком: работу потерял, с женой разошёлся. Правда, у него теперь с бывшей женой отношения, как у разведённых супругов-политиков – вместе не живут, но общаются и при возможности привлекают его, ставшего дважды дедом, к воспитанию внуков. Сейчас Ревизор как раз возвращался домой после очередной вахты с внуками, уставший, грустный, будто ему пообещала золотая рыбка досрочно пенсию оформить, а сама вильнула хвостом, только её и видели.
- Чё, поспать бы? - спросил Харланыч, видя невесёлое настроение Ревизора. Спросил наугад, только бы хоть что-то сказать, но обрадовался, что тот вознамерился составить компанию, влиться свежей струёй в их скучные разговоры.
- Умотали внуки Сивку-Бурку, блин! - улыбнулся Ревизор виновато, растерянно. Помолчал, раздумывая, задержаться с мужиками или дальше двигаться. - Неправильные какие-то дети пошли.
Решив остаться, Ревизор присел на скамейку, махнул рукой:
- Остальные дети играют тихо да мирно, а мои, блин, куда-то несутся, орут, визжат. Набегался я за ними. Пришли домой. Бабка в соседнюю деревню уехала к матери. Дочка тоже куда-то умотала с утра, сославшись на срочные дела. У всех дела, только я, выходит, лодырь. Блин, покормил я внуков, а когда спать укладывать, сам и прикорнул. - Ревизор снова виновато улыбнулся: - Не знаю, спали ли мальчишки, но я спал без задних ног. Отключился махом! Лизавета, ну, бывшая моя, вдруг заходит в квартиру. Я удивляюсь, блин: «Рано вернулась». А как она про время сказала, я чуть не сругнулся при внуках. Два часа днём спал, чего отродясь не бывало. Нет, блин, неправильные дети пошли! У других, может, какие надо, но не мои внуки.
Он опять виновато улыбнулся:
- Старею, видать. Уставать стал быстро. Сейчас, блин, полежать бы ещё чуток, но с фундаментом надо возиться. Откопал завалинку, а лес подгнил за зиму. Надо мараковать, какую песню запевать: самому ремонтировать или нанять кого? Наймёшь – платить чем?
- А далеко ли до пенсии? - Пётр Петрович выжидающе по-смотрел на Ревизора.
- Как медному котелку! Пахать да пахать. По советским временам, вроде бы, нет – три года. А по нынешним временам, при безработице-то, надо год за два считать.
- Чё, совсем в деревне работы нету? Устраивайся на биржу труда, - предложил Харланыч. - Другие как-то живут. И ты жил бы.
- За мной матушкин земельный пай числится. С ним по безработице не платят. А с него прокормиться можно? Самое большее, дают по пять центнеров зерна да столько же зерновых отходов.
Никто тему земельных паёв поддерживать не стал, и разговор затормозился. Ревизор поднялся, чтоб уйти домой, но на дворе через дорогу появился Газовик. Увидел мужиков, обрадовался. Подошёл, поздоровался со всеми за руку, с трудом присел на корточки напротив.
- Позвали к соседу на весёлую беседу! - поморщился. - И какие мировые проблемы решаем?
Харланыч вкратце пересказал суть проблемы – неправильные дети. Потом спросил, где это сосед успел спину надорвать.
- А то негде!? - прищурился Газовик. - Почтальонша пенсию у калитки отдала, так я эту несчастную пенсию с трудом до комнаты донёс. Как-никак, аж 300 рублей добавили. Не хухры-мухры!
В деревне часто так разговаривают – и в шутку, и всерьёз, а каждый понимает, что к чему, умеет отделять зёрна от плевел.
- Тележку бы прикупил, тогда не надорвался бы! - Ревизор поёрзал на скамейке, виновато улыбаясь своей шутке. - А моя пенсия будет с гулькин нос. Если не отменят, конечно.
- Закон подлости ещё никто не отменял, - поморщился Харланыч и повернулся к Газовику: - А ты что думаешь насчёт неправильных детей? Небось, много мелких пассажиров перевозил?
- С какого маршрута посмотреть! - молвил Газовик, в про-шлом работавший автобусистом. - Были на моём веку не-сколько детских историй. Все не перескажу, а один вспомнил.
Ревизор передумал уходить.
- Пацану, - приступил к воспоминаниям Газовик, - седьмой годок, в автобусе опёрся на капот и молчит. До речушки доехали, это километрах в трёх от деревни, он так серьёзно мне и говорит: «Здорово, рулевой!». Я поздоровался, усадил его на капоте, едем дальше, беседуем. Он и говорит: «Рулевой, а моя бабка не рассчиталась». Ну, мне-то в зеркале видно, кто заплатил за проезд, а кто выжидает. Я про бабку помню; выходить будет, думаю, тогда и заплатит. Говорю пацану: «Ну, шуми ей, пускай рассчитывается!». Он орёт на весь автобус: «Бабка! Рулевой велел рассчитываться!». Она пальцем у виска крутит. Мне же в зеркало видно хорошо. Она, наверное, надеялась, я про неё забуду. Пацан видит такое дело и опять орёт: «Сама ты дурочка! Давай, рассчитывайся!». Она ему в ответ: «Ох, да у меня же денег нету! Вот приедем домой, я денег займу, отдам шофёру». Пацан не унимается под общий хохот: «Нет, у тебя рупь железный в семечках в кармане лежит!». После этого бабка подошла, положила рубль на капот. А билет стоил 73 копейки. И как двинет внука по затылку, да как запустит матом на весь автобус.
- В общем, как сказал бы мой двоюродный братан, под это и гранд получить не зазорно, - засмеялся Харланыч. - Дети разные нужны, дети всякие важны.
- Грант под что? - не понял Пётр Петрович.
- Я же сказал: так часто говорит мой двоюродный брат. Козырная, между прочим, фраза. Ругается он с женой, она на него наседает – нет никакой возможности отбиться, а как в дело или без дела услышит от мужа про грант, плюнет и отступается, как от проказы.
- С вами хорошо, мужики, а без вас ещё лучше, - поднялся со скамейки Пётр Петрович. - Языком чеши или рукавом занюхивай, а колорадского разбойника изничтожить всё-таки надо. Не ровен час, бабка с проверкой моей деятельности заявится. Её фразой про грант не отпугнёшь, она их сама, кому хошь, раздаст, мало не покажется.
- Напоследок, мужики, расскажу анекдот из моей школьной юности! - Харланычу, похоже, неохота было расходиться на все четыре стороны, в особенности в ту, что ведёт в собственный двор, потому что дома его ждали дела, а он с детства не привык за работой гоняться. - Тоже, похоже, про неправильных детей. Одна девочка зачастила в библиотеку. Днём возьмёт книгу – утром за следующей приходит. А библиотекарша смотрит на девочку и думает: «Когда же это она так научилась читать?» Даёт ей «Войну и мир». И эту книгу приносит утром. А тут кто-то из учеников «Алгебру» за восьмой класс забыл. Библиотекарша подаёт учебник: «На, почитай!». Ушла девочка, а утром возвращается. «Ну, как книжка?» - спрашивает библиотекарша. «Ой, - отвечает, - хорошая книжка. Но конец плохой, трагический!». - «А что такое?». - «Ой, да Алгебра застрелилась!».
Посмеявшись, мужики нехотя поднялись, и через пару минут скамейка опустела.

Возвращаясь в огород, Пётр Петрович рассуждал, из пра-вильных или неправильных детей вырос и почти до шестидесятилетнего возраста дожил Ревизор, к какой категории отнести Харланыча, трижды женившегося и от каждой жены имевшего детей, которые с ним даже не здороваются. Ни к чему конкретному он так и не пришёл: первый же картофельный куст в огороде был облеплен жуками, и Пётр Петрович почти со стоном и проклятиями в адрес прожорливых насекомых опустился перед ними на колени, чтобы снова приступить к нелёгкой для него работе.
Через полчаса еле разогнув спину, сказал вслух, удивляясь пришедшему на ум новому для себя ругательству:
- Едрить твою за ногу, колорадский жук!
Постоял, дождался, когда исчезнут круги перед глазами, добавил:
- Чтоб вас приподняло да шлёпнуло больнее некуда.
Ему показалось, будто с каждого картофельного куста он слышит в ответ ехидный смех навечно прописавшихся в огороде колорадских жуков, непомерным грузом навалившихся на шею Петру Петровичу. Он было подумал завтра позвать на помощь внука, но вспомнил слова Ревизора и понял, что из этой его затеи ничего путного не выйдет. Его младший внук, не городской, а тутошний, деревенский, похоже, тоже рос неправильным дитём и что с компьютером в обнимку ему в огороде делать нечего.
Пётр Петрович с тоской посмотрел на дорогу: не возвращается ли бабка? Глядишь, водички бы поднесла, а он бы силы сэкономил, отдыхая в это время.
Дорога была пустынной…


Рецензии
В небольшом рассказе картина сельской жизни одного дня с будничными заботами (борьбой с колорадскими жуками, отношениями дедов и бабушек с внуками, чаще всего привезёнными родителями на летние каникулы из города (загоняют внуки одного из дедов до изнеможения, до дневного двухчасового сна без задних ног.) Социальные проблемы сельских жителей предпенсионного возраста отягощены законами государства, как у Ревизора, не знающего, как прожить три года до пенсии, при безработице в деревне:"За мной матушкин земельный пай числится. С ним по безработице не платят. А с него прокормиться можно? Самое большее, дают по пять центнеров зерна да столько же зерновых отходов". Интересны беседы односельчан,балагурство, в котором проявляются их характеры. И Иван Фёдорович Скорлупин обычно не обходится без историй, вызывающих улыбки, и, здесь это рассказы о неправильных детях - внуке, заложившем бабушку - зайца, о "читательнице" одолевшей за ночь роман "Война и мир" и трагедию седьмого класса про застрелившуюся Алгебру. Спасибо, перечитала с удовольствием.

Татьяна Брагина 2   19.05.2018 08:47     Заявить о нарушении