Очерк о молитве. С диктафона паломника

               
                Файл: « Молитва».
                Из диктофонных записей паломника.


 Какая-то внутренняя потребность заставила меня опубликовать данные записи. Я, оставаясь сторонним наблюдателем, точнее слушателем диктофонных записей, предаю их на ваш суд. Однако, делаю это с некоторой оговоркой, понимая, что на мирских сайтах такие вещи не публикуют, но в существующую рубрику «религия» посчитал возможным выложить и опубликовать.
 
 Как известно, в православном понимании случайностей не бывает, а всё происходит по промыслительному Божественному произволению, то есть - всё не просто так совершается…

  А началось всё с « made in china», точнее с их ширпотреба. У меня сломался очередной китайский телефон и за отсутствием денег на новый, я пошёл в комиссионный ларёк, чтобы купить недорогой мобильник, но уже не китайский. Тут я увидел на витрине лежала старая добрая Нокиа. Смартфон, такой же  был у меня более десяти лет назад, мой любимый «кирпичик», незаслуженно списанный по старости. Этот экземпляр был в хорошем, даже отличном  состоянии за скромные деньги. Продавец расхваливал товар, говорил, что раньше он стоил ровно в десять раз дороже, а так же, что в нём есть полная клавиатура, большой экран, а в заключении сказал, что кажется ещё и  карта памяти от предыдущего владельца осталась...  Я был счастлив, вновь приобретя старого друга и благодарил Бога за подарок.
 
 Вечером, расположившись на диване поудобней, я стал подгонять смартфон под себя, настраивать всевозможные приложения. И тут я увидел, что карта памяти действительно есть, и не была пуста. Обычно, продавцы в ларьках всё стирают, а здесь остались какие-то файлы. Зная, что в большинстве случаев файлы остаются системные или какая-нибудь срамота я, с честной совестью, хотел было сделать форматирование, однако меня остановило название нескольких файлов и их формат. То были файлы для записи голоса с диктофона, и я решил их прослушать, больше конечно из интереса, но и не хотелось удалить, возможно, что-то важное для бывшего хозяина, надеясь «если что» разыскать его как-то и передать записи. Надо сказать, что записи оказались, конечно, очень важными, но по объективным причинам, о которых вы узнаете позднее, мне не удалось отыскать бывшего хозяина смартфона, чтобы вернуть записи.

 Как я понял, слушая диктофон, запись происходит в каком-то мужском монастыре, но может это и не так.  Разговор идёт между паломником и, очевидно, иеромонахом, возможно старцем, но это только моё предположение. Похоже, что запись вёл паломник, а знал ли о записывании на смартфон монах - я так и не уразумел. 
 Как я уже упоминал, после некоторых раздумий, всё-таки решил предоставить записи этих бесед в тексте.
  Принимая это решение, исходил из того, что темы бесед не являются исповедальными, так же в тайне останется как само место, так и инкогнито обоих собеседников. Полагаю, что суть беседы может иметь полезную или полемическую составляющую для православного христианина…
 Далее привожу первую файловую запись беседы со смартфона под названием «молитва».  Обозначив действующих лиц как - «паломник» и «монах», я с некоторыми исправлениями, корректировкой и вырезками, показавшиеся мне в разговоре не существенными, воспроизвёл данный диалог письменно.
 

Паломник: Добрый день, батюшка,  благословите.

Монах: Бог да благословит вас для всякого доброго дела.
 Вас, наверное, предупреждали, что не более получаса беседа может быть – паломников много, знаете ли, не успеете сегодня, приходите в следующий раз…

Паломник: Да, очередь видел, предупреждали.
 Вот первый вопрос у меня по молитве. Батюшка, вы, наверное, знаете книгу «Откровенные рассказы странник духовному своему отцу»?

Монах: Да, конечно, эта книжечка многих привела к Богу, научила Иисусовой молитве, привела к чтению святых отцов в «Добротолюбии». Даже такой праведник как Серафим Роуз, пришёл убедительно к православию через неё.  А тебя что-то смущает в этой книге? Может то, как учил странника тот монах, давая в день послушание на тысячи и тысячи молитв.

Паломник: Отчасти и, да и нет. Да, как раз и я научился непрестанно творить Иисусову молитву довольно-таки скоро, ибо учился, как в книжке написано. Привык её творить и по чёткам и без них. Моя жизнь, мой уклад и работа позволяли творить Иисусову молитву почти постоянно. Уж сколько тысяч в день я исполнял – сказать не могу, но, живя холостяцкой жизнью, упражнялся ею  непрестанно, когда только позволяло отсутствие разговора с кем-либо. Да и в разговоре, в делах творил молитву незаметно для окружающих, стараясь поскорее окончить беседу, чтобы остаться одному. Однако со временем, по прошествии нескольких лет, стал замечать, что молитва стала забываться в непрестанности. То на час её забудешь, то на два. Постепенно дошло, что и на полдня, а порой и за день - едва сотворишь десяток молитв. Нет, конечно, я делал утренние и вечерние правила, ходил по воскресеньям и субботам на службы, вёл, как мне казалось, духовную жизнь, однако с чётками уже не ходил. Раньше они лежали в кармане и, творя Иисусову и Богородичную молитву («Владычице моя, Пресвятая Богородице спаси нас») я, доведя по кругу их до ста - творил далее Символ Веры.
 
 Устроившись на работу, уже не мог носить чётки во время работы, так как работать надо было руками. Хотя, если когда ездил на машине приучил себя даже на рулевой баранке перебирать выемки и бугорки как на чётках. Можно было на палец купить маленькие чётки, но и они бы помешали работе. Но даже не столько непрестанность молитвы, сколько её обыденное употребление без ума в словах, привели к постепенному забвению непрестанности Иисусовой молитвы.

Монах: Ты, дорогой друг, я смотрю, упражнялся молитвой да, похоже, не правильно.  Во-первых, ты же не монах - исихаст, ты же мирянин. Для мирянина достаточно творить устную молитву, не переходя в умную или умно-сердечную, где можно впасть в прелесть. Какая цель была такого подвига, что ты искал в молитве? Если сладостного удовольствия и любви ко всему миру,  сводя ум в сердце – это одно, если покаяния, то это совсем другое.  Полагаю, ты братец, как и многие, попался на первом, на мистицизме, ища в молитве чудесных переживаний, сладости в сердце, как это описывал странник.  А ведь Святые Отцы запрещают искать приятности и утешений чувственных.  А то получается, что под предлогом величайшего делания любви – «творения» Иисусовой молитвы люди  произносят тысячи молитв – пытаются сводить ум в сердце, а то ещё и ниже, от незнания и впадают в блуд, или получают «неземное удовольствие», сравнимое с наркотиком, отчего впадают в больший грех. А ведь не в этом главная задача молитвы, главное - это сокрушение сердца о своих грехах, видение себя грешным человеком и искреннее покаяние, сосредоточенность в понимании слов молитвы. А видение ангелов, царствия небесного и даже непрестанная память Божия - ничто, в сравнении с видением себя грешным хуже всякой твари, то есть имеющим начатки  смирения.
 Молитва есть пища для души и Сам Господь сказал: « А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны…»
 Полагаю, что быстрое тараторение молитвы, без внимания и есть пустое многословие, привычка, как сквернословить, когда такой человек и не замечает уже своей словесной скверны. Встречал я и таких «молитвенников», у которых чётки перебираются в одну секунду, то есть молитва у них проговаривается в одну секунду… Это что, Господь так учил? Вот оно язычество! Какая молитва, какое качество – без внимания? Да это простой лепет, хоть и с истинными молитвенными словами Иисуса Христа.
 Можно сказать, что качество молитвы - это её неспешность и сосредоточенность. Не тараторение, не многословие, а умное проговаривание, промышление каждого слова молитвы, что бы оно доходило до сознания, но без картинок-иллюзий, без фильмиков.  Ведь когда мы с тобой, сейчас  разговариваем, сосредоточенно – мы понимаем друг друга со слов, без представляющих образов и картинок. Это важно, что бы молитва, дух сосредоточенности не отвлекался на постороннее, а для этого не надо спешить, спешить совершить как можно больше молитв. Как будто Богу нужно определенное количество в определённое время, что бы получить «зачёт». Вот и получается, что мы все не умеем молиться, надо учиться молиться …
 Вот ты и многие, тоже попались на количестве и скорости, думая, что они перейдут в качество. Что скажешь, мой друг, разве не так?

Паломник: Так. Так ведь, что тут скажешь батюшка, наверное, вы правы. Уже позже я слышал критику от профессора богословия Осипова Алексея Ильича про эту книжечку, и про советы Игнатия Брянчанинова о неспешности в Иисусовой молитве. Так ведь мы же доверяли и последним главам «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», где странник вёл беседу как раз на эту тему с профессором богословом и исихастом, который, как нам тогда казалось, убедительно доказывал, что количество молитв постепенно переходит в качество. К сожалению, мы тогда не знали, что и сам Феофан Затворник, поначалу давший разрешение на издание этой книги, впоследствии отказывался её издавать и называл её вредной для новоначальных.  Но, все-таки эта книга многих привела к Богу, рассказала подробно об Иисусовой молитве, познакомила с другим шедевром «Добротолюбием». Да одно знакомство с историей про Евреинова, в этой книге, чего стоит. Да и опыт построения исповеди многие взяли себе на вооружение.

Монах: Конечно, эта книга очень увлекательная и возможно была бы полезной, не будь там такого опасного опытного учения творить непрестанно молитву как странник. Кстати об исповеди, ведущей ко смирению, по этой книжице, тоже нам достаётся, то есть священникам значит. Понапишут на листочках: о нелюбви к Богу, нелюбви к ближнему, что не верят ничему религиозному, как об этом в книжечки, в опыте построения исповеди написано. А ещё скажут, что являются первым грешником на земле, и что прикажете с ним делать? Что-то здесь не так: по букве закона правильно написано, по сути, вроде тоже правда, аж распял себя на бумаге, за свои грехи, а по форме изложения, применительно к душе кающейся, так не выходит. Признание великого греха есть, а сокрушения сердца нет, так записочка. Заявительная исповедь без покаяния.
  Вроде бы, смотрите – пришел, кается первый грешник на земле, а ничего - стоит спокойненько, листочек с грехами батюшке даёт  - читай батюшка, а я пока по иконостасу пройдусь, посчитаю иконки, на свечки поглазею…
 Раскаяния в грехах нет, слёз - нет, дрожание голоса, сокрушения о своих грехах – нет. А, ведь грех сгорает со стыдом, а здесь грехи на бумажке – проговаривать не надо, дома на компьютере написал, а ещё сохранил файл для следующей исповеди, на принтере распечатал с запасом, и готово!
 Самый страшный грех, что, мол, «Я не люблю Бога» – напишут уже без страха, аж с бравадой, мол, знаем по понятиям, что все мало любим Бога, так как заповеди Его не соблюдаем, да и не думаем о Нём, а если и вспоминаем, так, когда что-то плохое с нами случается.  И первым в очерёдности на бумажке стоит «Я не люблю Бога», суть которого завуалирована общим, грешным состоянием всех людей, а раз всех людей, то уже и не так страшно вместе со всеми-то...
 И получается, что стоит очередь на исповедь из первых грешников на земле, каждый друг у друга прощения просит с поклонами, всё так красиво, показательно… А есть ли там кающиеся? Очень мало, я скажу тебе, мой друг, больше или про соседку или про свекровь, а вот как избавиться от страстей – редкий случай...  Да, брат, ты тот редкий случай, пока.
 Покаяние ведь есть изменение ума, перемена, обещание мол, «Пока я не я, я буду я, я хочу быть я, я – настоящим, я переменюсь».
 Так вот об исповеди по бумажке, опять. Христианину, который при крещении обещался Богу быть в Его содружестве, возможно, говорить о степени любви или не любви, о недостаточности любви к Богу. А в  утвердительно-показной форме заявлять, что «Я не люблю Бога», - есть прелесть в своей самооценки уже греховного состояния, то есть некая квадратичная зависимость прелестного состояния.
 Может статься вопрос: «А за какое из дел ты не любишь Христа?» А в праве ли ты называться христианином и носить крест? А что ты здесь вообще делаешь, и не являешься ли ты  анти-христианином?  То есть, открывать на исповеди с сожалением, о своей недостаточности в любви к Богу необходимо, а заявительное  утверждение: «Я не люблю Бога» - уже есть некое отречение от Бога.
  Вот ты, мой друг, мог бы сказать, точнее, написать на исповеди, что ты не любишь мать или не любишь отца? Подавляющее большинство людей скажут, что любят своих мать и отца. Да, они будут сожалеть о том, что мало любят их или любили, особенно кто остался без родителей. Однако, я уверен, что они не захотят писать, мол: «Я не люблю мать», ибо это будет душевным противоречием. Они будут говорить о малой  любви к родителям, будут терзать себя, что мало уделяли им времени, заботы, ласки, любви, но не напишут, что их не любят, ибо это будет похоже на отречение, предательство того, кто всю душу положил за тебя, родил, кормил, одевал, воспитывал, дружил, любил…  Да и почему кто-то должен писать, что не любит мать, если он её действительно любит? Хоть эта любовь может быть и неполноценная, но всё же  - любовь.
 А Бог? Не Он ли Наш Создатель, Наш Отец? Вот, что получается…
 Поэтому-то меня и не радуют листочки с написанными грехами по этой книжице, да и не по этой книжице тоже. Можно конечно памятку на листочке сделать, если генеральную исповедь подготовил, а так, по мне лучше своими словами, что бы голос дрожал.
  И порой  приходится объяснять, что главным твоим грехом, на данный момент, является тот, который ты мог по своей силе предотвратить и не предотвратил. Мог не выругаться – а выругался; мог не осудить – а осудил; мог почитать Евангелие – а не почитал; мог помочь кому-то -  а не помог; мог быть в храме – а проспал; мог помолиться – а поленился; мог не распаляться – а сам пал в растление… Вот где оказывается нелюбовь к Богу - в том, что ты в малом не смог к Нему приблизится. А об этом в большинстве молчат.
  К сожалению, сейчас не часто встретишь кающегося от души человека, с сокрушением сердца. Ведь когда такой человек исповедуется, то и я вместе с ним сопереживаю, переживаю свою ответственность данного таинства. И голос у меня, так же как и у него дрожит, когда я говорю «… я недостойный иерей, стою пред тобой и Богом и свидетельствую…». Вот после таких покаяний, я счастлив,  хоть порой и семь потов сойдёт от напряжённости момента.  Полагаю, что и на небе счастливы таким покаяниям.

 Ну, а чему-то же тебя молитва научила? Польза то была от Иисусовой молитвы, кстати, ты творил пяти или восьмисловную?

Паломник: Восьмисловную молитву творил: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Молитва не только научила, но и спасала, не однажды.
 Могу рассказать батюшка. Начну с самого простого: ничего лучше так не отгоняет дурные или навязчивые мысли как эта молитва. Слово Иисусово, видать опаляет бесов или, по крайней мере, делает их навевания в борьбе с прилогами не таким успешным, и спустя пять – десять минут, ненужные мысли уходят.
  Да, чуть не забыл, я ведь и курить-то бросил, в большей степени, благодаря этой молитве. Кстати, отошёл от курева очень даже радостно, что может показаться странным, для ещё не бросивших этот, всё-таки наркотик. То есть укоренившийся грех, страсть, конечно же, меня крутила, но с помощью молитвы это было так, как будто я избавлялся от тяготы оков. То есть радостно было, когда бросал, ибо понимал это как победу, победу над собой. А ещё Иисусова молитва, точнее не молитва, а Сам Бог, помог когда я оказался в ситуации близкой к самоубийству. Было это, как раз на начальном этапе знакомства с молитвой, и наступило у меня тяжкое время перемен - развод с женой. Как узнал я, что изменяет мне жена, так бес пристал ко мне, что есть такой сладкий выход – покончить с собой, что показался он мне решением проблемы, выходом из драматичной ситуации. Конечно, знал, что дьявол  крутит, но в голове его мысль засела, да так, что не прогнать её никак. Вот тогда-то я усиленно и начал упражняться в молитве  Иисусовой. Ей и отогнал  эти мысли. Если бы не Иисус Христос, то и не знаю – разговаривал ли с вами сейчас. В общем, спасла молитва, в прямом смысле. Слава Тебе Господи, Наш Слава Тебе!

Монах: Да, брат, я тоже знаю об этих свойствах молитвы отгонять бесов. Так что же ты сейчас-то не творишь молитву, раз она тебя вытащила, можно сказать, из петли. Ведь бес-то петлю, наверное, предлагал? Это его излюбленный метод.

 Паломник: Да, петлю, поэтому и понял сразу, что от беса. А молитву я творю, но уже не непрестанно как раньше, а так по привычке, когда вспомню про неё. Поэтому-то я и огорчён, что молитва «ушла» и понимаю, что это из-за отсутствия «ревности по Бозе».

Монах: Я тебе вот, что скажу, мой милый. Всё это у тебя от неправильной духовной жизни, точнее сказать ты не ведёшь духовную жизнь. Ведь молитва, поход в церковь, причастие, исповедь – это следствие, а причиной, действительным подвигом духовной жизни является познание истины или стяжание Духа Святага. Многие сейчас под видом духовной жизни ходят в храм, даже исповедаются, причащаются – и что? Чего они ищут, знаешь? А ищут они Благодати Божией, чудес, видений и явлений – это вместо того, что бы искать Духа Истины, покаяния и смирения,
смысла бытия. Вот я тебя спрошу – ты каждый день читаешь Евангелие? Ведь христианин обязан в день хотя бы по главе читать, и Евангелие есть лучшее средство от уныния и ипохондрии в наставлении духовной жизни.
 Жил здесь у нас монах, недавно отошёл ко Господу, так вот после него остались некоторые рукописные записи, в которых он давал советы мирянам, я ими тоже пользуюсь. Так вот, по твоему вопросу он советовал мирянам иногда чередовать или, так сказать, разбавлять Иисусову молитву, в том случае, когда улетели мысли, вот той молитвой, которую мы нашли у него в записках. Откуда он её взял не знаю, может сам составил, но она братии запомнилась. Слова там все известные, из Евангелия значит. Молитва вроде простая, а и немного «заковыристая», что ли - требует сосредоточенности и внимания – и это хорошо. Я и сам стал иногда «разбавлять» ею свою непрестанную молитву, особенно когда почувствую, что «улетел» с молитвы. Сосредоточишься этой молитовкой, и вновь за Иисусову молитву, так неспешно, со смыслом и продолжаешь.
 Да, а звучит она так: «Господь мой и Бог мой, Да будет Святая Воля Твоя, И в скорбях достойное по делам своим принимаю, Если хочешь – очисти меня грешного, И научай всё творить с терпением, смирением и любовью».

Паломник: Да, не слышал такую молитву, хотя слова действительно все знакомые с Евангелия. Хорошо, что короткая, запомнить не сложно. Сколько помню Апостол Фома, во втором явлении Иисуса Христа к ученикам, в ответ на обращение к нему Господа проверить раны от гвоздей и от копия, только смог проговорить: «Господь мой и Бог мой».
  «Да будет Святая Воля Твоя» - это из молитвы, преподанной самим Христом ученикам, как мы сейчас называем «Отче Наш».

Монах: Верно, а вот в слова правого разбойника добавлено, что в «скорбях достойное по делам своим принимаю». Чтобы не получилось так, что и всё доброе мы бы принимали как достойное, дабы не превозноситься.
  Дальше в молитве вспоминается пример, как прокажённый сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». На что Христос ответил – «Хочу, очистись». И он тут же очистился от проказы. То есть в этом обращении заложен призыв о помощи ко Господу, к очищению от грехов, к исцелению.
  Вот, а дальше в молитве просится научать всеми тремя главными добродетелями: терпением, ибо сказано в Евангелие «Терпением спасайте души ваши».
  Научать смирению, как говорил Христос : …« научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен»… А так же смирение есть - добродетель противоположная гордыне.
 И самым последним в молитве идёт просьба научать любви. Ведь любовь есть главная добродетель, Апостол Павел говорит о том, что нет ничего столь же важного в мире и в человеческой жизни, чем настоящая любовь, такая, какой Христос возлюбил всех нас. Да всё Евангелие и учит нас Божественной любви к самому Богу,  друг ко другу, даже врагов своих любить.
 Вот ещё раз повторю тебе молитву, дабы не забыл: «Господь мой и Бог мой, Да будет Святая Воля Твоя, И в скорбях достойное по делам своим принимаю, Если хочешь – очисти меня грешного, И научай всё творить с терпением, смирением и любовью».
  Так что теперь и ты, любезный друг, сможешь поупражняться в молитве сей. Полагаю, что для большей сосредоточенности в Иисусовой молитве, иногда «разбавлять», если «улетишь», её вот этой молитовкой греха не будет, хотя молитва  новая, но все слова её есть и в других молитвах…

Паломник: Спасибо, батюшка, непременно попробую поупражняться в сей молитве. Мне она нравится, а особенно где слова разбойника, ведь действительно, принимать достойные нам скорби по нашим грехам есть наша смиренная обязанность, сущность человеческой души, желающей исправления, исцеления, как от принятия «горьких таблеток», ведущих к исцелению.

Монах: Полагаю, что истинная духовная жизнь есть в стяжании Духа Святага, исполнении Заповедей Божиих – нелицемерно. Что немаловажно в наше время – никого не осуждать, видеть себя худшим, чем другие. Искать Бога, Истину, а остальное приложится. Вот, а то сейчас многие и без веры приняли крещение, ходят, исповедуются, причащаются, а спросишь – далеки от христианского понимания духовной жизни.

Паломник: Да, батюшка, к сожалению, у меня такие знакомые есть. Десятилетиями в храм ходят, а по сути, неверующие, даже священников таких встречал.
 А то, что я так сказал грех батюшка или нет, ведь я, по сути, осуждаю?

Монах: Экий ты дружище и хитроватый. По сути, если сказано без любви – грех. С осуждением – грех.  Знаешь, констатация факта может быть так преподнесена, что тоже будет грехом. Давай их не судить, а то получается, что ты вроде как «красноармеец», а они  «неизвестно хто» – это неверно и не нам судить. Да, поступки, грешные дела - можно осудить, но не человека. Да и то, поступок поступку - рознь, одно дело когда человек борется с грехом и тот его побеждает, другое дело когда знает, что зло и не борется… Все люди разные, все грешные и находятся в прелести, только в разной степени. Поэтому все больные – один поменьше, другой при смерти, а земной конец один. 
Так что церковь наша есть лечебница для душ человеческих. Лечиться надо ходить, исцелять свои болячки, совершенствоваться в познании Бога, очищаться от греховных струпьев и искать Бога, то есть  сотрудничать с ним, слышал, наверное – синергия значит.
 А, послание Апостола: «…Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите…» - не забывай.  Вы в миру находитесь, и вам сложней спасаться, ибо искушений больше, то есть соблазнов значит. Иисусова молитва  самая удобная в этом деле, а чтоб не отвлекаться, а творить с сознанием и смыслом слов, вот тогда и не спеши, молись с сокрушением сердца, с покаянием и если попробуешь и понравиться, для большей сосредоточенности, разбавляй иногда вот той молитвой, что от монаха осталась. Слова там все  вспоминаются из Евангельских событий, которые сосредотачивают на смысле происходившего, из-за чего ум не так подвержен отвлечению на постороннее.
 В данном вопросе, это просто – совет, им можешь воспользоваться, а можешь, нет, главное прислушивайся к своей совести. А то порой, совет священника принимают за благословение, а благословение принимают за приказ. Все мы грешные люди, можем ошибаться, а ошибки в духовной жизни могут дорого обходиться, тому множество примеров.
 Есть у тебя, мой брат, ещё вопросы?

Паломник: Да, батюшка есть. Порой кажется, что не достоин причастия, ибо куда мне грешному, своим «свиным рылом» да ко Святой Чаше, да и то кажется, что плохо подготовился ко святому причастию. А ещё мысль гложет, что истинного раскаяния нет, ибо грехи повторяются годами.

Монах: Надо помнить, что доктор и лекарства нужны больному. А  в таинстве причастия, действительно вино и хлеб, сходящим Духом Святым, претворяются или лучше сказать прелагаются в  Честнаую Кровь и Плоть Христову – это можно назвать и божественным лекарством.
 А достоинство к причастию определяется степенью оценки своего недостоинства. То есть, чем человек сильнее чувствует, что он не достоин причастия – тем он более оказывается достоин. Здесь работает совестливая самооценка своей греховности. И наоборот, если человек чувствует, что он достоин Таинства, значит его, уже гордостная самооценка завышена.
 По сути, мы все недостойны, но получаем Тело и Кровь Господню по милости Божией. Большая часть, нас самих, живёт авансом или в долг, в надежде на будущее исправление, обещание Богу.
 А о повторении греха годами…, бывает и десятилетиями, порой, некоторые до смертного одра борются. Знаешь, наверное, формулу: «Пал – встань, опять пал – опять встань, и так, пока падаешь – вставай. Головой ко Христу».
 А истинное раскаяние, истинное покаяние, истинная любовь, истинная жизнь – да, к этому мы и стремимся, это вектор. «Что есть истина» - Пилатовский вопрос к Истине. Мы христиане знаем Кто Истина. Там, где нет истины – там нет богопознания, там нет и смысла жизни. Высшей истиной является любовь, любовь к Творцу, Бог есть Любовь, Бог есть Истина. Так, что истинное раскаяние – есть вектор, идущий от искреннего раскаяния. Вот, немного мудрёно, или философски покажется, а с другой стороны всё просто, если поразмыслить не спеша.
 
 Ну, что понятно? Давай, брат, завтра приходи, если сможешь, а то сегодня нам с тобой не успеть больше, время вышло, да и много нельзя сразу информации, её надо переварить, осмыслить…

Паломник: До свиданья, батюшка.


Рецензии